Карта - это хорошо или это плохо?
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС
Региональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования Новосибирской области
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка учебного занятия по теме:
«Карта – это хорошо или это плохо?»
Разработчики проекта:
Завезенова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Круглоозерная СОШ»
Зонова Ирина Петровна, учитель начальных классов, методист МБОУ «Гимназия № 4»
Киселева Тамара Викторовна, учитель начальных классов, директор школы МКОУ «Майская СОШ»
Колосова Наталья Филипповна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Татарска
Кузнецова Лариса Максимовна, учитель начальных классов МБОУ «Южинская ОШ»
г. Новосибирск, 2017
Проект допущен к защите
Старший методист РМЦ _____________________ Л.Н. Иванова
ВВЕДЕНИЕ
В системе денежного оборота современного мира все чаще используются приемы расчета в безналичной форме. Для этого применяются банковские карты. Спектр банковских карт достаточно широк: от кредитной карты, до социальной (зарплатной). Это максимально облегчает систему расчета, но и в тоже время несет определенные риски. В связи с этим Цель проекта: создать методическую разработку по теме «Карта – это хорошо или это плохо?».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить современные подходы к преподаванию ОФГ в соответствии с ФГОС НОО;
- Собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 4-х классов;
- Опираясь на базовые знания и базовые понятия, разработать внеурочное занятие;
- Оформить и представить разработку занятия и презентацию.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Характеристика методической разработки занятия
Тема: «Карта – это хорошо или это плохо?»;
Класс: 4;
Тип: Внеурочное занятие
Форма: Групповая
Место в учебном плане: Раздел 1 «Что такое деньги и какими они бывают», Тема 4 «Безналичные деньги»
Методы или приемы: Кластер, плюмин.
Перечень учебно-методического и ресурсного обеспечения занятия:
- мультимедийный проектор
- презентация PowerPoint
- раздаточный материал
- методические рекомендации «Финансовая грамотность» авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, издательство «Вита» 2015 год
- Цель обучающихся на занятии:
Познакомиться с правилами безопасного обращения с Банковской картой
Задачи:
- Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
- Научить организовывать отбор информации по заданной теме;
- Формировать умение самостоятельной работы в группе;
- Создать памятку по теме «Правила пользования и хранения Банковской Карты
Базовые понятия и знания:
Банковская карта – инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.
Терминал, банкомат – аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.
Касса – аппарат для получения оплаты за проданный товар.
Умения, компетенции:
- Овладение начальными навыками пользования Банковской картой
- Планируемые результаты обучающихся на занятии:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:
Познавательные
- овладение базовыми понятиями.
Регулятивные
- понимание цели своих действий.
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Коммуникативные
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Предметные
- получить представление о правилах безопасного пользования Банковской картой.
- научиться безопасно пользоваться Банковской картой.
- Описание хода занятия с организацией учебной деятельности (технологическая карта)
Этап, название | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социаль ная форма | Время |
1.Мотивация к учебной деятельности | Заранее (за 1 неделю) дает задание обучающимся: «Как ваши родители оплачивают покупки, услуги?» | Наблюдение за родителями | Индивидуальная | 1 неделя | |
1.Рассаживает детей по группам, по заранее составленным спискам 2. Распределяет роли: секретаря, чтеца, выступающего, тайм-кипера, художника. (Приложение 1) | Занимает предложенное место Принимают роль | 3 | |||
2.Актуализация знаний | 1. Задает вопрос: (Как ваши родители оплачивают покупки, услуги?) 2. Дает задание заполнить кластер (Перед вами на партах лежит раздаточный материал, заполните кластер) 3.Организовывает работу, дает безотметочное словесное оценивание | 1.Отвечают на вопросы (Наличными деньгами: бумажными банкнотами, монетами, банковскими картами) 2. Заполняют кластер «Использование Банковской карты» 3.Представление кластера (Выступающий группы) | Раздаточный материал (Приложение 2) Кластер | Фронтальная работа Групповая
| 3 5 5 |
3. Выявление проблемы | 1. Постановка задачи на основе стихотворения (Прочитайте стихотворение (Приложение 3) и на его основе заполните таблицу, в которой укажите «+» и «-» использования Банковской карты) 2. Задает вопросы (Сколько положительных моментов использования карты вы нашли? А отрицательных? | Прослушивание стихотворения, заполнение таблицы на доске (Приложение 4) Отвечают на вопросы (5 «+»), какие? (каждая группа дает по 1 ответу) 1 «-», какой? | Текст стихотворения, таблица «+» и «-» | Групповая Фронтальный опрос | 7 |
4.Решение проблемы | Организовывает работу с ситуациями (Приложение 5) Ребята, существуют определенные правила безопасного пользования Банковскими картами. Предлагаю вам внимательно ознакомиться с различными жизненными ситуациями, в которые иногда попадают наши близкие люди. Рассмотрите их и сформулируйте правила.) | 1.Анализ ситуаций 2.Формулировка правила | Текст | Групповая | 6 |
5.Формирование модели | Корректировка | Выполнение рисунка, схемы | Канцелярские принадлежности | Групповая | 5 |
6.Первичное закрепление, представление результатов | 1.Соотнесение базовых понятий (Приложение 6) 2.Безотметочное оценивание («Пара фраз») 3. Ознакомление с сайтом Центробанка | Выполнение упражнения Защита работ Прослушивание информации | Упражнение | Групповая | 5 |
7.Рефлексия | 1.Дает тест «Проверь себя» (Приложение 7) 2.Задает вопрос: Карта – это хорошо, или все же – плохо? | Выполняют тест Отвечают на вопрос внутри группы (путем голосования). Группа представляет ответ в классе. | Тест | Индивидуальная Открытый микрофон | 6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внеурочное занятие на тему «Карта – это хорошо или это плохо?» способствует формированию знаний учащихся о безопасном пользовании Банковской картой. Предлагаемые формы и методы организации занятия: групповая, индивидуальная работа создают условия для развития умения применять теоретические знания на практике.
Материал, предлагаемый учащимся, должен закрепляться в повседневной жизни. Работа в группах способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработки учебных умений.
Данная методическая разработка обеспечивает высокую мотивацию детей к овладению начальными навыками безопасного использования Банковской карты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура
- Киселева Т.В. Авторское стихотворение «Карта – это хорошо! И – немного плохо!»
- Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц Методические рекомендации «Финансовая грамотность» издательство «Вита» 2015 год
- cbr.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение 1
Секретарь - фиксирует результаты и отдельные ответы
Чтец – читает необходимую информацию
Выступающий – представляет, защищает работу
Тайм-кипер - следит за временем работы группы
Художник – оформляет, рисует
Приложение 2
Кластер «Использование Банковской карты»
Приложение 3
Карта – это хорошо! И – немного плохо!
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Банки, карты хорошо, папа, или плохо?
Что ж, у нас секретов нет,
Слушайте, детишки,
Папы этого ответ своему сынишке.
Если дома есть у нас
Банковская карта,
Нам легко купить цветы на 8-е марта.
Заплатить за ЖКХ,
Все без проволочек,
Не стоять в очередях, чтоб с утра до ночи.
В магазинах – терминал,
Касса – безналичка.
Карту вставил, ПИН нажал, деньги словно птички.
Улетели, счет списал
Денежную массу.
И не надо вновь стоять за деньгами в кассу.
И не страшно,
Если вдруг кошелек украли.
Карта дома есть у нас, мы не пострадали!
Но воришки все же, сын,
Умные проныры.
Им неважно есть, иль нет у карманов дыры.
В терминале подсмотрел
Наш ПИН-код от карты,
Выкрал карту, деньги снял. Вот опасность карты!
Вывод мой такой, сынок,
Охай, иль не охай!
Карта – это хорошо! И – немного плохо!
Приложение 4
Таблица
Использование Банковской карты
«+» | «-» |
Приложение 5
Ситуация 1
У Петиной бабушки плохая память на цифры. Для того, чтобы не забыть ПИН-код своей банковской карты, она записала его на самой карте. Подойдя к банкомату, бабушка обнаружила, что в кармане, куда она положила банковскую карту, оказалась дыра. Она вернулась домой, в надежде найти карту там, но карты там не оказалось. Снова придя в Банк, бабушка узнала, что все ее деньги сняты со счета.
На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой. |
Ситуация 2
После занятий ребята пригласили Витю покататься с горки, а идти домой переодеваться не ему не хотелось. Мальчик решил, что мама не заметит, что он катался в школьной форме, и ругаться не будет. Когда на следующий день Витя в столовой решил рассчитаться за обед, то оказалось, что карта не работает, потому что она с трещиной.
На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой. |
Ситуация 3
Катя собралась с девочками на каток и попросила у мамы денег на прокат коньков. У Веры Ивановны в кошельке не оказалось наличности, и она дала дочери карточку, чтобы та сняла 100 рублей. Катя сняла деньги, но карточку не принесла домой, а пошла с ней на каток. Через 2 часа Вера Ивановна получила SMS- оовещение, что со счета списано еще 300 рублей. Придя с катка домой, Катя пояснила, что подружки уговорили ее снять еще денег и купить мороженое. На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой. |
Ситуация 4
Мама Кати пошла в магазин. Она с продуктовой корзиной подошла к кассе и предъявила кассиру банковскую карту для оплаты. Обнаружилось, что денег на карте недостаточно. На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой. |
Ситуация 5
Папа, предлагая клиенту визитную карточку, выронил банковскую карту. Её отсутствие он обнаружил только дома. На основе приведенного примера сформулируйте правило папиных действий. |
Приложение 6
Соотнесите понятия и значения
Банковская карта - | аппарат для получения оплаты за проданный товар. |
Терминал, банкомат - | инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. |
Касса - | аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. |
Приложение 7
Проверь себя с помощью символов:
«+» - если согласны с высказыванием;
«-» - если не согласны с высказыванием
1.Держи в секрете PIN-код карты.
2.Назови PIN-код служащему, позвонившему из банка.
3.Регулярно проверяй остаток финансов на счету.
4.Если потерял карту, сообщи в банк.
5.Поделись своей картой с товарищем.
6.Напиши PIN-код на карте, чтобы не забыть его.
7. Храни карту аккуратно, чтобы не сломать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» 1кл
Урок построен согласно требованиям ФГОС. При планировании были включены задания, отражающие межпредметные связи урока с предметом Окружающий мир. У детей создаётся возможность проявить свои творческие...
Технологическая карта урока по теме: "Валентина Осеева "Хорошее".
Технологическая карта урока по литературному чтнею во 2 классе. Тема: В. Осеева «Хорошее»...
Технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Хорошее» 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Хорошее».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; развивать навык правильного и осознанного чтения; да...
Презентация к внеклассному мероприятию "О хороших манерах в живых картинках и примерах"
Презентация разработана к внеклассному мероприятию "О хороших манерах в живых картинках и примерах" . (Журнал "Начальная школа. Всё для учителя!" № 7 (43), июль 2015 г., В.А. Третьякова ,учитель...
Внеклассное мероприятие «О хороших манерах в живых картинках и примерах»
Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса....
О хороших манерах в картинках и примерах
Классный час для учащихся начальной школы...
Технологическая карта к уроку "Как сделать текст хорошим"
Технологическая карта к уроку русского языка...