Конспект
материал (1 класс)

Минибаева Алия Айдаровна

Конспект родительского собрания "Как развить у ребнка желание читать".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как разить у ребёнка желание читать.

Класс: 1

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средство образования и воспитания школьников; вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему приобщения учащихся к систематическому и осознанному чтению
  2. Вовлечь родителей в процесс анализа вопроса формирования у ребёнка интереса к чтению
  3. Дать родителям советы – как развить у ребёнка желание читать

Материалы: распечатки для составления кластера «Ассоциации со словом «чтение»; распечатки с макетами таблиц «Причины нежелания читать и пути решения»; макет договора; макеты памяток; печать; фломастеры; видеоролик; фишки трёх цветов для деления на группы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Вступительная часть

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Разговор пойдёт о самом дорогом – о наших детях! Улыбнитесь друг другу. Согласитесь, доброжелательная улыбка делает нас немного счастливее.

Основная часть

- А сейчас посмотрите видеоролик и скажите, что ещё делает человека счастливым?

- Конечно это книги. С каким действием связана книга?

- А давно ли вы брали в руки книги, уважаемые родители?

- А сейчас посмотрите на доску. Выберите из предложенных вариантов те, с которыми у вас ассоциируется слово «чтение» для вашего ребёнка.

- У вас возникли как положительные, так и отрицательные ассоциации, причём учёт требований учителя и игру относят к положительной ассоциации, другие считают отрицательной.

- Вы уже увидели и обозначили проблему, сформулируйте её полностью.

- Действительно, эта проблема актуальна, особенно для первоклассников. Тема нашего собрания – «Как разить у ребёнка желание читать».  Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Современные дети гораздо в большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернету. При поиске решения проблемы это необходимо учитывать. В современном обществе чтение рассматривают как постоянно развивающуюся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Читательская компетенция учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

- Итак, на какие вопросы сегодня мы с вами можем найти ответы в рамках обозначенной проблемы?

- Участниками образовательных отношений, в том числе в области формирования основ читательской компетенции, являются не только родители и педагог, но ещё и сами дети. Для решения проблемы нужно посмотреть на неё с разных сторон, постараться выявить причины её возникновения, определить варианты устранения причин и как следствие попытаться найти решение этой проблемы.

- Предлагаю вам принять участие в ролевой игре. Для этого надо разделиться на три группы. Достаньте из мешочка фишку, по ним разделитесь на группы: 1-я группа – «дети», 2-я группа – «родители», 3-я группа – «учителя».

- Перед вами таблица с возможными причинами нежелания читать и предполагаемые варианты их устранения. Соотнесите положения первой и второй граф друг с другом.

Каждая ролевая группа получает свой вариант таблицы.

«Дети»

Причины

Варианты устранения причин

Есть более интересные занятия (игры и телепередачи)

Проявление интереса со стороны взрослых к моему чтению, чтение вслух, разыгрывание прочитанных сюжетов членами семьи

Все в семье не читают, а играют в компьютерные игры и смотрят телевизор

И так много читаю в школе. Зачем то же самое делать дома?

Не наказывать чтением

Медленно читаю, не понимаю

Не надо задавать читать домой!

Меня подгоняют, а я не успеваю

Учиться читать быстрее

Чтение – наказание за провинность

Чередовать чтение с тем , что мне нравится

Просто не нравится читать

Не надо меня подгонять, как могу так и читаю

Много задают

«Родители»

Причины

Варианты устранения причин

Интереснее играть в компьютерные игры

Читать вместе

Не нравиться учиться

Найти альтернативу компьютерным играм, например, настольные развивающие игры для всей семьи

В семье не читают (нет личного примера)

Ничего не делать, сам захочет учиться, не захочет – заставим

Слабо читает, испытывает трудности при понимании текста

Обозначить проблемы, касающиеся индивидуальных особенностей и потребностей моего ребенка

Много задают в школе

Устраивать семейные чтения два раза в неделю

Учитель не учитывает индивидуальных особенностей моего ребенка

Не задавать домашние задания

Учитель не хвалит ребенка за успехи в чтении

Наказывать

«Учителя»

Причины

Варианты устранения причин

Родители не подают пример

Работать с родителями

Ребенок дома предоставлен сам себе

Изготовить вместе с детьми настольные игры

Плохая подготовка к школе

Посоветовать родителям перечень развивающих и обучающих игр

Плохо читает

Изучить и применять в системе приёмы формирования навыка чтения

Сложно увлечь чтением

Наполнить занятия интересным содержанием

Провести родительское собрание о вреде длительного просмотра телевизора, чрезмерного увлечения компьютером

- Уважаемые родители, побывав в разных ролях, я думаю, что вы почувствовали, насколько эта проблема нелегка, насколько глубоки её причины. Какой же выход вы видите из этой ситуации? Что нужно сделать?

- Предлагаю составить трёхсторонний договор, включив в него несколько совместно принятых пунктов и скрепить их печатью.  (см. другой документ)

- Ну, а сейчас я предлагаю каждому из вас составить памятки «Как развить у ребёнка желание читать». Шаблоны памяток и фломастеры у каждого из вас на столе. Можете обсудить в парах, что включить в памятку.

- Я вижу, что у всех уже готовы памятки, кто-нибудь прочитайте пункты своей памятки. У кого-нибудь есть что-нибудь дополнить?

- Существует 7 секретов воспитания у детей интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить.  Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива.  Именно в игре   наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет.  Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно. Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу).  В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь. И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше.  Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать.  Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания.  А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств.  Ребенок понимает, что он читал не зря.  Таких спорных вопросов можно придумать множество.

- Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.  А читающий человек – это всегда интересный и успешный  человек.

Книги

С чтением

Положительные ассоциации: познание мира; интересное времяпровождение; тренировка навыка чтения; расширение кругозора; игра; учет требований учителя

Отрицательные ассоциации: дополнительная нагрузка; наказание; учёт требований учителя; лишение права выбора; игра

Осознание необходимости развивать у ребёнка желание читать

Как организовать самостоятельную деятельность первоклассника при работе с книгой? Как вести себя родителям, чтобы увлечь ребёнка чтением?

Договорится

Совместно с учителем заполняют пункты договора

Один из родителей читает свою памятку

Заключительная часть

- Уважаемые родители, продолжите фразы:

  • Я узнал, что…
  • Я теперь могу…
  • В случае затруднения я могу…

- Придите домой и обязательно расскажите детям о собрании, об обязанностях, которые вы взяли от их имени на себя. Обязательно воспользуйтесь советами и не забудьте про памятки, которые вы сами сегодня сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...