Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий природный мир, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему природному миру предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Объекты природы.
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:
I ч. – ч IIч. – ч. III ч. – ч. IV ч. – ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
- Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Различать овощи, фрукты.
- Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
- Отличать грибы.
- Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
- Отличать птиц и насекомых.
- Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Растительный мир.
- Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Части растений.
- Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
- Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
- Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). Лиственные и хвойные деревья.
- Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
- Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
- Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);
- Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
- Повторение по теме «Растительный мир».
Животный мир.
- Основные признаки животного.
- Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека.
- Дикие животные. Питание диких животных.
- Детеныши диких животных.
- Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания.
- Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
- Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
- Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека.
- Повторение по теме «Животный мир».
Объекты природы.
- Солнце и Луна.
- Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
- Формы земной поверхности.
- Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
- Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
- Вода. Свойства воды.
- Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
- Повторение по теме «Объекты природы.
Временные представления.
- Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
- Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
- Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
- Соотнесение месяцев с временами года.
- Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
- Повторение по теме «Временные представления».
6. календарно-тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | дата | знания и умения. | наглядность | виды работы по развитию речи |
1. | Осень. Сезонные изменения в природе. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | сюжетные картинки | составление простых нераспространенных предложений | |
2. | Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, вкус, запах. | 2 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | сюжетные картинки муляжи | активное участие в беседе | |
3. | Сравнение овощей. Употребление в пищу. | 1 | отвечать на вопросы | |||
4. | Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах. | 2 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | муляжи трафареты | отвечать на вопросы | |
5. | Садовые ягоды. | 1 | активное участие в беседе | |||
6. | Лесные ягоды. | 1 | ||||
7. | Сравнение фруктов. Употребление в пищу. | 1 | ||||
8. | Комнатные растения. Узнавание и называние. Поливка. | 2 | узнавание и называние комнатных растений. | сюжетные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
9. | Садовые цветочно-декоративные растения: астра, георгин, тюльпан. | 2 | узнавание и называние садовых растений. | сюжетные и предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
10. | Грибы: подберёзовик, подосиновик, груздь. | 1 | узнавание и называние грибов | называть предметы | ||
11. | Строение гриба. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
12. | Несъедобные грибы.
| 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
13. | Закрепление пройденного. | 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | предметные картинки | называние предметов | |
14. | Сезонные изменения. Зима. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | сюжетные картинки | описывать картинку | |
15. | Домашние животные: кошка, собака. Внешний вид. | 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | сюжетные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
16. | Уход за домашними животными. Питание домашних животных. | 1 | ||||
17. | Детеныши домашних животных. | 1 | называть детёнышей | сюжетные картинки | описывать картинку | |
18. | Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид. Питание. | 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | сюжетные картинки | описывать картинку | |
19. | Детеныши диких животных. | 1 | называть детёнышей | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
20. | Птицы. Внешний вид. | 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | предметные картинки | составление простых нераспространенных предложений | |
21. | Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные и сюжетные картинки | описывать картинку | |
22. | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | называть предметы, характеризовать их по основным свойствам | отвечать на вопросы | ||
23. | Повторение пройденного. | 1 | учить делать выводы и обобщать. | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
24. | Сезонные изменения в природе. Весна. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | сюжетные картинки | активное участие в беседе | |
25. | Сезонные изменения в природе. Признаки лета. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | участие в беседе | ||
26. | Насекомые. | 1 | отличать насекомых | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
27. | Здравствуй, лето красное. | 1 | учить отвечать на вопросы. | предметные и сюжетные картинки | активное участие в беседе | |
28. | Повторение пройденного | 1 | учить делать выводы и обобщать. | составление простых нераспространенных предложений |
7. Учебно-методическое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.
8. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.
Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....
Окружающий природный мир (2-й год обучения), УОД, 2-й вариант (дистанционное обучение)
Для дистанционных занятий....
Рабочая программа по окружающему социальному миру, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему социальному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....