Основная часть | - А сейчас посмотрите видеоролик и скажите, что ещё делает человека счастливым? - Конечно это книги. С каким действием связана книга? - А давно ли вы брали в руки книги, уважаемые родители? - А сейчас посмотрите на доску. Выберите из предложенных вариантов те, с которыми у вас ассоциируется слово «чтение» для вашего ребёнка. - У вас возникли как положительные, так и отрицательные ассоциации, причём учёт требований учителя и игру относят к положительной ассоциации, другие считают отрицательной.
- Вы уже увидели и обозначили проблему, сформулируйте её полностью. - Действительно, эта проблема актуальна, особенно для первоклассников. Тема нашего собрания – «Как разить у ребёнка желание читать». Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Современные дети гораздо в большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернету. При поиске решения проблемы это необходимо учитывать. В современном обществе чтение рассматривают как постоянно развивающуюся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Читательская компетенция учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. - Итак, на какие вопросы сегодня мы с вами можем найти ответы в рамках обозначенной проблемы?
- Участниками образовательных отношений, в том числе в области формирования основ читательской компетенции, являются не только родители и педагог, но ещё и сами дети. Для решения проблемы нужно посмотреть на неё с разных сторон, постараться выявить причины её возникновения, определить варианты устранения причин и как следствие попытаться найти решение этой проблемы. - Предлагаю вам принять участие в ролевой игре. Для этого надо разделиться на три группы. Достаньте из мешочка фишку, по ним разделитесь на группы: 1-я группа – «дети», 2-я группа – «родители», 3-я группа – «учителя». - Перед вами таблица с возможными причинами нежелания читать и предполагаемые варианты их устранения. Соотнесите положения первой и второй граф друг с другом. Каждая ролевая группа получает свой вариант таблицы.
«Дети» | Причины |
| Варианты устранения причин | Есть более интересные занятия (игры и телепередачи) | Проявление интереса со стороны взрослых к моему чтению, чтение вслух, разыгрывание прочитанных сюжетов членами семьи | Все в семье не читают, а играют в компьютерные игры и смотрят телевизор | И так много читаю в школе. Зачем то же самое делать дома? | Не наказывать чтением | Медленно читаю, не понимаю | Не надо задавать читать домой! | Меня подгоняют, а я не успеваю | Учиться читать быстрее | Чтение – наказание за провинность | Чередовать чтение с тем , что мне нравится | Просто не нравится читать | Не надо меня подгонять, как могу так и читаю | Много задают |
«Родители» | Причины |
| Варианты устранения причин | Интереснее играть в компьютерные игры | Читать вместе | Не нравиться учиться | Найти альтернативу компьютерным играм, например, настольные развивающие игры для всей семьи | В семье не читают (нет личного примера) | Ничего не делать, сам захочет учиться, не захочет – заставим | Слабо читает, испытывает трудности при понимании текста | Обозначить проблемы, касающиеся индивидуальных особенностей и потребностей моего ребенка | Много задают в школе | Устраивать семейные чтения два раза в неделю | Учитель не учитывает индивидуальных особенностей моего ребенка | Не задавать домашние задания | Учитель не хвалит ребенка за успехи в чтении | Наказывать |
«Учителя» | Причины |
| Варианты устранения причин | Родители не подают пример | Работать с родителями | Ребенок дома предоставлен сам себе | Изготовить вместе с детьми настольные игры | Плохая подготовка к школе | Посоветовать родителям перечень развивающих и обучающих игр | Плохо читает | Изучить и применять в системе приёмы формирования навыка чтения | Сложно увлечь чтением | Наполнить занятия интересным содержанием |
| Провести родительское собрание о вреде длительного просмотра телевизора, чрезмерного увлечения компьютером |
- Уважаемые родители, побывав в разных ролях, я думаю, что вы почувствовали, насколько эта проблема нелегка, насколько глубоки её причины. Какой же выход вы видите из этой ситуации? Что нужно сделать? - Предлагаю составить трёхсторонний договор, включив в него несколько совместно принятых пунктов и скрепить их печатью. (см. другой документ) - Ну, а сейчас я предлагаю каждому из вас составить памятки «Как развить у ребёнка желание читать». Шаблоны памяток и фломастеры у каждого из вас на столе. Можете обсудить в парах, что включить в памятку. - Я вижу, что у всех уже готовы памятки, кто-нибудь прочитайте пункты своей памятки. У кого-нибудь есть что-нибудь дополнить? - Существует 7 секретов воспитания у детей интереса к чтению. 1 секрет. Читайте сами. Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги. 2 секрет. Учите в игре. Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами. 3 секрет. Все через интерес! На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе. 4 секрет. Оформление книг. Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста. 5 секрет. Используйте «Метод Кассиля». Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно. Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь. И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам. 6 секрет. Читайте ребенку! Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить. 7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы. Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество. - Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек. | Книги
С чтением Положительные ассоциации: познание мира; интересное времяпровождение; тренировка навыка чтения; расширение кругозора; игра; учет требований учителя Отрицательные ассоциации: дополнительная нагрузка; наказание; учёт требований учителя; лишение права выбора; игра Осознание необходимости развивать у ребёнка желание читать
Как организовать самостоятельную деятельность первоклассника при работе с книгой? Как вести себя родителям, чтобы увлечь ребёнка чтением?
Договорится Совместно с учителем заполняют пункты договора
Один из родителей читает свою памятку |