Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.zip | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №1 пгт Шкотово.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор МБОУ сош№1 зам, директора по УВД на заседании МО
Бочко А.В. протокол №1
_____________ __________________ от ____________
Рабочая программа
учителя начальных классов
Николотовой Галины Николаевны
по окружающему миру 4 класс «Б»
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по «Окружающему миру» создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета). Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, во доемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и жи вотных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особен ности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Тематическое планирование
№ | Виды программного материала | Всего часов |
1 | Земля и человечество. | 10 часов |
2 | Природа России. | 11 часов |
3 | Родной край-часть большой страны. | 1 2 часов |
4 | Страницы всемирной истории. | 6 часов |
5 | Страницы истории Отечества. | 20 часов |
6 | Современная Россия. | 9 часов |
Список литературы.
Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.
Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Поурочное-календарное планирование
№ | Тема урока | Обязательный минимум содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения | |
Земля и человечество 10 ч | ||||||||
1. | 1.Солнце. Земля - планета, об щее представление о форме и размерах Земли | Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементар ные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, распо ложение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, тради ций людей в разные исторические вре мена | Знать название нашей планеты, планет Сол нечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие ус ловия, необходимые для жизни живых ор ганизмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного инте реса о нашей планете; работать с го товыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе матери ки и океаны, горы, равнины, моря. | фронтальный | ИД | С. 4-8, вопр «Проверь себя» | ||
2. | 2. Планеты Солнеч ной системы. Практическая ра бота | Тест 1 | ИД | С. 9-15, вопр с.15, з 1,2 | ||||
3. | 3. Звездное небо - великая книга Природы | Тест 2 | ИД | С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку | ||||
4. | 4. Мир глазами географа. | индивид фронтальный | С. 22-29, вопр «Проверь себя», з1,2 | |||||
5. | 5. Пояса Земли | Тест 3 | С.30-34, вопр, з 1,2 | |||||
6. | 6. Мир глазами ис торика | индивид фронтальный | С. 35-41, вопр з 1,2 | |||||
7. | 7. История - путешествие в глубь вре мен | индивид фронтальный | С. 42-46, вопр,з. 1,2 | |||||
8. | 8. Прошлое и настоящее глазами эколога | индивид фронтальный | С. 47-53, вопр,с. 52 «По думай» | |||||
9. | 9. Сокровища Земли под охраной человечества | индивид фронтальный | С. 54-62, вопр, З по выбору | |||||
10. | 10. Сокровища Земли под охраной человечества | индивид фронтальный | Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружаю щий нас мир» | |||||
Природа России 10 ч | ||||||||
11. | 1.Формы земной поверхности: равнины и горы России. Экскурсия. | Россия на карте. Неживая и живая при рода. Формы земной поверхности. Моде лирование форм по верхности из песка, глины или пласти лина. Водоемы, их разно образие, использова ние человеком. Растения и живот ные, их разнообра зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние че ловека на природу зоны, охрана природы. | Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни. Понимать основные правила поведения в окружающей среде. | индивид фронтальный | С. 64-71, вопр«Проверь себя!», текст «За поведники России» прочитать. | |||
12. | Моря, озера и ре ки России | Тест 4 | ИД | С. 72-77, з 4 | ||||
13. | 2.Зона арктических пустынь | Тест 5 | ИД | С.78-86, вопр«Проверь себя!»,з 2 | ||||
14. | 3. Тундра. Природа тундры | Тест 6 | ИД | С. 87-97,з1,3 по вариантам | ||||
15. | 4. Леса России | Тест 7 | ИД | С. 98-105, З 1 | ||||
16. | 5.Лес и человек. Проверочная работа по теме «Ле са России» (15 мин) | Тест 8 | ИД | С. 106-113 вопр «Проверь себя», составить памятку | ||||
17. | 6.Зона степей России | ИД | С.114-122, З. 1,2 | |||||
18. | 7.Пустыни России | Тест 9 | ИД | С. 122-131, з1,2 | ||||
19. | 8.У Черного моря | Тест 10 | ИД | С. 132-140,З. 1,4 | ||||
20. | 9. Экологическое равновесие | Тест 11 | ИД | С.141-142, сообщение | ||||
21. | 10.Обобщение по разделу «Природа России» | работа по карточкам | ИД | Сочинение «Что я расскажу иностран цу о своем городе» | ||||
Родной край-часть боль шой страны 12 ч | ||||||||
22. | 1.Родной край – малая Родина. Экскурсия. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде. | Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах. | Устный рассказ «Мой край» | ||||
23. | 2.Поверхность нашего края | Тест 12 | ИД | С. 147-153, з 1-3, вопр «Проверь себя!» | ||||
24. | 3.Водоемы нашего края | Тест 13 | ИД | С.154-158, вопр, з. 2 | ||||
25. | 4.Наши подземные богатства | Тест14 | ИД | С. 159-170вопр, з3 | ||||
26. | 5.Почва, ее состав | Тест 15 | ИД | С.171-174, вопр, .стихи, посл., загадки о земле | ||||
27. | 6. Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Экскурсия. | фронтальный | С.175-182, вопр, з 3 | |||||
28. | 7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество. Экскурсия. | фронтальный | С.182-190, вопр, з 5 | |||||
29. | 8. Жизнь пресного водоема | Тест 16 | ИД | С. 191-200, вопросы, зад.3 | ||||
30. | 9.Растениеводство в нашем крае | Тест 17 | ИД | С.201-207,вопр «Проверь себя» | ||||
31. | 10.Незаметные защитники урожая | Тест 18 | ИД | С.208-213.з3«Проверь себя» | ||||
32. | 11.Животноводство в нашем крае | Тест 19 | С.214-222. Вопросы «Проверь себя» | |||||
33. | 12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны» | работа по карточкам | ||||||
Страницы всемирной истории 6 ч | ||||||||
34. | 1.История человечества | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные со бытия общественной и культурной жизни России: картины бы та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте. | Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия. Уметь описывать от дельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах. | фронтальный | ИД | С.4-6, пересказ с.7,з.1-3 | ||
35. | 2.Мир древности: далекий и близкий | Фронтальный индивидуальный | С.14, сообщение об 1 из государств | |||||
36. | 3.Средние века: время рыцарей и замков | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.21, з.1-3, с.15-20, чит | ||||
37. | 4.Новое время: встреча Европы и Америки | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.22-26 чит; с.27 з1,2 | ||||
38. | 5.Новейшее время | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.28-31 чит, с.32 з 1-3 | ||||
39. | 6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» | Тест 20 | Рассказ об одном из государств | |||||
Стра ницы исто рии Отече ства 20 ч | ||||||||
40. | 1.История Отечества. Жизнь древних славян | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные со бытия общественной и культурной жизни России: картины бы та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте. | Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос сии, описывать от дельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах. | фронтальный | ИД | С.34-39, вопр, з 1-4 | ||
41. | 2.Во времена Древ ней Руси | Тест 21 | ИД | С. 40-45, вопр, з 2 | ||||
42. | 3.Страна городов | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 46-54, вопр, з 2 (по вар.) | ||||
43. | 4.Из книжной сокровищницы Древней Руси | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.55-58, вопр, з | ||||
44. | 5.Трудные времена на Русской земле | Тест 22 | ИД | С. 59-64, вопр, з 2 | ||||
45. | 6.Русь расправляет крылья | Тест 23 | ИД | С. 65-69, вопр, з 2 | ||||
46. | 7. Куликовская битва | Тест 24 | ИД | С. 70-74, вопр, з.1,2 | ||||
47. | 8. Выдающиеся люди разных эпох: Иван Третий | Тест 25 | ИД | С. 75-81,вопр, З1,2 | ||||
48. | 9.Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 82-86, вопр, з 2 | ||||
49. | 10. Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 87-93,вопр | ||||
50. | 11.Выдающиеся люди разных эпох: Петр Великий | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 94-100,вопр, з. по вариантам | ||||
51. | 12.Выдающиеся люди разных эпох: Михаил Васильевич Ломоносов | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 101- 104, вопр | ||||
52. | 13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 105-111. вопр, з. 1.2 | ||||
53. | 14.Отечественная война 1812 года | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.112-121, вопр ,з 2 | ||||
54. | 15.Страницы истории XIX века | Тест 24 | ИД | С.122-126, вопр, з 2 | ||||
55. | 16.Россия вступает в XX век | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 127-135, вопр, з 2 | ||||
56. | 17.Страницы исто рии 1920-1930-х годов | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.136-139 вопр, з 2 | ||||
57. | 18.Великая война и Великая Победа | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.140-146, вопр, З. 2 | ||||
58. | 19.Страна, открыв шая путь в космос | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 147-152, | ||||
вопр, з. 3 | ||||||||
59. | 20.История вокруг нас | Тест 24 | С. 150, З. 2 | |||||
Совре менная Россия 10 ч | ||||||||
60. | 1.Основной закон России и права человека | Человек - член об щества. Россия - наша Родина. Госу дарственные празд ники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. | Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос сии (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о родном крае, родной стране | Фронтальный индивидуальный | С.154-159, Вопр, зад. 2 | |||
61. | 2.Всенародные празд ники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Фронтальный индивидуальный | С. 160-163, вопр, зад.2 | |||||
62. | 3.Человек - член общества. Президент Российской Федера ции - глава государ ства | Фронтальный индивидуальный | С.164-167, Вопр, зад. 1.2 | |||||
63. | 4.Государственная символика России | Фронтальный индивидуальный | ИД | С.168-174, вопр, з 12 | ||||
64. | 5.Государственные праздники | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 175- 179, вопр, з2 | ||||
6.Города России | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 180-186, пересказ | |||||
65. | 7.Путешествие по России | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 187-194, пересказ | ||||
66-67 | 8 -9Путешествие по России | Фронтальный индивидуальный | ИД | С. 194-205, вопр,з | ||||
68 | 10.Путешествие по России |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"
Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....
Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."
Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету окружающий мир (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...