Отчет учителя-дефектолога
учебно-методический материал

Громова Елена Николаевна

Отчет учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_uchitelya-defektologa.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет учителя- дефектолога  Жоголь Е.Н. на  2020-2021 учебный  год.

          В 2020-2021 учебном году целью моей работы состояло своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.

Для достижения поставленной цели велась работа по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское и профилактическое

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

                                          Диагностическое направление.

На основании заключения ППК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 20 детей.

В течение учебного года  планируется провести три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Класс

(учащиеся)

Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий.

Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

 сентябрь

 сентябрь

1а кл. –  8 чел.

2а кл. –8 чел.

2б кл. – 7 чел.

3а кл- 14 чел.

4а кл-19 чел.

1а кл. –  5 чел.

2а кл. – 4 чел.

2б кл – 3 чел.

3а кл. – 5 чел.

4а кл- 3 чел.

 

Групповая форма:

 56

учащихся

Индивидуальная форма:

   20 учащихся

Этапная

(индивидуальная)  с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач  коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

январь

Учащиеся, посещающие занятия

19 учащихся

Итоговая

(индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

май

Учащиеся, посещающие занятия

17 учащихся

                      Используемые диагностические методики

                автор

                                        название

Забрамная С.Д.

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г.

 Соколова Ю.

«Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г.

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.

ЗабрамнаяС.Д.,Боровик О.В.

«От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах».

Багданова Т.Г., Варламова О.И.

«Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии».

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г.

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):

- медицинские карты;

- личные дела учащихся;

-беседа с родителями.

        В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

 Практически у  всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

В течение 2020 – 2021 учебного года проводилась коррекционно - развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

Используемые коррекционно-развивающие программы:

                   автор

                                     название

Е.В. Языканова

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения»

А.В. Белошистая

Программа «Математика и конструирование» для детей с задержкой психического развития» 2000г

Л.В. Мищенкова

«36 занятий для будущих отличников», 2012г.

Л.В. Мищенкова

«Развитие познавательных способностей», 2011г.

А.В. Белошистая

«Математика и конструирование коррекционно – развивающего обучения» ,2004 г.

В.В. Воронкова

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», 2006 г.

Т.В. Алышева

«Математика»

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия проводились по 20 минут 2 раза в неделю,  групповые  (1 и 2)по  40 минут 3 раза в неделю, и 3 группа 2 раза в неделю.  

Коррекционно-развивающие занятия посещали:

 ученики 1а класса- 5 человек:

          1.Воронцов Дмитрий Сергеевич

          2.Гальченко Никита Викторович

          3.Лужнов Максим Михайлович

          4.Сергеев Олег Юрьевич

          5.Яненко Андрей Николаевич

 ученики 2а класса -4 человека:

1        .  Володина Алиса Евгеньевна

2. Денисовская Дарина Владимировна

3. Невская Виктория Александровна(вар 2)

4. Лаврив Анжела Владимировна

Ученики 2б класса-3 человека:

        1.Давыдов Николай Валерьевич

2        . Карнаухов Кирилл Евгеньевич

3.Пейнер Алекасандр  

 ученики 3а класса - 5 человек:

1.   Ефименко Михаил Сергеевич

2.  Кайгародов Александр Витальевич

3. Класс Богдан Сергеевич

4. Санисло Эльвира

5. Тереньтева Юлия Александровна

ученики 4а класса – 3 человека:

          1. Исаков Мирбек Айбекович

          2.  Карнаухов Денис Евгеньевич

          3. Лавров Никита(инд)

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была  определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

     Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществляется более тщательный отбор содержания образования, используются адекватные методы и приёмы обучения.

 Развивающие занятия для младших школьников представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе используется множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.

 При проведении коррекционно– развивающих занятий используются разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2020-2021 учебного года определились результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы:

Классы

Количество учащихся

Положительная динамика

Минимальная

динамика

Без динамики

 5

3

2

0

 4

4

0

3

3

0

5

5

0

2

2

0

Приведённые выше результаты диагностики позволят судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Движение учащихся

класс

выпущены

Оставлены на 2021-2022 учебный год

1а класс

5

2а класс

4

2б класс

3

3а класс

5

4а класс

2

Всего:

2

17

Организационно-методическое направление.

Оформление документации.

       В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-диагностические карты

-дефектологические представления и характеристики обучающихся

-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

-список детей, зачисленных на занятия

-график рабочего времени

-расписание групповых и индивидуальных занятий

-перспективный план работы дефектолога

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы

                     

Консультативно-просветительское направление.

        Консультативная деятельность учителем-дефектологом  велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводилась ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом; учителем-логопедом, совместное обсуждение  вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе  осуществлялось в течение всего учебного года.

         

 

                                              Учитель-дефектолог _______          Жоголь Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

отчет учителя дефектолога за 2013-2014

отчёт за 2013-2014 учебный год учителя-дефектолога...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....

Годовой отчет учителя-дефектолога 2021-2022

Отчет работы учителя-дефектолога за год....

Отчет учителя дефектолога 2022-2023

Отчет учителя дефектолога о проделанной работе....