Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Яркова Валентина Николаевна

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._prir._mir_4_k.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий природный мир, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему природному миру предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года,  суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный курс предусматривает следующую
структуру:

  • Растительный мир.
  • Животный мир.
  • Объекты природы.
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является частью учебного плана 4 кл. (2 вар УП) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:

 I ч. –    ч             IIч. –    ч.      III ч. –   ч.                    IV ч. –   ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные  результаты обучения:

  • Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
  • Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Различать овощи, фрукты.
  • Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
  • Отличать грибы.
  • Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
  • Отличать птиц и насекомых.
  • Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

 Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Растительный мир.

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Части растений.
  • Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
  • Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
  • Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). Лиственные и хвойные деревья.
  • Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
  • Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
  • Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);
  • Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
  • Повторение по теме «Растительный мир».

Животный мир.

  • Основные признаки животного.
  • Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека.
  • Дикие животные. Питание диких животных.
  • Детеныши диких животных.
  • Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания.
  • Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
  • Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
  • Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека.
  • Повторение по теме «Животный мир».

Объекты природы.

  • Солнце и Луна.
  • Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
  • Формы земной поверхности.
  • Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
  • Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
  • Вода. Свойства воды.
  • Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
  • Повторение по теме «Объекты природы.

Временные представления.

  • Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
  • Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
  • Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
  • Соотнесение месяцев с временами года.
  • Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
  • Повторение по теме «Временные представления».

6. Тематическое планирование

программный материал

колич. часов        

дата

знания и умения.

наглядность

виды работы по развитию речи

Растительный мир.

1.

Узнавание (различение) растений.

1

01.02.

учить различать части растений, узнавать виды растений

Сюжетные и предметные картинки

составление простых нераспространенных предложений

2.

Узнавание (различение) деревьев.

1

08.02.

уметь различать деревья, знать строение дерева: ствол, корень, ветки, листья

сюжетные картинки

муляжи

активное участие в беседе

3.

Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).

1

15.02.

отвечать на вопросы

4.

Плодовые деревья.

1

20.02.

уметь различать плодовые деревья и кустарники; отличать лесные деревья и кустарники от садовых; познакомить со значением кустарников в жизни человека

муляжи

трафареты

отвечать на вопросы

5.

Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.

1

активное участие в беседе

6.

Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.

1

01.03.

уметь различать лесные и садовые ягоды; знать о значении ягод в жизни человека

7.

Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

1

уметь различать дикорастущие цветы

8.

Строение цветов.

1

15.03.

знать части цветка

сюжетные картинки

отвечать на поставленные вопросы

9.

Повторение по теме «Растительный мир».

1

повторение по теме «Растительный мир».

Животный мир.

10.

Основные признаки животного.

1

узнавание и  называние признаков животных

сюжетные и предметные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

11.

Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека.

1

узнавание и  называние домашних животных, значении домашних животных в жизни человека

называть предметы

12.

Дикие животные. Питание диких животных.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные картинки

отвечать на вопросы

13.

Детеныши диких животных.

1

называть  детёнышей диких животных

        предметные картинки

отвечать на вопросы

14.

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания.

1

знать и называть  животных, обитающих в зонах холодного пояса

предметные картинки

называние предметов

15.

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.

1

знать и называть  животных, обитающих в зонах жаркого пояса

сюжетные картинки

описывать картинку

16.

Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.

1

знать особенности внешнего вида птиц. Знать домашних птиц, их значении в жизни человека

сюжетные и предметные картинки

отвечать на поставленные вопросы

17.

Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека.

1

18.

Повторение по теме «Животный мир».

1

повторение по теме «Животный мир».

Объекты природы.

19.

Солнце и Луна.

1

отличать Солнце и Луну; знать, когда можно увидеть Солнце и Луну; о значении солнца и луны в природе

сюжетные картинки

описывать картинку

20.

Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.

1

сюжетные картинки

описывать картинку

21.

Формы земной поверхности.

1

познакомить с формами земной поверхности; значением гор в природе

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

22.

Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.

1

предметные картинки

составление простых нераспространенных предложений

23.

Лес. Значение леса в природе и жизни человека.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные и сюжетные картинки

описывать картинку

24.

Вода. Свойства воды.

1

уметь составлять простые предложения, отвечать на вопросы

отвечать на вопросы

25.

Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.

1

учить делать выводы и обобщать

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

26.

Повторение по теме «Объекты природы.

1

учить делать выводы и обобщать

сюжетные картинки

активное участие в беседе

Временные представления.

27.

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1

учить наблюдать за сменой частей суток, днями недели; познакомить с названием частей суток, днями недели

участие в беседе

28.

Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

2

предметные картинки

отвечать на вопросы

29.

Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.

2

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев

предметные и сюжетные картинки

активное участие в беседе; составление простых нераспространенных предложений

30.

Соотнесение месяцев с временами года.

1

31.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, позна-комить с названиями месяцев

предметные и сюжетные кар-тинки

32.

Повторение по теме «Временные представления».

1

учить делать выводы и обобщать

7.  Учебно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений».  Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова,  раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству с вариантом разновозрастного обучения

Программа составлена на основе Примерной программы ФГОС НОО и может использоваться  в малокомплектных школах....

Рабочая программа русский язык 2 класс, вариант 4.2

Рабочая  программа составлена основе:АООП ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №» г. Оренбурга.ФГОС НОО ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (в ред. прик...

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Математика» для индивидуального обучения на дому

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Математика» для индивидуального обучения на дому...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...