Отчет учителя-дефектолога
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Отчет учителя- дефектолога Жоголь Е.Н. на 2020-2021 учебный год.
В 2020-2021 учебном году целью моей работы состояло своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.
Для достижения поставленной цели велась работа по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское и профилактическое
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:
Диагностическое направление.
На основании заключения ППК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 20 детей.
В течение учебного года планируется провести три этапа диагностики учащихся:
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Класс (учащиеся) | Всего обследовано |
Первичная: Групповая Индивидуальная (углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков | Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. | сентябрь сентябрь | 1а кл. – 8 чел. 2а кл. –8 чел. 2б кл. – 7 чел. 3а кл- 14 чел. 4а кл-19 чел. 1а кл. – 5 чел. 2а кл. – 4 чел. 2б кл – 3 чел. 3а кл. – 5 чел. 4а кл- 3 чел.
| Групповая форма: 56 учащихся Индивидуальная форма: 20 учащихся |
Этапная (индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов | Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. | январь | Учащиеся, посещающие занятия | 19 учащихся |
Итоговая (индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций | Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося | май | Учащиеся, посещающие занятия | 17 учащихся |
Используемые диагностические методики
автор | название |
Забрамная С.Д. | «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г. |
Соколова Ю. | «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г. |
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго | «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г. |
ЗабрамнаяС.Д.,Боровик О.В. | «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах». |
Багданова Т.Г., Варламова О.И. | «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии». |
Стребелева Е.А. | «Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г. |
В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):
- медицинские карты;
- личные дела учащихся;
-беседа с родителями.
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Коррекционное направление.
В течение 2020 – 2021 учебного года проводилась коррекционно - развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
- формирование коммуникативной компетенции;
- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;
- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование словесно-логического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование математического анализа и синтеза.
На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.
Используемые коррекционно-развивающие программы:
автор | название |
Е.В. Языканова | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» |
А.В. Белошистая | Программа «Математика и конструирование» для детей с задержкой психического развития» 2000г |
Л.В. Мищенкова | «36 занятий для будущих отличников», 2012г. |
Л.В. Мищенкова | «Развитие познавательных способностей», 2011г. |
А.В. Белошистая | «Математика и конструирование коррекционно – развивающего обучения» ,2004 г. |
В.В. Воронкова | «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», 2006 г. |
Т.В. Алышева | «Математика» |
В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия проводились по 20 минут 2 раза в неделю, групповые (1 и 2)по 40 минут 3 раза в неделю, и 3 группа 2 раза в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия посещали:
ученики 1а класса- 5 человек:
1.Воронцов Дмитрий Сергеевич
2.Гальченко Никита Викторович
3.Лужнов Максим Михайлович
4.Сергеев Олег Юрьевич
5.Яненко Андрей Николаевич
ученики 2а класса -4 человека:
1 . Володина Алиса Евгеньевна
2. Денисовская Дарина Владимировна
3. Невская Виктория Александровна(вар 2)
4. Лаврив Анжела Владимировна
Ученики 2б класса-3 человека:
1.Давыдов Николай Валерьевич
2 . Карнаухов Кирилл Евгеньевич
3.Пейнер Алекасандр
ученики 3а класса - 5 человек:
1. Ефименко Михаил Сергеевич
2. Кайгародов Александр Витальевич
3. Класс Богдан Сергеевич
4. Санисло Эльвира
5. Тереньтева Юлия Александровна
ученики 4а класса – 3 человека:
1. Исаков Мирбек Айбекович
2. Карнаухов Денис Евгеньевич
3. Лавров Никита(инд)
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).
Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществляется более тщательный отбор содержания образования, используются адекватные методы и приёмы обучения.
Развивающие занятия для младших школьников представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе используется множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.
При проведении коррекционно– развивающих занятий используются разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.
Аналитическое направление:
В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2020-2021 учебного года определились результаты:
Результаты коррекционно-развивающей работы:
Классы | Количество учащихся | Положительная динамика | Минимальная динамика | Без динамики |
1а | 5 | 3 | 2 | 0 |
2а | 4 | 4 | 0 | |
2б | 3 | 3 | 0 | |
3а | 5 | 5 | 0 | |
4а | 2 | 2 | 0 |
Приведённые выше результаты диагностики позволят судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Движение учащихся
класс | выпущены | Оставлены на 2021-2022 учебный год |
1а класс | 5 | |
2а класс | 4 | |
2б класс | 3 | |
3а класс | 5 | |
4а класс | 2 | |
Всего: | 2 | 17 |
Организационно-методическое направление.
Оформление документации.
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
-диагностические карты
-дефектологические представления и характеристики обучающихся
-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога
-список детей, зачисленных на занятия
-график рабочего времени
-расписание групповых и индивидуальных занятий
-перспективный план работы дефектолога
-календарно-тематическое планирование коррекционной работы
Консультативно-просветительское направление.
Консультативная деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводилась ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом; учителем-логопедом, совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.
Учитель-дефектолог _______ Жоголь Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...
отчет учителя дефектолога за 2013-2014
отчёт за 2013-2014 учебный год учителя-дефектолога...
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната
Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....
Годовой отчет учителя-дефектолога 2021-2022
Отчет работы учителя-дефектолога за год....
Отчет учителя дефектолога 2022-2023
Отчет учителя дефектолога о проделанной работе....