Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий природный мир, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему природному миру предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Объекты природы.
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является частью учебного плана 4 кл. (2 вар УП) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:
I ч. – ч IIч. – ч. III ч. – ч. IV ч. – ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
- Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Различать овощи, фрукты.
- Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
- Отличать грибы.
- Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
- Отличать птиц и насекомых.
- Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Растительный мир.
- Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Части растений.
- Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
- Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
- Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). Лиственные и хвойные деревья.
- Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
- Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
- Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);
- Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
- Повторение по теме «Растительный мир».
Животный мир.
- Основные признаки животного.
- Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека.
- Дикие животные. Питание диких животных.
- Детеныши диких животных.
- Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания.
- Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
- Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
- Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека.
- Повторение по теме «Животный мир».
Объекты природы.
- Солнце и Луна.
- Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
- Формы земной поверхности.
- Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
- Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
- Вода. Свойства воды.
- Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
- Повторение по теме «Объекты природы.
Временные представления.
- Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
- Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
- Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
- Соотнесение месяцев с временами года.
- Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
- Повторение по теме «Временные представления».
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | дата | знания и умения. | наглядность | виды работы по развитию речи |
Растительный мир. | ||||||
1. | Узнавание (различение) растений. | 1 | 01.02. | учить различать части растений, узнавать виды растений | Сюжетные и предметные картинки | составление простых нераспространенных предложений |
2. | Узнавание (различение) деревьев. | 1 | 08.02. | уметь различать деревья, знать строение дерева: ствол, корень, ветки, листья | сюжетные картинки муляжи | активное участие в беседе |
3. | Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья). | 1 | 15.02. | отвечать на вопросы | ||
4. | Плодовые деревья. | 1 | 20.02. | уметь различать плодовые деревья и кустарники; отличать лесные деревья и кустарники от садовых; познакомить со значением кустарников в жизни человека | муляжи трафареты | отвечать на вопросы |
5. | Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека. | 1 | активное участие в беседе | |||
6. | Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека. | 1 | 01.03. | уметь различать лесные и садовые ягоды; знать о значении ягод в жизни человека | ||
7. | Дикорастущие цветочно-декоративные растения. | 1 | уметь различать дикорастущие цветы | |||
8. | Строение цветов. | 1 | 15.03. | знать части цветка | сюжетные картинки | отвечать на поставленные вопросы |
9. | Повторение по теме «Растительный мир». | 1 | повторение по теме «Растительный мир». | |||
Животный мир. | ||||||
10. | Основные признаки животного. | 1 | узнавание и называние признаков животных | сюжетные и предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
11. | Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | узнавание и называние домашних животных, значении домашних животных в жизни человека | называть предметы | ||
12. | Дикие животные. Питание диких животных. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
13. | Детеныши диких животных. | 1 | называть детёнышей диких животных | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
14. | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания. | 1 | знать и называть животных, обитающих в зонах холодного пояса | предметные картинки | называние предметов | |
15. | Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса. | 1 | знать и называть животных, обитающих в зонах жаркого пояса | сюжетные картинки | описывать картинку | |
16. | Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц. | 1 | знать особенности внешнего вида птиц. Знать домашних птиц, их значении в жизни человека | сюжетные и предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
17. | Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека. | 1 | ||||
18. | Повторение по теме «Животный мир». | 1 | повторение по теме «Животный мир». | |||
Объекты природы. | ||||||
19. | Солнце и Луна. | 1 | отличать Солнце и Луну; знать, когда можно увидеть Солнце и Луну; о значении солнца и луны в природе | сюжетные картинки | описывать картинку | |
20. | Значение солнца и луны в жизни человека и в природе. | 1 | сюжетные картинки | описывать картинку | ||
21. | Формы земной поверхности. | 1 | познакомить с формами земной поверхности; значением гор в природе | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
22. | Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека. | 1 | предметные картинки | составление простых нераспространенных предложений | ||
23. | Лес. Значение леса в природе и жизни человека. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные и сюжетные картинки | описывать картинку | |
24. | Вода. Свойства воды. | 1 | уметь составлять простые предложения, отвечать на вопросы | отвечать на вопросы | ||
25. | Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. | 1 | учить делать выводы и обобщать | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
26. | Повторение по теме «Объекты природы. | 1 | учить делать выводы и обобщать | сюжетные картинки | активное участие в беседе | |
Временные представления. | ||||||
27. | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 | учить наблюдать за сменой частей суток, днями недели; познакомить с названием частей суток, днями недели | участие в беседе | ||
28. | Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. | 2 | предметные картинки | отвечать на вопросы | ||
29. | Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 2 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев | предметные и сюжетные картинки | активное участие в беседе; составление простых нераспространенных предложений | |
30. | Соотнесение месяцев с временами года. | 1 | ||||
31. | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, позна-комить с названиями месяцев | предметные и сюжетные кар-тинки | ||
32. | Повторение по теме «Временные представления». | 1 | учить делать выводы и обобщать |
7. Учебно-методическое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.
8. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-169990-1356438056.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству с вариантом разновозрастного обучения
Программа составлена на основе Примерной программы ФГОС НОО и может использоваться в малокомплектных школах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-206605-1361770034.jpg)
Рабочая программа русский язык 2 класс, вариант 4.2
Рабочая программа составлена основе:АООП ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №» г. Оренбурга.ФГОС НОО ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (в ред. прик...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-1095061-1545238913.jpg)
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Математика» для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Математика» для индивидуального обучения на дому...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-521158-1584877350.jpg)
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-521158-1584877350.jpg)
Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-18982-1361880610.jpg)
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-402046-1409677274.jpg)
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...