Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную и исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ohrana_nasekomyh.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.

        На протяжении всего занятия в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении проблемных вопросов и, обобщив полученную информацию,  делают вывод .Самостоятельно добытые знания в процессе групповой работы  ребята представляют всему классу.

       Содержание учебного материала  подобрано с учетом возрастных особенностей.  Ученики являются  активными участниками учебного процесса.

Занятие  кружка «Юный краевед- исследователь», проведённое во 2 б классе.

Учитель: Миронова Юлия Леонидовна

Тема:  Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков.

Цель:  расширить и закрепить знания детей о полезных и вредных насекомых  родного края;

             разработать экологические знаки по охране насекомых.

         

Задачи: формировать экологическую культуру учащихся;

               развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

               учиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, обобщения;

               развивать навыки сотрудничества с учителем и другими детьми;

               учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

               воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Характеристика деятельности учащихся на уроке:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  2. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
  3. Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково– творческой   деятельностях;
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: ; презентация , рабочие тексты, карточки, шаблоны экознаков.

                                                                                                           Ход  занятия.

             

                                     Деятельность учителя

             

            Деятельность учащихся

                                                               

                        УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

-Кто может назвать себя исследователем?

- Какими качествами вы обладаете?

- Какие исследования вы можете провести?

  1. Актуализация  опорных  знаний.

- Что нужно для того, чтобы провести исследование?

(Знать, что такое проблема, гипотеза, цель, методы  исследования)

1. Упражнения для  исследователя.

- Проведём упражнение для исследователя.

Карточка.

  1. Соотнесите определение с понятием.

цель

предмет стремления, то, что надо осуществить

проблема

предположение

гипотеза

сложный вопрос задача, требующая решения путём исследования

методы исследования

наблюдение , опрос, анкетирование, эксперимент

  1. Выстрой по порядку выполнения работы.

....  Цель    …. Проблема     …..Гипотеза   …..Методы исследования

2.Проверка домашнего задания.

- Какое исследование вы проводили  дома?

(изучали полезных и вредных насекомых)

- Какими методами вы воспользовались?

- Представьте продукт вашей работы. (в группах)

- Оцените работу ваших товарищей и выберите самый интересный проект.

 III. Постановка  цели   занятия.

- Всё ли изучили по разделу «Мал золотник да дорог»?

- О чём еще необходимо сказать? (об охране насекомых)

- Сформулируйте тему (мысли детей)

- Прочитайте тему нашего занятия

Тема: « Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.»

- Определите проблему, цель работы, гипотезу, методы исследования и запишите в карточке.

( Проблема:  почему нужно некоторых насекомых охранять, а с другими бороться.

Цель: разработать экологические знаки  по  охране полезных насекомых.  

Гипотеза: если человек будет знать пользу и вред от насекомых то это поможет сохранить экологическую обстановку в городе.)

- Озвучьте.

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

-А  актуальна ли данная тема нашей работы?

- Выясните друг у друга в группах (дети ходят по классу и спрашивают у гостей.)

- Приступим к решению проблемы, раскрытию цели  и проверке гипотезы.

- С чего начнём работу?  (работа с источником информации)

- Поработаем в группах ( 1- 2  группа- насекомые- помощники; 3-4 группа- насекомые- вредители .

Задание: записать в карточку , по каким причинам мы должны охранять насекомых, а по каким бороться, т.е ваши выводы)

Сообщения для групп

Вредители:

Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского  штата Колорадо, об этом говорит само название.  Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек.  Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.

Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.  Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие.  Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают  молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.

Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.

Помощники:

Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов.

             Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю.  За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.                    

 Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.

Представление групп.

- На примере одного насекомого раскройте его пользу или  вред (от группы по одному человеку.)

Сообщение для представителей.

1 группа.

Бабочки питаются нектаром цветов. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец. Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая. К сожалению, в наше время бабочек стало мало.  (рисунок бабочки)

2 группа.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки   или    крупные камни так, чтобы они были приподняты на 1 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту.

3 группа.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают  молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

4 группа.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.  Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

- Что вы выяснили? Почему одних насекомых нужно охранять, а с другими бороться?  (зачитывают выводы группы)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась.

Раз -росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре- полетела.

2.Создание экознаков  по охране или борьбе с  насекомыми.

- Посмотрите в ваши карточки. Всё ли выяснили по проблеме , по цели , работы? (не  разработали  экологичекие  правила)

- Я предлагаю группам создать экологический знак по охране насекомых.

- Что же делать с вредными насекомыми? Может быть их уничтожить?

(ими питаются птицы, животные и другие насекомые)

V. Контроль, самоконтроль.

- Над какой темой  работали?

-Какую проблему решили?

- Как проверить гипотезу? (дождаться весны и лета и проверить)

VI. Задание поискового характера.

- Какое исследование вы хотели бы провести?

- Оформите страницу в альбоме по теме нашего занятия, проведя исследование.

VI. Рефлексия.

- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что помогло вам решить задачи?

 - Где можно применить свои знания?

- Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

П

М

И

понравилось

на  занятии

не понравилось

на  занятии

Было интересно

Настрой на рабочий лад

Обобщение и систематизация изученного

         Работа в группах

Приём «Логическая цепочка»

(выстраивают на доске понятия в ряд)

Постановка учебной задачи

     Работа в группах

         Работа с учебной  литературой

     

Практическая работа

Беседа с аргументированными ответами

Дифференцированное задание поискового характера

   

 Анализ  работы

Оценка своей деятельности на уроке

Личностные:

Представление о причинах успеха в учёбе

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Познавательные:  умение обобщать;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 Регулятивные:

осуществлять контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности

 Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего  действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

  Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.  

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.          

Познавательные: строить рассуждения  в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия.

       

                 

     

Личностные:  учебно- познавательный  интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выявления учебных заданий с использованием  учебной литературы.

Коммуникативные:  принимать участие в работе группами

 

             

Личностные: общее представление о моральных нормах поведения.

Коммуникативные: понимать необходимость использования правил вежливости.

Личностные: 

соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь"

       Цель занятия:    учить ставить проблему, определять объект исследования....

Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир» при изучении темы: «Охрана животных». Виртуальная экскурсия "Мы идём в зоопарк"

Актуальность темы: Занятие обеспечивает учащихся дополнительной информацией о Красной книге России, о крупных зоопарках Р.Ф. Так как в нашем городе нет зоопарка, в занятии имеется видеоматериал о зооп...

Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».

      Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...

Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.

Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся"  с описанием примен...

«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...