Тема | КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ? |
Цель | Познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых. |
Задачи | - Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
- Развивающая: развивать внимание, умение анализировать;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
|
| Предметные: научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные; регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
|
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах |
| Краткое учебное содержание. |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.
Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк: Учитель. Ребята! Готовы к уроку? Дети. Да! Учитель. На вас надеюсь я, друзья. Дети. Мы хороший дружный класс – Все получится у нас! Учитель. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, пожалуйста, мальчики.
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких). – На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?») – Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков. 1. Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка. Слайд.
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) кедр. Слайд.
3. Какое дерево не является хвойным? а) лиственница; б) черёмуха; в) ель. Слайд.
4. Какое дерево не является лиственным? а) кедр; б) берёза; в) осина. Слайд
| Повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов. |
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения). | Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) Слайд
Кто это? – Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.) – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.) – На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них: Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (муравей.)
Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит: – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?
– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь. | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа | Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. 1) Определение признаков насекомых. – Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.)
– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.) – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.
2. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». «Крылья» – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара. – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. 3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». «Усики» – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Слайд.
4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. Слайд
5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног» – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) Слайд.
| «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.
|
Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое» | Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых. – Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он? (Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)
Он по комнате кружит. Зло пищит, зудит, жужжит. Сел тихонько мне на лоб. Я его с размаху – шлёп! Увернулся он от драки. Вновь готовится к атаке. Превращает ночь в кошмар, Этот маленький…(Комар) Слайд
– Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре. На лугах и на опушке, Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он – Хочешь, нет? А слушай! Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) Слайд
Кто чуть свет уже в полёте От цветка и до цветка – Вся в пыльце, весь день в работе И жужжит наверняка! Кто нам дарит мёд душистый: Майский, липовый, лучистый, Чтоб простуда не взяла? Больно жалит кто? (Пчела)Слайд
Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям – страж. С вредной тлёй воюет ловко эта...(Божия коровка) Слайд
| Проверка результатов исследовательской работы. |
Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону | Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ. – А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.)
| Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по эталону.
|
Самостоятельная работа в парах. | Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых. – Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе. (На партах у каждого ученика картинки насекомых.) – Рассмотрите внимательно картинки определите, что объединяет этих животных в одну группу. | Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых.
|
Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»
| Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым. – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она? Сказка «Спор животных» Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми». Решили тогда животные … – Продолжите сказку. Что решили животные?
| Организация итоговой работы. |
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения |
Тест «Насекомые» 1 класс 1.Отгадай загадку Над цветком порхает, пляшет, Ветерком узорным машет. а) шмель; б) бабочка; в) муха. 2. Сколько ног у стрекозы? а) 6; б) 7; в) 8 3. Определи насекомых? А) комар; Б) кузнечик; в) черепаха; г) ёрш; д) оса. 4.Самый главный орган чувств у насекомых? а) усики; б) глаза; в) ноги; г) грудь. 5. Как называется красно-чёрный жук с длинным телом? а) божья коровка; б) жук- могильщик; в) красотел пахучий, 6. С какими жуками люди борются? а) колорадский жук; б) жук – олень в) жук – усач. 7.Какие насекомые живут в ульях? а) осы; б) шмели; в) пчёлы. 8. Какие насекомые живут дружными трудолюбивыми семьями? а) кузнечики; б) муравьи; в) бабочки; г) пчёлы. 9. Выбери верное высказывание: а) У насекомых шесть ног. б) Все насекомые умеют летать. в) Паук – это насекомое. 10. Назови отличительный признак насекомых. а) умеют летать б) есть крылья в) 6 ног г) маленькие по размеру
|
| Оценивание результатов обучения учителем. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. Слайд
| Оценивание результатов обучения учениками. |
|
|
|