рабочая программа по редмету"Окружающий природный мир"
рабочая программа
программа подходит для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития( вариант II)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района
«Согласовано» Руководитель МО _____________Глотова О.В. Протокол № 1 от « » августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ____________Химичева В.А.. « » сентября 2020 г. | «Утверждено» Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ______________ Балакирева О.С. Приказ № от « » сентября 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
окружающий природный мир
5 КЛАСС
(ВАРИАНТ 2)
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
Учитель: Колпакова Н.Е.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа предназначена для работы с учащимися 5 класса и рассчитана на подготовку учащихся с интеллектуальными нарушениями к доступной работе по дому.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (ВАРИАНТ 2)
- Учебного плана основной образовательной программой МКОУ Бутурлиновская ООШ №4;
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения
Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- представления о животном и растительном мире;
- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;
- умение различать части суток.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Формы организации учебных занятий:
- Занятия - диалоги.
- Занятия - исследования.
- Занятие - соревнование.
- Игры.
Тематическое планирование предмета «Окружающий природный мир»
Название раздела | Кол-во часов |
Осень | 10 |
Зима | 12 |
Весна | 12 |
Всего | 34 |
Содержание предмета
- Осень 10 ч
Временные представления. Человек и природа. Природа осенью. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы дождь, листопад. Одежда и обувь человека осенью.
Растительный мир. Дары осени. Овощи. Изучение и узнавание овощей (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста). Фрукты, ягоды. Изучение и узнавание фруктов (яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника). Части дерева, трава.
Животный мир. Птички. Представление о птицах, их значении. Домашние и дикие, Звукоподражание. Домашние животные. Собака, кошка, корова, лошадь, коза, овечка. Представление о домашних животных, их строение : голова, туловище, лапы, хвост, шерсть.
- Зима 12 ч
Временные представления. Зимние явления природы. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей зимней природы: снег, метель, лед. Одежда и обувь человека зимой. Зимние забавы.
Растительный мир. Что делают растения зимой? Наблюдение за изменениями в природе. Елка, строение ёлки. Новый год. Комнатные растения. Учимся распознавать комнатные растения, уход за ними.
Животный мир. Дикие животные: Заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёжик. Представление о диких животных, их строение: : голова, туловище, лапы, хвост, шерсть. Место обитания, пища.
- Весна 12ч
Временные представления. Весна ее признаки. Весенняя одежда и обувь. Части суток. День – ночь. Элементарные представления о частях суток.
Растительный мир. Части растений (лист, ветки).
Животный мир. Образ жизни и повадки животных весной.
Объекты природы. Узнавание Солнца, Луны. Элементарные представления о Солнце и Луне. Различение земли и неба. Элементарные представления о земле и небе.
Планируемые результаты освоения программы
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным условиям. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток. Представления о течении времени: смена событий дня, суток. | Правильно называть изученные объекты. Различать объекты живой и неживой природы. Дифференциация имени и фамилии. Называние своего пола. Узнавание голоса учителя, других детей, воспитателей. Называние имени и отчества учителей и воспитателей. Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции. |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
34 часа
№ п/п | Раздел. Название темы. | Кол-во Часов. | Основные виды учебной деятельности. | Дата | ||||
план | факт | |||||||
Осень 10 часов | ||||||||
1 | Временные представления Человек и природа | 1 | Беседа, рассмотрение картин. Выбор нужного предмета, картинки из представленных | |||||
2 | Природа осенью | 1 | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы, дождь, листопад. Составление гербария. Раскраски на тему «Осень» | |||||
3 | Растительный мир. Дары осени. Овощи. | 1 | Изучение и узнавание овощей (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста) | |||||
4 | Дары осени. Фрукты, ягоды | 1 | Изучение и узнавание фруктов (яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника) | |||||
5 | Какие бывают растения? Части дерева, трава. | 1 | Учиться находить и показывать части растений (лист, ветка, ствол). Наблюдать за изменениями в природе. | |||||
6 | Обобщающий урок "В гости к осени». | 1 | Узнавать изученные природные объекты. | |||||
7 | Животный мир. Птички. | 1 | Представление о птицах, их значении. Домашние и дикие. Звукоподражание | |||||
8 | Домашние животные. Собака, кошка. | 1 | Представление о домашних животных, их строение: голова, туловище, лапы, хвост, шерсть.. Звукоподражание | |||||
9 | Корова, лошадь. | 1 | Представление о домашних животных, их строение: голова, туловище, копыта, грива хвост, шерсть. Звукоподражание | |||||
10 | Коза, овечка. | 1 | Представление о домашних животных, их строение: голова, туловище, копыта, хвост, шерсть.. Звукоподражание | |||||
Зима 12 часов | ||||||||
11 | Зима. Зимние явления природы. | 1 | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей зимней природы: снег, метель, лед). Раскраски на тему « Зима». | |||||
12 | Одежда и обувь человека зимой. | 1 | Беседа, рассмотрение картин.Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) Представления о зимней одежде, ее назначении | |||||
13 | Зимние забавы. | 1 | Беседа, рассмотрение картин. | |||||
14 | Что делают растения зимой? Елка Новый год. | 1 | Наблюдать за изменениями в природе.Строение елки. Раскраски новогодней елки | |||||
15 | Животный мир. Дикие животные. Заяц | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапки, хвостик, шерсть. Место обитания, пища | |||||
16 | Белка. | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапки, хвост, шерсть. | |||||
17 | Лиса. | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапки, хвост, шерсть. | |||||
18 | Волк. Медведь. | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапы, хвост, шерсть.. Звукоподражание | |||||
19 | Ежик. | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапки, хвостик, шерсть.. Звукоподражание | |||||
20 | Обобщающий урок. | 1 | Представление о диких животных, их строение: голова, туловище, лапки, хвостик, шерсть. | |||||
21 | Растения. Комнатные растения. | 1 | Умение различать диких животных. | |||||
22 | Зима. Зимние явления природы. | 1 | Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать | |||||
Весна 12 часов. | ||||||||
23 | Весна, её признаки.Весенняя одежда и обувь. | 1 | Беседа, рассмотрение картин.Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) Представления о весенней одежде, ее назначении | |||||
24 | Растения весной. | 1 | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки | |||||
25 | Животный мир весной. | 1 | Представления о животных, их образе жизни и повадках весной | |||||
26 | Временные представления.Части суток. День-ночь. | 1 | Элементарные представления о частях суток. | |||||
27 | Временные представления.Части суток. День-ночь. | 1 | Элементарные представления о частях суток. | |||||
28 | Объекты природы.Узнавание Солнца. | 1 | Элементарные представления о Солнце | |||||
29 | Узнавание Луны. | 1 | Элементарные представления о Луне | |||||
30 | Различение Солнца и Луны. | 1 | Умение различать Солнце и Луну | |||||
31 | Различение земли и неба. | 1 | Элементарные представления о земле и небе | |||||
32 | Различение земли и неба. | 1 | Элементарные представления о земле и небе | |||||
33 | Различение земли и неба. | 1 | Элементарные представления о земле и небе | |||||
34 | Обобщающий урок. Здравствуй, лето! | 1 | Умение наблюдать за природой |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках окружающего природного мира в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся;
• работы с моделями.
№ п\п | Наименование оборудования | Необходимый минимум | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4 | 1 экз. | |
2 | Адаптированная рабочая программа основного общего образования МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4 по окружающему природному миру для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2) | 1 экз. | |
Печатные пособия, материалы | |||
3 | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем природном мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). | 1 экз. | |
4 | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. | 1 экз. | |
5 | Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, леса, луга, болота, озёра и т.п.). | 1 экз. | |
6 | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по окружающему природному миру (в том числе, в цифровой форме) | 1 экз. | |
Технические средства | |||
7 | Персональный компьютер | 1 экз. | |
Экранно-звуковые пособия | |||
8 | Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса окружающий природный мир | 1 экз. | |
Игры и игрушки | 1 экз. | ||
9 | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | 1 экз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....