Рабочая программа по предмету "Предметно - практические действия"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия» в четвертом классе (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_-_prakticheskie_deystviya.docx | 57.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия» в четвертом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2020/2021 учебный год;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» в четвертом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
- Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы по предмету «Предметно-практические действия» были использованы следующие программно-методические материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Программа по предмету «Предметно-практические действия» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Предметно-практические действия» в 4 классе предусматривается 0,5 часа в неделю (34 урока в год).
Цель обучения – является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основными задачами программы коррекционного курса «Предметно-практическим действиям» являются:
- Освоение простых действий с предметами и материалами;
- Развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
- Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
- Формирование положительного отношения к обучению и труду;
- Развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
- Формирование положительных качеств личности.
- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная работа.
При проведении уроков по предмету «Предметно-практические действия» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс «Предметно — практические действия»— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию «Предметно — практические действия» предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках «Предметно — практические действия» дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки по «Предметно — практические действия» способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Программа по предмету «Предметно – практические действия» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно – практические действия» входит в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана.
Предмет «Предметно – практические действия» в соответствии с учебным планом рассчитан один раза в неделю. На занятия отводится 20 минут. Общее количество часов: 34 часа (34 учебных недели).
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможные предметные результаты:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
Изучение предмета «Предметно – практические действия» в четвертом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
- Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы;
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- Подражание простым движениям и действиям с предметами;
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- Выполнение действий с предметами (по подражанию);
- Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
- Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
- Принятие помощи учителя на групповом занятии.
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца);
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
- представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
- представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
- понимает без визуализации;
- понимает без визуализации частично;
- не понимает без визуализации;
- понимает с наглядным подкреплением;
- понимает с наглядным подкреплением частично;
- не понимает.
Показатели самостоятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
- действие выполняется ребенком самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Программный материал по предметно – практические действия состоит из следующих разделов: «Предметно- манипулятивные действия», «Цвет», «Форма», «Величина», «Дидактические игры», «Элементарное конструирование», «Работа с мозаикой», «Лепка», «Графическая деятельность», «Работа с нитками».
Раздел «Предметно- манипулятивные действия»
- Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и д.р.). постепенно убыстрять темп подражательных движений.
- Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
- Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
- Открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
- Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
- Использование несложных предметов как орудий:
- Использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо);
- Самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
- Самостоятельный выбор между палкой с крючком , сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
- Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.
- Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
- Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия.
Раздел «Цвет»
- Выбор по образцу и группировка предметов. Окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
- Раскладывание предметов двух сходных цветов.
- Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
- Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
- К концу года дети должны знать названия и самостоятельно называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, желтый.
Раздел «Форма»
- Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб- параллелепипед, цилиндр- шар).
- Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
- Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.
- Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, треугольник, прямоугольник.
- Определять форму независимо от величины и окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д.
- Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Раздел «Величина»
- Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов : большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный –короткий, широкий – узкий ( на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом материале).
- Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать величину предмета независимо от их формы.
- Понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. Самостоятельно называть величины: большой, маленький, больше, меньше, толстый, тонкий.
Раздел «Дидактические игры»
- Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
- «Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось»
Раздел «Элементарное конструирование»
- Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).
- Буквы.
- Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
- Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур:
- Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
- (стол, стул, кресло, кровать, этажерка; рельсы для трамвая, поезда;
- загон для животных; ворота с аркой и забором; мост со ступеньками и перилами; дом; дом с воротами и дорожкой).
- Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
- Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мелких игрушек.
Раздел «Работа с мозаикой»
- Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный –два синих и т.д.)
- Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:
-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем);
-прямоугольник (по четырем опорным точкам).
- Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
-дом с крышей и трубой;
-цветок на стебле;
-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);
- Выкладывание свободного узора по замыслу детей.
-мозаика;
-прочное соединение деталей;
-составление длинных рядов;
-составление рядов из одноцветных деталей;
-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
-составление свободного узора по замыслу детей.
Раздел «Лепка»
- Отщипывать пальцами кусочки и сказывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).
Защипывать края формы копчиками пальцев (миска, блюдце, корзинка) - Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.
- Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка); из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты; рыба; лопата; корзины с фруктами; тарелка с продуктами.
- Буквы: А, О, У, М, И, Н, Т, Р, Ш, Л, X.
- Уметь в лепке воссоздавать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их детали из пластилина определенного цвета.
Раздел «Графическая деятельность»
- Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации, рисунка.
- Обведение крупных рисунков, выполненных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).
- Рисование по крупным трафаретам ( цветы, мячи, воздушные шарики и т.д.).
- Раскрашивание картинок.
- Раздел «Работа с нитками»
- Сортировка ниток по цвету.
- Упражнения и разрывании ниток разной длины и толщины.
- Наматывание на катушку, клубок, картон.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение»
4 класс
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 34 часа в учебном году (0,5 часов в неделю).
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
I четверть (9 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 02.09 |
2 | Различение предметов по форме, цвету, величине. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 09.09 |
3 | Упражнения с массажными шариками. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 16.09 |
4 | Дидактическая игра «Лото». | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 23.09 |
5 | Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 30.09 |
6 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 07.10 |
7 | Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 14.10 |
8 | Складывание разрезных картинок из 2-4частей. Овощи. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 21.10 |
9 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 28.10 |
II четверть (7 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух цветов. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 11.11 |
2 | Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех цветов. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 18.11 |
3 | Лепка «Вишня, слива» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 25.11 |
4 | Лепка «Морковь, огурец» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 02.12 |
5 | Лепка изученных букв по образцу. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 09.12 |
6 | Аппликация «Снеговик». | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 16.12 |
7 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 23.12 |
III четверть (10 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Дидактическая игра «Что лишнее». | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 13.01 |
2 | Складывание букв из счетных палочек. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 20.01 |
3 | Конструирование из геометрических фигур. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 27.01 |
4 | Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 03.02 |
5 | Аппликация «Ёлочка» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 10.02 |
6 | Наматывание ниток на игрушки. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 17.02 |
7 | Трафареты. Штриховка прямыми вертикальными штрихами (сверху вниз). | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 24.02 |
8 | Трафареты. Штриховка горизонтальными штрихами (слева направо) | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 03.03 |
9 | Выкладывание узора из семян по контуру. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 10.03 |
10 | Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 17.03 |
IVчетверть (8 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Лепка «Рыбка» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 31.03 |
2 | Плетение косичек из толстых цветных шнуров. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 07.03 |
3 | Пальчиковые игры и упражнения. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 14.03 |
4 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 21.03 |
5 | Складывание фигур и узоров по образцу. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 28.03 |
6 | Выкладывание геометрических фигур разной величины. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 05.05 |
7 | Постройки из строительного материала по показу и образцу. | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 12.05 |
8 | Аппликация. «Гусеница» | 0,5 | Слушание объяснений педагога. Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией. Выполнение действий и движений по инструкции педагога | 19.05 |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» демонстрационный материал предмета включает:
- предметы для нанизывания - шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- мячи (различной фактуры, разного диаметра);
- цветная бумага, клей, ножницы, краски, альбом, пластилин;
- купы (фасоль, тыквенные семечки)4
- предметы различные по форме, величине, цвету;
- пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья;
- лото ассоциации;
- деревянный конструктор;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- мозаика;
- прищепки, основы для прищепок;
- геометрик;
- пазлы;
- кубики.
Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» используется следующая учебно-методическая литература:
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» предполагается следующая литература для детей:
- Зубарева Л. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Практические и тренировочные задания и упражнения. ФГОС Учитель, 2020 г. – 67с
- Полозова Е. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей, ИП Лакоценина, 2009 г. – 137 с.
Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» необходимы следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.
В процессе реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» могут быть использованы интернет – ресурсы:
- http://bookash.pro/ - электронная библиотека
- https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативу "Практические задачи по математике". 2 класс. Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по факультативному курсу по математике составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс
Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....
Приложение к рабочей программе по предметно-практическому обучению для глухих учащихся 3 кл
Данная программа создана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством...
Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс
Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...
Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.
laquo;Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»...