Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.
методическая разработка

Трегубова Надежда Петровна

«Проектирование учебного занятия на основании примерной

рабочей программы по предмету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая работа №4984.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №4

«Проектирование учебного занятия на основании примерной

рабочей программы по предмету»

Тема

КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Цель

Познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых.

Задачи

  1. Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать;
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные: научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.                                                                                                                                Метапредметные; 

регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.                                                           

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Формы обучения

 фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах  

 

Краткое учебное содержание.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

Учитель. Ребята! Готовы к уроку?
Дети. Да!
Учитель. На вас надеюсь я, друзья.
Дети.
Мы хороший дружный класс –
Все получится у нас!
Учитель.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, пожалуйста, мальчики.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. Слайд.

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. Слайд.

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. Слайд.

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина. Слайд

Повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов.

 Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) Слайд

 Кто это?
– Как одним словом можно назвать этих животных? 
(Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. 
(Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них:

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … 
(муравей.)

 Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит:
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

1) Определение признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.) 

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

«Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие
 насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка
 махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным.

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».

«Усики»

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным. Слайд.

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. Слайд  

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

«6 ног»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? 
(Наличием трёх пар ног.) Слайд.

 

«Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)  

C:\Users\Лариса\Downloads\animals_287-1024x600.jpg  C:\Users\Лариса\Downloads\59168424.jpg  C:\Users\Лариса\Downloads\uodas-61590104.jpg  C:\Users\Лариса\Downloads\0_90e29_22726ab0_orig_preview.jpeg

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький
…(Комар) Слайд

– Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... 
(Кузнечик) Слайд

Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? 
(Пчела)Слайд

 

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта...
(Божия коровка) Слайд

Проверка результатов исследовательской работы.

 Самостоятельная работа в группах  с проверкой по эталону

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.)

C:\Users\Лариса\Downloads\19192_53eb5352585807ca0bd87e6952d3a164.jpg.jpgC:\Users\Лариса\Downloads\animals-1243.jpgC:\Users\Лариса\Downloads\Scorpion-Venom-Can-It-Really-Cure-What-Ails-You.jpgC:\Users\Лариса\Downloads\812lobster.jpegC:\Users\Лариса\Downloads\osa_0.jpg

C:\Users\Лариса\Downloads\regal-pest-control-pests-library-cockroaches.jpgC:\Users\Лариса\Downloads\13866431.jpg

Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по эталону.

Самостоятельная работа в парах.

Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.

– Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе.
(На партах у каждого ученика  картинки  насекомых.)
– Рассмотрите внимательно картинки  определите, что объединяет этих животных в одну группу.

Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых.

Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым.

– А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Организация итоговой  работы.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Тест  «Насекомые» 1 класс

 

1.Отгадай загадку

Над цветком порхает, пляшет,

Ветерком узорным машет.

а) шмель;

б) бабочка;

в) муха.

 

2. Сколько ног у стрекозы?

а) 6;

б) 7;

в) 8

 

3. Определи насекомых?

А) комар;

Б) кузнечик;

в) черепаха;

г) ёрш;

д) оса.

 

4.Самый главный орган чувств у насекомых?

а) усики;

б) глаза;

в) ноги;

г) грудь.

 

5. Как называется красно-чёрный жук с длинным телом?

а) божья коровка;

б) жук- могильщик;

в) красотел пахучий,

 

6. С какими жуками люди борются?

а) колорадский жук;

б) жук – олень

в) жук – усач.

 

7.Какие насекомые живут в ульях?

а) осы;

б) шмели;

в) пчёлы.

 

8. Какие насекомые живут дружными трудолюбивыми семьями?

а) кузнечики;

б) муравьи;

в) бабочки;

г) пчёлы.

 

9. Выбери верное высказывание:

а) У насекомых шесть ног.

б) Все насекомые умеют летать.

в) Паук – это насекомое.

 

10. Назови отличительный признак насекомых.

а) умеют летать

б) есть крылья

в) 6 ног

г) маленькие по размеру

Оценивание результатов обучения учителем.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. Слайд

Оценивание результатов обучения учениками.

Приложение к уроку

Тест  «Насекомые» 1 класс

 

1.Отгадай загадку

Над цветком порхает, пляшет,

Ветерком узорным машет.

а) шмель;

б) бабочка;

в) муха.

 

2. Сколько ног у стрекозы?

а) 6;

б) 7;

в) 8

 

3. Определи насекомых?

А) комар;

Б) кузнечик;

в) черепаха;

г) ёрш;

д) оса.

 

4.Самый главный орган чувств у насекомых?

а) усики;

б) глаза;

в) ноги;

г) грудь.

 

5. Как называется красно-чёрный жук с длинным телом?

а) божья коровка;

б) жук- могильщик;

в) красотел пахучий,

 

6. С какими жуками люди борются?

а) колорадский жук;

б) жук – олень

в) жук – усач.

 

7.Какие насекомые живут в ульях?

а) осы;

б) шмели;

в) пчёлы.

 

8. Какие насекомые живут дружными трудолюбивыми семьями?

а) кузнечики;

б) муравьи;

в) бабочки;

г) пчёлы.

 

9. Выбери верное высказывание:

а) У насекомых шесть ног.

б) Все насекомые умеют летать.

в) Паук – это насекомое.

 

10. Назови отличительный признак насекомых.

а) умеют летать

б) есть крылья

в) 6 ног

г) маленькие по размеру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету

Планируемые результаты обучения:Предметные:Учащиеся должны различать строчную и заглавную буквы, осуществлять сравнение печатной и письменной букв, выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [с].М...

"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету"

По данной теме практической работы  представлено проектирование урока русского языка в 1 классе, УМК "Гармония" (автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко). Тема урока: "Знакомство с с...

Проектирование учебного занятия на основании ПРП , УМК " Школа России"

Проектирование урока по русскрму языку 4 класс " Спряжение глаголов"...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету русский язык.

ЦЕЛЬ:  Выявление и закрепление знаний по теме «Написание суффиксов и приставок»Задачи урока:- обучающая: отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правиль...

Самостоятельная работа №2 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»

Самостоятельная работа №2«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»...

Практическая работа по теме «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Тема: Части речи.УМК « Перспектива»  Учебно-методическое обеспечение: учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.  Бабушкина «Русский язык, 2 класс Часть 2», Просвещен...