Рабочая программа "Учимся учиться и действовать"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени сержанта И.А.Василенко»
Принята решением педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2021г.
Приказ № 350-ОД от 31.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»
(ФГОС)
Направление: Интеллектуально - познавательное
Курс обучения: 1 - 4 классы
Срок реализации программы: 2021 - 2024год
Автор: Балахонцева В. Б., учитель начальных классов МБОУ «СШ №15 им сержанта И.А.Василенко» |
Пояснительная записка. Учимся учиться и действовать 1-4 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и мониторинга, предлагаемого авторами: М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н.С.Г. Яковлевой, который реализует психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса.
Мониторинг развития метапредметных УУД в 1-4 классах разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся с диагностики стартовой готовности к школьному обучению «Школьный старт».
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме 34 показателя изучаются, и анализируются, в мониторинге начиная с 3 класса.
Цель курса – развитие и формирование метапредметных УУД у учащихся
1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
С помощью данного курса учитель может решать следующие задачи:
1) определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2) отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3) отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов. Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия, мы предлагаем начинать отслеживать с 3 класса. В 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. С 1 по 3 классы происходит приращение в количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в 1 классе их 8, во 2 классе – 13, в 3–4 классах – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.
Место курса в учебном плане. На изучение курса «Учимся учиться и действовать» отводится в 1 классе 32 часа,1 час в неделю, из них 14 часов на диагностику УУД; во 2 классе - 34 часа, 1 час в неделю, из них 7 часов на диагностику УУД.
Рабочая программа курса «Учимся учиться и действовать» составлена на основе следующих пособий:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Серия пособий издательского дома «Федоров» (г. Самара)
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс.
- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс.
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс.
- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс.
ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Личностные УУД
1. Отношение к школе, чувство необходимости учения (мотивация к обучению в школе);
2. Умение проявлять интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
3. Отношение к нормам поведения в школе;
4. Самооценка;
5. Умение общаться со сверстниками;
6. Умение проявлять активность и познавательную инициативу;
7. Умение адекватно реагировать на неудачи и преодолевать трудности в обучении и общении.
Регулятивные УУД
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
1. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Умение осуществлять логическое действие синтез.
3. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5. Умение осуществлять логическое действие обобщение.
6. Умение устанавливать аналогии.
7. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12. Умение использовать знаково_символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
2. Умение формулировать точку зрения.
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
5. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Важно отметить, что перечень УУД, подлежащих формированию в начальной школе, значительно шире. Не все умения, над развитием которых работает учитель в соответствии с программой формирования УУД, входят в мониторинг. Причин тому несколько.
1. Следует разумно ограничить по времени проведение мониторинга и не превращать апрель в месяц сплошной диагностики УУД в ущерб учебному процессу.
2. Не все УУД можно диагностировать с помощью конкретных заданий, некоторые требуют систематического отслеживания в процессе работы с детьми. Результаты педагогических наблюдений могут фиксироваться в портфолио ученика.
3. Многие УУД в начальной школе только начинают формироваться, и даже на конец 4 класса рано говорить о получении такого результата, который может подлежать контролю и оценке. Например, речь идет о таких умениях, как осуществлять дедуктивное рассуждение, определять понятия и др. Однако это не снимает с учителя начальной школы задачи по целенаправленному их формированию. Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется.
Описание вышеперечисленных умений осуществляется по следующим параметрам:
1) определение ключевого понятия, раскрывающего суть данного умения как осмысленного способа действия;
2) характеристика данного умения на уровне действия по образцу (первый этап сформированности УУД).
Результаты освоения программы в 1-2 классах
По окончанию 2 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное)
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале (почему предметы в одной группе? Раздели на группы)
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками (охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости и агрессивности)
- ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно реагирует)
- действовать по установленным правилам
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- воспроизводить за учителем цель урока
- способность принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем.
- использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- различать способ и результат действия.
Личностные универсальные учебные действия.
- проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям
- понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить адекватные шаги по устранению ошибки).
Этапы работы по формированию УУД
Работа по формированию УУД ведется с самого начала 1 класса. В сентябре педагог проводит стартовую диагностику готовности к обучению. Она позволяет определить уровень развития, на котором находятся дети. Ориентируясь на представления о том, что является базовым уровнем развития основных метапредметных универсальных учебных действий в каждом классе, педагог выстраивает свою формирующую программу. Программа выстраивается с опорой на задания и учебные ситуации, заложенные в УМК и методику преподавания различных учебных дисциплин. Если этого оказывается недостаточно для работы с конкретным ребенком, педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные учебные задания.
В качестве основного инструмента в курсе используются специально разработанные задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены преимущественно на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир, также есть несколько надпредметных заданий.
В конце учебного года проводится диагностический мониторинг УУД. В этом помогают рабочие тетради «Учимся учиться и действовать»
Каждое умение в мониторинге диагностируется на материале двух и более предметов. В один диагностический модуль входит две истории, каждая из которых состоит из заданий трех типов. Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность. Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнение. Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию. Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задание на описание.
Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание. Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения в деятельность разработаны сюжетные темы для каждой рабочей тетради. Так, как мы уже упоминали ранее, задания мониторинга для 1 класса объединяет история о лесной школе, а в тетради 2 класса собраны истории из учебной жизни второклассников. Рабочая тетрадь представлена в двух вариантах. Выполнение диагностических заданий по вариантам повысит уровень самостоятельности учащихся. Кроме того, альтернативный вариант может использоваться при повторном проведении диагностических заданий в индивидуальной форме с теми учащимися, которые не справились с ними в ситуации предъявления (выполнения) в классе во время урока.
Процедура проведения мониторинга
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.
1. Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.
2. Каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б и В, выполняется полностью от начала и до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительное задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.
4. Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневной), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5. На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схемы проведения диагностического этапа мониторинга.
Работа с диагностическими заданиями
Во время проведения мониторинга рекомендуем использовать две формы работы с материалами тетради «Учимся учиться и действовать» – фронтальное обсуждение и индивидуальную самостоятельную работу. На первом этапе дети наблюдают и активно обсуждают в классе материалы тетради. Эта часть работы построена в диалоговой форме. Учитель с помощью подводящих вопросов помогает детям сориентироваться в истории (самим разобрать и понять образец). Далее следует второй этап – самостоятельная работа детей по выполнению диагностических заданий. На этом этапе педагог произносит только стимулирующие и поддерживающие реплики, не разъясняя сути заданий А, Б, В.
Циклограмма проведения диагностики формирования УУД
№ | УУД | Характеристика УУД | Инструментарий | Методы | Периодичность проведения | Сроки проведения |
1 | Самопознание и само- определение | Само оценка |
| тестирование | 1 раз в год | Март - апрель |
2 | Смысло образование | Мотивация |
| Беседа тестирование | 1 раз в год | Сентябрь-октябрь Март - апрель |
3 | Нравственно-этическая ориентация |
| анкетирование | 1 раз в год | Ноябрь-декабрь | |
4 | Регулятивные УУД | контроль |
| тестирование | 1 раз в год | Февраль - апрель |
5 | Познавательные УУД | Логические УУД |
| тестирование | 1 раз в год | Февраль - апрель |
6 | Коммуникативные УУД |
| Тестирование Беседа Тестирование Тестирование Тестирование Беседа | 1 раз в год | Февраль - апрель | |
7 | Все УУД |
| Анкетирование, беседа, тестирование | 1 раз в год | Сентябрь - апрель |
Тематическое планирование занятий кружка
«Учимся учиться и действовать»
1 класс (33 часа)
№ | Тема занятия | Предметная область | Дата |
Формирование и диагностика личностных УУД | |||
1 | Вводное занятие | ||
2 | Беседа о школе | ||
3 | Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации | ||
4 | Опросник мотивации | ||
5 | Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||
Формирование регулятивных УУД | |||
6 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии c поставленной задачей | Обучение грамоте и письму | |
7 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии c поставленной задачей | Технология | |
8 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Обучение грамоте и письму Математика | |
9 | Методика «Рисование по точкам» | ||
10 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Технология | |
11 | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||
12 | Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации | ||
13 | Беседа о правилах поведения в школе | ||
14 | Игра «Лесная школа» | ||
Формирование познавательных УУД | |||
15 | Развитие умения осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков | Технология | |
16 | Развитие умения осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков | Обучение грамоте и письму Окружающий мир | |
17 | Игра «Найди отличия» | ||
18 | Развитие умения осуществлять логическое действие синтез | Обучение грамоте и письму | |
19 | Развитие умения осуществлять логическое действие синтез | Математика Окружающий мир | |
20 | Проба на определение количества слов в предложении | ||
21 | Развитие умения осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
22 | Развитие умения осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Обучение грамоте и письму | |
23 | Диагностика умения выделять существенные признаки | ||
24 | Развитие умения осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Обучение грамоте и письму Окружающий мир | |
25 | Развитие умения осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
26 | Развитие умения осуществлять логическое действие обобщение | Окружающий мир | |
27 | Развитие умения осуществлять логическое действие обобщение | Математика | |
28 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Окружающий мир | |
29 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Технология | |
30 | Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||
31 | Методика «Рукавички» | ||
32 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование занятий кружка
«Учимся учиться и действовать»
2 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Предметная область | Дата |
1 | Вводное занятие | ||
2 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей | Технология, литературное чтение | |
3 | Развитие умения осуществлять контроль. | Математика | |
4 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Технология | |
5 | Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков | Русский язык | |
6 | Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» | Технология | |
7 | Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Технология | |
8 | Развитие умения осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика, физкультура, музыка, русский язык | |
9 | Развитие умения осуществлять логическое действие «обобщение» | Технология | |
10 | Развитие умения делать умозаключение по аналогии. | Окружающий мир | |
11 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Технология, математика | |
12 | Развитие умения составлять речевое высказывание. | Окружающий мир | |
13 | История. Точка зрения. | Окружающий мир | |
14 | Развитие умения задавать вопросы. | Окружающий мир | |
15 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей | Русский язык | |
16 | Развитие умения осуществлять контроль. | Русский язык | |
17 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Литературное чтение, ИЗО | |
18 | Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. | Окружающий мир | |
19 | Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» | Русский язык | |
20 | Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика, окружающий мир | |
21 | Развитие умения осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
22 | Развитие умения осуществлять логическое действие «обобщение» | Литературное чтение | |
23 | Развитие умения делать умозаключение по аналогии. | Русский язык | |
24 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Окружающий мир | |
25 | Развитие умения составлять речевое высказывание. | Литературное чтение | |
26 | История. Точка зрения. | Физкультура | |
27 | Развитие умения задавать вопросы. | Окружающий мир | |
28 | Подготовка к мониторингу УУД | ||
29 | Мониторинг коммуникативных УУД | ||
30 | Мониторинг познавательных УУД | ||
31 | Мониторинг личностных УУД | ||
32 | Мониторинг регулятивных УУД | ||
33 | Обобщающее занятие | ||
34 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование занятий кружка
«Учимся учиться и действовать»
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Предметная область | Дата |
Формирование и диагностика личностных УУД | |||
1 | Вводное занятие | ||
2 | Беседа о школе | ||
3 | Анкета по оценке уровня школьной мотивации | ||
4 | Опросник мотивации | ||
5 | Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||
Формирование регулятивных УУД | |||
6 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии c поставленной задачей | Русский язык | |
7 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии c поставленной задачей | Технология | |
8 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Русский язык Математика | |
9 | Методика «Рисование по образцу» | ||
10 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Технология | |
11 | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||
12 | Анкета по оценке уровня школьной мотивации | ||
13 | Беседа о правилах поведения в школе | ||
14 | Игра «Лесная школа» | ||
Формирование познавательных УУД | |||
15 | Развитие умения осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков | Технология | |
16 | Развитие умения осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков | Русский язык Окружающий мир | |
17 | Игра «Найди отличия» | ||
18 | Развитие умения осуществлять логическое действие синтез | Русский язык | |
19 | Развитие умения осуществлять логическое действие синтез | Математика Окружающий мир | |
20 | Проба на определение количества слов в предложении | ||
21 | Развитие умения осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
22 | Развитие умения осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Русский язык | |
23 | Диагностика умения выделять существенные признаки | ||
24 | Развитие умения осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Русский язык Окружающий мир | |
25 | Развитие умения осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
26 | Развитие умения осуществлять логическое действие обобщение | Окружающий мир | |
27 | Развитие умения осуществлять логическое действие обобщение | Математика | |
28 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Окружающий мир | |
29 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Технология | |
30 | Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||
31 | Методика «Рукавички» | ||
32 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование занятий кружка
«Учимся учиться и действовать»
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Предметная область | Дата |
1 | Вводное занятие | ||
2 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей | Технология, литературное чтение | |
3 | Развитие умения осуществлять контроль. | Математика | |
4 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Технология | |
5 | Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков | Русский язык | |
6 | Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» | Технология | |
7 | Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Технология | |
8 | Развитие умения осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика, физкультура, музыка, русский язык | |
9 | Развитие умения осуществлять логическое действие «обобщение» | Технология | |
10 | Развитие умения делать умозаключение по аналогии. | Окружающий мир | |
11 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Технология, математика | |
12 | Развитие умения составлять речевое высказывание. | Окружающий мир | |
13 | История. Точка зрения. | Окружающий мир | |
14 | Развитие умения задавать вопросы. | Окружающий мир | |
15 | Развитие умения планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей | Русский язык | |
16 | Развитие умения осуществлять контроль. | Русский язык | |
17 | Развитие умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки | Литературное чтение, ИЗО | |
18 | Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. | Окружающий мир | |
19 | Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез» | Русский язык | |
20 | Развитие умения осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика, окружающий мир | |
21 | Развитие умения осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям | Математика | |
22 | Развитие умения осуществлять логическое действие «обобщение» | Литературное чтение | |
23 | Развитие умения делать умозаключение по аналогии. | Русский язык | |
24 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Окружающий мир | |
25 | Развитие умения составлять речевое высказывание. | Литературное чтение | |
26 | История. Точка зрения. | Физкультура | |
27 | Развитие умения задавать вопросы. | Окружающий мир, русский язык | |
28 | Подготовка к мониторингу УУД | ||
29 | Мониторинг коммуникативных УУД | ||
30 | Мониторинг познавательных УУД | ||
31 | Мониторинг личностных УУД | ||
32 | Мониторинг регулятивных УУД | ||
33 | Обобщающее занятие | ||
34 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности по проведению мониторинга метапредметных УУД (УМК "Учимся учиться и действовать" авторов Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г.)
В статье обозначены цели, задачи мониторинга. Прописана периодичность и процедура его проведения. Указан методический комплекс, на основе которого проводятся мониторинговые исследования. Представлены ...
Результаты мониторинга УУД "Учимся Учиться и Действовать" 1 класс конец года.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторин...
Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....
Мониторинг УУД. Обработка данных по тетради "Учимся учиться и действовать" Автор: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. 1-2 класс
Прекрасные таблицы, которые существенно облегчают работу учителям начальных классов! Только подставляй баллы - и всё автоматически готово!Источник: Занков.ru...
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать»
Текстовое сопровождение к презентации ...
Рабочая программа по курсу «Учимся учиться и действовать» 2 класс
Рабочая программа курса ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любо...