Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
методическая разработка по логопедии на тему
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 260.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.
Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития не слышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка, способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.
Коммуникативная компетенция сейчас для нас является приоритетной целью в развитии речевых возможностей каждого ребенка в отдельности, учитывая и индивидуальные способности ученика.
В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты между людьми с разных сторон. Эти речевые формы обеспечивают активность детей их компетентность и коммуникабельность.
Специальная школа для слабослышащих призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь. За пределами школы наши дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Они должны уметь вести диалог в различных жизненных обстоятельствах: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками.
Последние годы показывают, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжёлой потерей слуха, располагающих ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка. В школу поступает большое количество детей из семей не слышащих, воспитывающихся в деприсионных условиях, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, не прошедших в полной мере курс по реабилитации слуховых и произносительных навыков. Это доказывает, что для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа. Мы надеемся, что данное методическое пособие поможет педагогам использовать его на своих уроках.
- Поговорим?
- О чём?
- О всяком и о прочем. О чём-то знаешь ты, о чём-то мне известно.
- Давай поговорим, вдруг будет интересно?!
Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами.
Диалог – это наиболее естественная форма звучащей речи, особенно в детском возрасте.
Что характерно для диалога?
- Сотрудничество.
- Связь с ситуацией.
- Адресованность речи конкретному лицу (лицам).
- Зависимость высказывания от реплик и реакции собеседника.
- Непринуждённость и неподготовленность высказываний.
- Быстрый темп протекания речи.
- Своеобразие лексики и синтаксиса (использование неполных предложений, отдельных слов).
- Использование невербальных средств (жестов, мимики, эмоций).
Диалогические единства (виды диалогов)
Существуют различные классификации диалогов. Наиболее целесообразной для обучения диалогу слабослышащих детей, по мнению А.К. Зикеева, является их группировка по признаку особенностей соединения парных реплик:
1) «вопрос-ответ»,
2) «сообщение – вопрос (ответ)»,
3) «сообщение – сообщение»,
4) «побуждение к действию – вопрос (ответ)»,
5) «побуждение к действию – альтернативная реакция (согласие или отказ)».
Специфика овладения слабослышащими школьниками диалогической речью.
Трудности овладения слабослышащими школьниками диалогической речью:
Трудности состоят в том, что, как известно, для слабослышащих и глухих характерна недостаточная коммуникативная активность:
- ответы их не развёрнуты,
- много пропусков необходимых звеньев ответа, которые подразумеваются, но не выражаются словесно,
- содержательной стороне ответов свойственно сужение и конкретизация смысла вопросов,
- иногда отмечается излишняя детализация ответов.
- Ответы по сравнению с вопросом более простая форма речи. Вопрос направляет и программирует ответ, он выделяет то новое, неизвестное, что должно быть сообщено в ответе. Чтобы быть понятным, вопрос часто должен быть достаточно развёрнутым. Таким образом, построение вопроса – более сложная речевая задача, чем ответ. У детей же с недостатками слуха наблюдается некоторое снижение разнообразия форм вопросов с тенденцией повторения одной и той же формы вопросов (стереотипность) и сужение темы беседы.
- Трудности грамматического характера проявляются не только в нарушении использования вопросных слов, но и в употреблении глагольных форм, в тенденции к «телеграфному» стилю, в неразвёрнутости вопроса, что делает его непонятным иногда в контексте беседы.
Требования программы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся:
1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
3) отвечать на вопросы и задавать их)
4) сообщать о выполненной и предстоящей работе
5) участвовать в диалоге
«Развитие диалогической речи».
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности ученика с проблемами в развитии, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Что способствует развитию диалога?
- Формирование у детей «словаря». Если ребенок непринужденно, к случаю употребляет новое слово, выражение, местоимение и др. - это значит «слово» вошло в его в словарь.
- Общение со взрослыми. Языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает в общении. «Только это общение делает ребенка человеком, т.е. существом говорящим и думающим».
К.И.Чуковский
Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге -очень важная сторона развития ребенка.
Коммуникативное развитие не исчерпывается умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи.
Ребенка надо научить:
- отвечать на вопросы взрослого и задавать их;
- взаимодействию с совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.
Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения, культуры диалога.
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.
Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:
- обогащают представления учащихся об окружающем мире;
- формируют морально-нравственные и этические качества личности;
- развивают устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;
- развивают слуховое восприятие.
Что характерно для диалога:
- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;
- непринужденный характер речевой обстановки;
- попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих;
- одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;
- быстрый темп протекания речи.
- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).
Наши учащиеся усваивают в первую очередь такой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими людьми. Этот материал и должен включаться в их повседневную практику. «Проживая» жизненные ситуации, ученики получают образцы пользования диалогических высказываний. Трудности состоят в том, что, для слабослышащих и глухих характерна недостаточная коммуникативная активность: ответы их не развёрнуты, много пропусков необходимых звеньев ответа, которые подразумеваются, но не выражаются детьми с нарушениями слуха содержательной стороне ответов свойственно сужение и конкретизация смысла вопроса. Ответы, по сравнению с вопросом более простая форма речи. Таким образом, построение вопроса - более сложная задача, чем ответ.
В работе со слабослышащими и глухими детьми выделяют следующие виды диалогических единств (видов диалогов):
Побуждение к действию – ответ (вопрос).
Сообщение- сообщение.
Побуждение к действию - согласие ( отказ).
Сообщение – вопрос (ответ).
Вопрос – ответ.
Основные функции диалога
- Информационные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга)
- Коммуникативные (регуляция людьми поведением друг друга, организация совместной деятельности)
- Аффективно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека)
Примерные виды диалогических единств.
Побуждение к действию - ответ (вопрос):
Словарь: спроси, попроси, дай, возьми, положи, покажи, извинись, и т. д.
-Покажи тетрадь, Лена.
-Вот.
Дай карандаш, Дима.
Какой?
Побуждение к действию – согласие (отказ):
Словарь: Да. – Нет. – Хочу. - Не хочу. - Не буду. – Согласен. – Не согласен.
- Правильно. – Неправильно.
- Хочешь суп?
- Не хочу.
- Будешь сок?
- Буду.
Вопрос – ответ:
Словарь: Где? Куда? Когда? Зачем? Почему? Кто? Что? Что делает? Какой? Кому? Нет чего?
-Таня, спроси у Лены, где она вчера была.
-Лена, где ты вчера была?
-В больнице.
-Почему ты ушёл с урока Дима?
-Я заболел, пошёл к врачу.
Сообщение – вопрос-ответ:
- Сегодня мы идём в театр.
- В какой?
- В кукольный.
- Когда?
- В 12 часов.
Сообщение-сообщение:
- Расскажи, какие стихи вы читали.
- Я прочитал стихи Пушкина.
- А я Есенина.
-Я буду смотреть мультик.
-А я буду играть.
- А мы с колей будем учить правило.
ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Виды работ по развитию разговорной речи определяются требованиями соответствующего раздела программы. Так, на основании первой, второй и четвертой групп требований: 1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) сообщать о выполненной и предстоящей работе — в практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета о их выполнении. В соответствии с третьей группой требований (отвечать на вопросы и задавать их) в школе глухих широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок. И наконец, соответственно пятой группе требований (участвовать в диалоге), применяются различные варианты бесед, игры, упражнения в развертывании диалогов и т.д. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыков ведения ситуативного диалога и диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.
Работа по закрытой картинке. Это один из распространенных в школах глухих и слабослышащих видов работ. Цель работы — научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.
Долгое время в школе I-II вида учили детей задавать вопросы по открытой картинке. Но, рассматривая ее, школьники узнают о ней больше, чем из ответов на заученные вопросы о времени года, погоде и т.д. Главное, эти вопросы не имеют смысла для детей, не мотивированны, им трудно осознать основную коммуникативную сущность вопроса как одного из основных компонентов речевого общения.
Когда ученикам предъявляется закрытая картинка, беседа ведется для того, чтобы узнать ее содержание. Работа эта начинается в 1 классе и продолжается не только в начальных, но и в средних классах. Усложнение происходит по трем направлениям:
1) по содержанию картинок;
2) по содержанию и форме вопросов к ним;
3) по степени самостоятельности учащихся.
В1 классе содержание картинок очень простое. На них изображен один персонаж и обязательно действующий (мальчик читает, девочка бежит). Во 2 и 3 классах можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов (девочка раздевает куклу, рядом стоит таз с водой), а затем — с несколькими планами (»На реке», «Зимние забавы детей»).
В 3 классе ученикам предлагается вместо одной целая серия закрытых картинок, например по прочитанным сказкам. Ученики задают вопросы и по ответам учителя определяют, из какой сказки тот или иной персонаж.
Содержание и формулировка вопросов к закрытой картинке в 1 классе самые элементарные: «Кто на картинке? Что делает? Большой или маленький?» В конце учебного года дети спрашивают о внешнем виде, одежде персонажа: «Какие волосы? Какое платье? Что на ногах у девочки?» и т.д. Во 2 классе добавляются вопросы о месте и времени действия: «Где стоит девочка? Что стоит справа? Что находится слева? Какое время года? Какая погода? Есть облака или нет? » Школьники 3 класса учатся задавать обобщенные вопросы в ходе работы с многоплановой картинкой: «Что нарисовано на первом плане? Что изображено на заднем плане? Кто нарисован на втором плане?» и т.д.
Так же постепенно развивается самостоятельность школьников. Прежде всего это касается уменьшения помощи учителя в формулировке вопросов. В 1 классе педагог прямо побуждает детей задавать вопросы: «Спросите у меня: «Кто нарисован на картинке? » Если после двухкратного повторения задания с ударением на слове «спросите» никто из класса не догадается, что надо сделать, учитель говорит задание еще раз, показывая вопрос, написанный на доске или табличке. Дети читают вопрос хором, два ученика повторяют его и только тогда получают ответ с предложением повторить его. На доске справа от вопроса учитель записывает свой полный ответ («На картинке нарисованы снег, снежная баба» и т.д.), а в конце первого года обучения — краткий ответ («Снег, снежная баба, мальчик, лепит снежную бабу»). По этим записям по окончании беседы ученики будут рисовать картинку по представлению.
Важно помнить, что нельзя торопиться отвечать первому же спросившему ученику, так как главное здесь — научить задавать вопросы.
Во 2 классе учитель может дать общие указания к теме вопросов: «Спросите о погоде. Спросите о времени года. О чем еще можно спросить? » Несколько позднее школьники учатся задавать вопросы последовательно, по предложенному плану: «Сначала узнайте, когда происходит действие, потом — где происходит, затем — кто на картинке, что делает» и т.д.
Постепенно педагог приучает детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов. «О чем надо спросить сначала? Почему нельзя спрашивать, сколько мальчиков и девочек на картинке? (Мы еще не знаем, есть ли там дети)» и т.п.
Со временем видоизменяются и справочные записи на доске. Учитель пишет на доске или табличках только новые, трудные вопросы, остальные детям знакомы, и они задают их самостоятельно. На доске могут быть написаны вопросы более обобщенные, в виде плана, или неполные[1]: «1) Какое время года...? 2) Где происходит действие? 3) Кто...? 4) Сколько их? 5) Как одеты...? 6) Чем занимаются?» и т.д.
При работе с многоплановой картинкой в помощь детям на доске может быть дана такая схема:
III план | |||
II план | |||
I план | |||
/ 1 \ Слева Посередине Справа |
Во 2 классе ученики пишут ответы на листочках. Учитель сначала показывает им образец таких записей.
Развитие самостоятельности школьников проявляется и в том, что уже во 2 классе работу по закрытой картинке ведет «маленький учитель». Педагог может дать ему карточку, на которой написаны начала ответов: « На первом плане изображен... На втором плане...» и т.д. Дети задают вопросы «маленькому учителю », а он им отвечает. Учитель помогает ему организовать диалог с классом: «Спроси Лену, кто еще нарисован на картинке. Попроси повторить вопрос. Скажи ребятам, чтобы записали ответ» и т.д.
Работа с закрытой картинкой может проводиться и парами. Ведущему каждой пары дается картинка. Он отвечает на вопросы своего партнера о ее содержании. На основании его ответов товарищ делает рисунок по картинке. В этом случае речевая активность учащихся значительно возрастает, так как они все участвуют в диалоге.
В работе по закрытой картинке можно выделить 4 этапа.
- Первый этап — беседа по выяснению содержания закрытой картинки или серии картинок. В этой беседе педагог учит детей задавать вопросы и отвечать на них, стремясь перейти от диалога «учитель — ученики» к более сложным диалогам: «маленький учитель» — группа учеников и «ученик — ученик» (при работе парами).
Приведем фрагмент беседы во 2 классе.
- Будем задавать вопросы.
- Я хочу задать вопрос. Какое время года на картинке?
- Лена задала вопрос правильно.
(Учитель записывает на доске вопрос, дети повторяют его хором.)
- Зима. (Учитель записывает ответ на доске.)
- Можно я спрошу? Сколько планов на картинке?
- Юля задала вопрос очень хороший и правильный. Два плана.
- Сколько мальчиков и девочек?
— Лена спросила: «Сколько мальчиков и девочек?» Правильный вопрос? А вы не спросили, есть ли на картинке ребята или нет? Я сказала — на картинке два плана.
— Кто изображен на первом плане?
(Все учащиеся повторяют этот вопрос хором.)
- Дети.
- Я хочу спросить. Сколько детей?
- Двое.
- Девочки или мальчики? и т. д.
Заканчивается первый этап хоровым чтением всех ответов с установкой: «Вспомним, что нарисовано на картинке, потом будете писать». Или другой вариант: один ученик рассказывает, что нарисовано на картинке, остальные следят за правильностью рассказа с опорой на записи ответов.
- Второй этап — зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, записанный на доске учителем или детьми у себя на листочках. Во время зарисовок возникают диалоги между учениками и учителем («маленьким учителем»), в процессе которых дети задают вопросы уточняющего характера. Учитель помогает в формулировке вопросов, отвечает на них.
- Третий этап — анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта. Самый простой вариант: выбираются два рисунка (верный и неверный) и прикрепляются на доску рядом с картинкой. Картинка в этом случае открывается по просьбе детей сразу. Учитель организует беседу по анализу рисунков.
Например, во 2 классе педагог до урока написал на доске справа за вертикальной чертой опорные выражения для сравнения рисунков с картинкой.
На картинке … и у меня также.
На картинке … и у Риты ....
На картинке нарисован … и у Вадика тоже ....
На картинке … , а у... не ....
Приведем фрагмент урока по анализу рисунков.
— Сейчас будем сравнивать рисунки с картинкой. Вы хотите посмотреть картинку? Хотите?
-Да.
(Учитель открывает картинку.)
- У меня так же, потому что у меня сидит на елке сорока.
- Это не так важно для картинки. Главное — ребята.
(Учитель прикрепил рисунки всех детей на доску, ученики сравнивают рисунки с картинкой.)
- Посмотрите внимательно на ваши рисунки и сравните с картинкой.
- На картинке девочка улыбается, а у Тани не улыбается.
- На картинке мальчик бежит и везет санки, а у Вадика и Риты не бежит.
- На картинке мальчик улыбается, а у Светы не улыбается.
- На картинке на втором плане есть елка, то же нарисовано у меня.
- Ребята, посмотрите внимательно. У кого есть ошибки?
- Я ошиблась.
Другой вариант такой работы — сравнение двух рисунков без опоры на картинку, только по записям ответов на вопросы. Картинка в этом случае открывается только в конце урока, и каждый сопоставляет с ней свой рисунок самостоятельно. Этот вариант значительно сложнее, так как ученики вынуждены еще глубже вникать в содержание ответов, и особенно полезен в более старших классах.
- Четвертый этап работы по закрытой картинке — устное или письменное ее описание. Проводится такая работа с целью развития связной речи учащихся.
Работа по серии закрытых картинок. Работа строится аналогично описанной выше, но вначале учитель дает
У детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новым для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если учитель вовремя поможет, то беседа пройдет при большой речевой активности детей.
Весьма эффективными в плане развития разговорной речи глухих и слабослышащих могут быть беседы по прочитанному рассказу, которые проводятся на уроках чтения. Для активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развития их воображения, для того, чтобы научить их задавать вопросы по тексту, целесообразно использовать определенные приемы.
- Учитель раздает нескольким учащимся карточки, на которых написан вопрос к тексту и его порядковый номер.
Когда наступает нужный момент, педагог спрашивает: «У кого
первый вопрос? » Ребенок определяет его по указанному на кар-
точке номеру. «Задай вопрос ребятам», — предлагает учитель.
Кто-то из учеников повторяет вопрос, остальные отвечают
на него. Аналогично проходит работа по остальным вопросам. - Например, в 1 классе на уроках чтения рассказа «Снеговик»
дети задавали вопросы, читая их с карточек, выданных (до уро-
ка) четырем ученикам: «1) Из чего дети сделали снеговика? 2)
Из чего дети сделали нос снеговику? 3) Из чего дети сделали
глаза снеговику? 4) Что дети насыпали в корзинку? »
После двух-трехкратного проведения такой работы учитель раздает карточки с вопросами уже без указания номера. Дети определяют их очередность по содержанию. Такая организация беседы учит детей задавать вопросы по тексту, что для них сложно.
2. Учитель дает одному ученику задание на дом — прочи-
тать новый рассказ, просит воспитателя или родителей помочь
ему либо сам готовит его к передаче содержания текста. На уро-
ке он организует беседу между этим учеником и остальными
учениками класса, в процессе которой они с помощью вопросов
выясняют содержание рассказа (« Кто автор рассказа? О ком го-
ворится в рассказе? Как зовут... ? Что сделал... ? Что случилось?
Что случилось потом?» и т.д.).
Учитель принимает активное участие в беседе, помогает в формулировании вопросов, следит за их логикой. В процессе беседы он может провести и необходимую словарную работу: продемонстрировать нужное действие, показать картинку, проверить понимание отдельных слов и выражений.
После такой беседы ученики самостоятельно читают рассказ и легко усваивают его содержание. Это позволяет на первом же уроке знакомства с текстом использовать более сложные виды работ: выборочное чтение с самостоятельным воспроизведением детьми содержания текста на аппликации или конструктивной картинке, подбор слов и выражений из текста для характеристики персонажей и т. п.
3. Еще большую активность детей вызывает беседа при одновременном чтении двух рассказов. Класс делится на две бригады: одна бригада читает один рассказ, вторая — другой. После чтения у детей возникают совершенно естественные вопросы.
- Какой рассказ вы прочитали?
- А вы какой?
- Кто написал ваш рассказ?
- А ваш рассказ кто написал?
- О ком говорится в вашем рассказе?
- О чем говорится в вашем рассказе?
- Еще о чем говорится в вашем рассказе?
Детям действительно интересно знать, о чем говорится в рассказе товарищей,
следовательно, их вопросы вполне мотивированны. Ход беседы можно направить по любому руслу. Скажем, после ответа на вопрос «О ком говорится в рассказе?» можно спросить: «Что он делает?» и др., т.е. выясняется содержание рассказа, задаются вопросы уточняющего характера. Ответы записывает (или запоминает) каждая бригада. При этом включаются совершенно необходимые при такой работе фразы.
- Я плохо понял, повтори снова.
- Торопись, а то ты всех задерживаешь.
- Подожди чуточку, я еще не записал, и т.п.
Таким образом, после ответов на вопросы у каждого ученика появляется запись по содержанию рассказа, который он не читал.
После этого детям предлагается сделать рисунки по своим записям, а затем подписать свои рисунки или рисунки товарища. Этот обмен рисунками нужен, во-первых, для организации общения, во-вторых, для осмысления содержания текста. Например, дети говорят: «Давай поменяемся рисунками»; «Я хочу поменяться рисунками с Таней» или, наоборот: «Я не хочу меняться с Таней». Здесь же присутствуют элементы рассуждения, т.е. ученик объясняет, почему он так поступает. Например: «Потому, что я не понимаю Танины рисунки»; «Потому, что Таня всегда неправильно рисует».
Ученик не может подписать рисунок, если не понимает его. Тогда он обращается к автору рисунка. Тот, рассказывая по
рисунку, уточняет содержание текста. Или если рисунок подписан неправильно, то в процессе коллективного обсуждения дети определяют, что здесь сделано ошибочно. Зарисовки учеников и подписи к ним свидетельствуют об уровне осмысления прочитанного.
Таким образом, при одновременном чтении двух рассказов создается реальная возможность для максимального словесного общения между всеми учениками класса.
Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, расширяется тематика бесед, усложняются содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей. В 1 классе преимущество отдается фронтальной беседе учителя с классом, во 2 классе беседы на знакомые темы может проводить «маленький учитель», в 3-4 классах целесообразно чаще проводить беседы бригадами и парами.
Увеличивается степень самостоятельности школьников и в использовании словаря и фразеологии. Если в 1 классе учитель дает на доске или на карточках готовые вопросы и ответы, потом выписывает только новые или трудные слова и словосочетания, то в 3-4 классах он чаще требует от детей построения конструкций по аналогии и самостоятельно.
Дидактические игры. Развитие диалогической речи глухих школьников может успешно осуществляться в процессе различных дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность.
Дидактическую игру «Угадай, что в свертке?» в первый раз ведет учитель, а потом может вести «маленький учитель». Показывая сверток, ведущий спрашивает: «Что это?» — «Сверток». — «Угадайте, что в свертке». Далее дети могут задавать друг другу вопросы: «Большой или маленький (предмет)? Какого цвета? Какой формы? Чей? Есть можно или нет? Вкусный или невкусный? Сладкий, кислый, соленый или горький? Пахнет или нет? Как пахнет? Где купили? Сколько стоит? Где растет? Зачем нужен?» и др. На основании ответов дети отгадывают, какой предмет спрятан. Учитель помогает детям формулировать вопросы, при необходимости записывает их на доске, «маленькому учителю» может дать нужные слова для правильного построения ответов.
Начиная с 3 класса, можно проводить дидактическую игру «Угадай, кто это?». Педагог говорит: «Я задумал одного из вас. Кого задумал — не скажу. Угадайте сами. Задавайте вопросы». В процессе этой игры учитель должен научить школьников
задавать вопросы в определенном порядке: 1) вопрос, о ком пойдет речь — о мальчике или девочке, должен быть первым, чтобы при формулировании следующих вопросов ученики правильно употребляли грамматические формы рода; 2) вопросы о внешнем виде и возрасте; 3) вопросы об успеваемости, дисциплине и чертах характера.
Примерные вопросы: «Мальчик или девочка? Какого роста? Худой или полный? Какого цвета волосы? Какого цвета глаза? Какой нос? Волосы короткие или есть косы? (если девочка). Сколько лет? Как учится? Какая дисциплина? Любит работать или ленивый? Аккуратный или неаккуратный? Какой товарищ? »
Эту игру может проводить и «маленький учитель». Диалог продолжается до тех пор, пока дети не отгадают, кого задумал учитель или «маленький учитель».
Более сложным вариантом игры может быть угадывание литературного персонажа. Эту игру может вести учитель, «маленький учитель» или бригадир. Для проведения ее берется картинка с изображением кого-то из литературных героев, ее видит только ведущий. Ученики задают ему вопросы о внешнем виде, характере, поведении, привычках персонажа. Если игра организуется по бригадам, то каждая получает свою картинку. Члены одной бригады расспрашивают товарищей из другой бригады о задуманном ими персонаже.
Упражнения. Важное место в развитии диалогической речи глухих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации.
Его можно проводить как подготовительное в процессе работы над сочинением на основе личных впечатлений, творческого воображения и над изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме. Например, в ходе работы над изложением по рассказу «Именная скамейка» из школьного учебника детям предлагается подумать и составить диалог, который произошел между вожатым и Павликом после концерта.
Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеклассное время, создавая специальную ситуацию или используя естественную ситуацию. В учебнике «Развитие речи» такие упражнения многообразны:
- Спроси учителя, как написали ребята рассказ о лете. У кого самый интересный рассказ?
- Попроси учителя прочитать лучший рассказ вслух.
- Спроси у ребят, сколько аппликаций будет в серии, что будет на первой по порядку аппликации. Что будет на второй аппликации (на третьей, на четвертой)?
- Узнай у учителя, когда бывает иней, почему бывает иней. Узнай у товарища, будет ли у него дома елка. Будет ли он приглашать к себе гостей?
- Спроси учителя о том, как вы будете готовиться к новогоднему празднику в школе.
- Скажи учителю, с кем ты хочешь работать. С кем тебе нравится работать и почему? Скажи ребятам, чтобы они подобрали картинки для фона панорамы.
Полезным дополнительным приемом, побуждающим детей к вопросам, репликам, являются так называемые «неполные задания учителя», т.е. задания с преднамеренным пропуском одного из членов предложения: «Нарисуй и подпиши» (без указания, что надо нарисовать и подписать); «Положи книги» (без указания места); «Возьми мозаику» (без указания, где ее взять). В этих случаях у детей возникают вопросы, и педагог помогает их сформулировать.
Как видно из изложенного, виды и приемы работы по развитию разговорной речи в школе слабослышащих многообразны. Все они направлены на установление общения детей не только с педагогом, но и друг с другом, имеют мотивированный характер.
Учитель должен помнить о том, что нельзя давать слабослышащему ребёнку готовую схему ведения диалога, иначе малейшие изменения в его ходе вызывают большие трудности. Важно научить детей логике развертывания диалога, а для этого в ходе живого общения надо учить их выяснять прежде всего самое главное, а уже затем менее существенное, подсказывать, какой вопрос, реплику задать потом, о чем лучше спросить сейчас.
Работа по развитию разговорной речи преимущественно ведется в устной
форме, весь речевой материал должен восприниматься детьми слухо-зрительно. Работая над развитием у детей диалогической речи, педагог совершенствует все стороны устной речи: содержание и правильное его оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произношение звуков и их сочетаний).
Знакомство с определенным типом диалога может происходить на любом уроке развития речи и является одной из целей урока.
Тип диалога выбирается в зависимости от темы урока и уровня речевого развития детей.
О понятии «диалог» учащиеся узнают, выполняя упражнения по учебнику: «Прочитай разговор»; «Спиши разговор»; «Дополни разговор» После этого слово «разговор» заменяется словом «диалог»: «Прочитай разговор (диалог) двух товарищей»; «Допиши разговор (диалог) двух подруг» и т.д. Можно использовать другой прием. Учитель предлагает вызванному к доске ученику поговорить на хорошо знакомую тему, и каждый из них пишет на доске свои реплики. Учитель обращает внимание всех учеников на оформление записи разговора: реплики пишутся столбиком, с большой буквы, перед каждой ставится тире. Учитель сообщает, что запись на доске называется «диалог».
Развитие диалога происходит по восходящей линии — от маленьких диалогов, состоящих из 3-4 парных реплик, к более сложным по содержанию и объему. Ученики должны овладеть парностью реплик разного характера, умением понять смысл первой реплики и правильно на нее отреагировать. Особое внимание следует уделить отработке парных реплик, называющих направление, место и время действия, с вопросами где? куда? откуда? когда?, а также цель и причину того, что услышал собеседник, с вопросами почему? зачем? отчего? Например.
- Где это случилось?
- В парке. (Недалеко от школы. Рядом с магазином. Где-то около аптеки.)
-Почему ты не был на тренировке?
-Плохо себя чувствовал. (Заболел. Мне нездоровится.)
При отработке парных реплик учитель дает детям речевые таблицы с образцами высказываний, показывает краткость реплик, выражающих подтверждение или отрицание чего-либо («Ты была в клубе?» — «Да(нет)»), неуверенность в чем-то (»Они приедут?» — «Не знаю (может быть, возможно, наверное)»). Он вводит в речь детей слова и выражения, характерные для разговорной речи: «может быть», «пожалуй», «согласен», «да что ты!», «отлично», «ничего»», «неважно», «плохи мои дела» ит.д. (Некоторые образцы речевых таблиц перечислены нами выше — при изложении методики работы над предложением.)
Педагог знакомит учеников с элементарной классификацией диалогических единств путем их сопоставления. С этой целью детям предлагаются три варианта единств, которые начинаются с вопросительного, повествовательного или восклицательного предложения.
Учитель предлагает ученикам прочитать диалоги и сказать, с какого предложения начинается каждый из них, какие предложения в них употребляются, о чем идет разговор. Он подчеркивает возможность варьирования первой реплики, характер и краткость последующих.
Школьники должны понять, как меняются содержание и структура ответных реплик в зависимости от реакции собеседника и ситуации. Например, на вопрос «Что у тебя болит?» могут быть даны следующие ответы: «Ничего не болит», «Болит голова», «Болит рука» йт.д.
На конкретных примерах надо показать ученикам, как меняются содержание и структура диалога в целом. Для этого учитель пишет на доске или плакате диалог, например, со школьным библиотекарем.
- Здравствуйте, Евдокия Ивановна!
- Здравствуй, Аня. Что ты хочешь?
- Я хочу поменять книгу.
- Ты прочитала эту книгу? -Да.
- Как она называется?
- «Джек-Соломинка».
- О чем эта книга?
- О восстании английского народа в четырнадцатом веке...
Ученикам эта тема знакома, и они охотно принимают участие в изменении содержания и структуры диалога (изменяют форму обращения при входе в библиотеку, название прочитанной книги и ее содержание и т.д.).
Приемы работы над диалогом:
1) По образцу (опоре, алгоритму);
2) дополнение диалога репликами,
3) нахождение диалога в художественном произведении и
разыгрывание его по ролям;
- составление диалога из рассыпного текста;
- исключение из диалога лишних реплик;
- восполнение диалога;
- составление диалога по картинкам и иллюстрациям к произведениям;
- ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом;
- смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями);
- совершенствование диалога или работа над его оформлением
11) составление диалога по ситуации (естественной, наглядной и воображаемой).
Дополнение диалога репликами:
-Где ты живёшь?
- ….
-.Сколько человек у вас в семье?
- …
- Как зовут твою бабушку?
-
Продолжение диалога:
- Ты поедешь на дачу?
- Да, поеду.
- Что нужно взять с собой?
- ….
-….
-….
- ….
Исключение из диалога лишних слов:
- Ты был в столовой?
-Да. Потом пошёл гулять. Я обедал.
- что ты ел?
- Не знаю. Суп, рыбу, кисель. Ладно.
-Из чего кисель?
- Из ягод. Горячий.
- Вкусный обед?
- Суп горячий. Вкусный. Рыбу не люблю.
Составление диалога из деформированного текста.
- В цирк.
-Вечером, в 7 часов.
- Куда мы сегодня пойдём?
- С кем?
- Слоны и тигры.
- Когда?
- С надеждой Ивановной.
Кто будет выступать?
Составление диалога по заданному плану:
-Спроси: что это?
- Спроси о форме.
- Узнай о цвете.
- спроси о вкусе.
- Узнай, где растёт.
- Спроси: кто это, мальчик или девочка?
- Узнай, сколько лет.
- Спроси, в каком классе учится.
- Спроси, где живёт.
Составление диалога по тексту.
Аня нашла котёнка. У него была сломана нога. Аня принесла котёнка домой. Она ухаживала за котёнком. Он выздоровел. Аня с котёнком пошла гулять. Мимо шла женщина. Она позвала котёнка. Он убежал к своей хозяйке. Ане было обидно.
- Где взяла Аня котёнка?
- Нашла на улице.
- какой он был?
- Больной.
- Аня вылечила его?
- да.
- что случилось потом?
- Котёнок убежал к своей хозяйке.
Совершенствование диалога или работа над его оформлением:
- Что ты будешь делать после уроков?
-Пойду на каток. Наконец выбрал время. (Я сегодня пойду на каток.
Думаю, что у меня будет время и т.д.)
Составление диалога по ситуации.
Речевая ситуация: Ребята подошли к классу после обеда, а класс закрыт.
- У кого ключ?
- У Маши.
- Нет, у меня нет .
- А где он?
- Я отдала его Диме.
- А где Дима?
- Ушёл в бассейн.
- Что будем делать?
- Пойдём в другой кабинет.
Естественные речевые ситуации складываются в реальных условиях общения в классе и вне его (на прогулке, в столовой и т.д.).
Наглядные речевые ситуации создаются с помощью наглядных и словесных средств. Наиболее сложны для детей воображаемые речевые ситуации, так как с помощью воссоздающего воображения они должны представить ситуацию, которая была в их предшествующем опыте (приезд родителей, получение письма, день рождения и т.д.). В различных речевых ситуациях автоматизируются определенные речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология. Учитель постепенно переводит детей от наглядных речевых ситуаций к естественным и воображаемым.
Развитие навыков ведения беседы. Беседа как метод обучения широко используется в средних классах школы глухих и слабослышащих, где должна проходить при большой речевой и мыслительной активности школьников. Этому способствует связь с различными видами деятельности, использование наглядности, а также такая организация беседы, которая побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.
Например, на уроке развития речи проводится беседа по иллюстрациям к повести «Муму». В ходе беседы педагог стремится привлечь к участию всех учеников, которые воспринимают вопросы и ответы товарищей слухо-зрительно.
В средних классах школьники учатся составлять в устной и письменной форме тексты беседы по плану, на данную тему. Для этого учитель в процессе ряда упражнений учит детей обдумывать тему предстоящей беседы, составлять ее план, определять главную мысль. Образцы таких упражнений представлены в учебнике по русскому языку:
- Прочитай текст беседы по сказке «Царевна-лягушка». (Приводится текст беседы об Иване-царевиче и основном смысле сказки.)
2.Составь по вопросам текст беседы о Василисе Премудрой. Используй наречия «быстро», «необыкновенно», «мудро», «чудесно». (Даны вопросы.)
Ученики составляют текст беседы по аналогии с образцом.
3.Подготовь по вопросам и запиши текст беседы с ребятами из своего класса о событиях в вашем городе (области) за последнюю неделю. (Даны вопросы)
Результативность данной системы работы
Программой предусматривается достижение основной задачи развития разговорной речи слабослышащих школьников - овладение языком как средством общения, начиная от овладения отдельными словами и фразами в 1 классе до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы и развёрнуто высказываться в её ходе в старших классах.
С одной стороны овладение лексикой и умением выражать смысловые отношения являются необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой стороны – развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций.
Поскольку реплики диалога могут быть разной «длины», состоять из более или менее развёрнутых сообщений в виде двух-трёх предложений, в ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой.
Включение в речь и специальная отработка изучаемых диалогических единств постепенно способствует овладению основными структурными компонентами , из которых комбинируется диалог, беседа в зависимости от темы и ситуации, в которых они протекают.
Работа над развитием диалогической речи совершенствует все стороны устной речи слабослышащего ребёнка: содержание и правильное её оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произношение звуков и их сочетаний).
В процессе обучения дети целенаправленно побуждаются передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, разочарование, восхищение) при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно-временной организации общения и др.
Работа над развитием диалогической речи слабослышащих школьников направлена на установление общения детей не только с учителем, но и друг с другом, с другими людьми социума, т.е. на социальную адаптацию детей с нарушениями слуха и речи.
Такая работа расширяет кругозор учащихся и помогает им успешнее ориентироваться в социокультурных условиях.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие аналитического мышления, мыслительной активности.
Развитие устной разговорной речи в диалогических и монологических формах.
Практическое овладение речевыми навыками.
Преодоление трудностей интеграции обучающихся в социуме.
Примерные диалоги
Учитель - Ксения, ты сегодня дежурная?
-Все ребята пришли сегодня в школу?
- Почему?
- Ты вымыла доску?
- Молодец! Раздай (собери) тетради
| Ученик
- Я
- Нет, Никита не пришёл
- Я думаю, что Никита заболел
- Да, я вымыла доску
|
-Светлана Васильевна, я забыл ручку (книгу, тетрадь). Дайте мне, пожалуйста.
- Спасибо! |
- Вот, возьми (возьми в шкафу)
- Пожалуйста
|
Светлана Васильевна, - у меня нет красного карандаша (линейки, ластика). Дайте, пожалуйста
- Саша, дай, пожалуйста, красный карандаш
- Спасибо |
- Попроси у Саши
- Вот, возьми |
- Извините, можно войти в класс?
- Я занимался с психологом (логопедом) |
- Здравствуй, Даня. Почему ты опоздал?
- Проходи |
Тематические диалоги
Тема: Знакомство
Анкета
Фамилия, имя Возраст Адрес Класс (школа) Сведения о семье Увлечения, интересы
| Словарь
Меня зовут (моё имя) Моя фамилия Мне … лет Я живу (мой адрес) Мою маму (моего папу, мою бабушку, моего дедушку) зовут У меня есть сестра (брат). Её (его) зовут … Младшая (старшая) сестра Младший (старший) брат В моей семье … человек Я люблю играть (в компьютер, читать, гулять, плавать и т.д.)
|
Как поздороваться Здравствуй (те) Доброе утро (добрый день, вечер) Привет (для ровесников) | Как попрощаться До свидания Всего хорошего Всего доброго До встречи Пока (для ровесников) |
- Как тебя зовут? - Давай (те) с тобой (с Вами) познакомимся. - Будем знакомы. Меня зовут ….. . - Я хочу с тобой познакомиться. Я хотел (а) бы познакомиться с тобой (с Вами). - Как тебя (Вас) зовут? - Как твоя (Ваша) фамилия? - Позволь (те) представиться. Меня зовут… .
|
Примерные диалоги
Учитель - Здравствуй!
- Меня зовут … … . А тебя как зовут?
- Как твоя фамилия?
-Сколько тебе лет?
- В каком классе ты учишься?
- Расскажи о своей семье
- Чем ты любишь заниматься?
| ученик
- Здравствуйте
-Меня зовут …
- Моя фамилия …
- Мне … лет
- я учусь в … классе
- В моей семье … человек. Маму зовут … . Папу зовут … . У меня есть сестра (брат).
- я люблю … |
Ученик - Привет
- Как тебя зовут?
- А меня зовут …
- Мне … лет. А тебе сколько лет?
- У тебя есть сестра?
- Нет.
- Я люблю … . А ты?
- Пока | Ученик
- Здравствуй
- Меня зовут … . А тебя?
- Сколько тебе лет?
- Мне … лет.
- Нет, у меня есть брат. А у тебя?
- Что ты любишь делать?
- Я люблю …
- До свидания |
Тема: Одноклассник заболел
Словарь Что у тебя болит? (Как ты себя чувствуешь?) Высокая температура (насморк, кашель, сильные боли в животе) Болит горло. У меня ангина Болит голова. У меня грипп Задание на дом (домашнее задание) Школьные мероприятия: - соревнования по футболу (баскетболу, плаванию) - экскурсия в музей (в парк) - контрольная работа по математике (диктант) - школьный праздник (праздник осени, праздник букваря, Новый год) Выздоравливай (поправляйся, приходи скорее в школу) |
Примерные диалоги
- Привет, …
- Что случилось?
- …, рука сильно болит?
- Я принёс тебе фрукты
- Когда ты придёшь в школу?
- Выздоравливай. До свидания. |
- Привет, …
- У меня болит рука (меня укусила оса, я сломал руку)
- Нет, не очень
- Спасибо. Поставь на стол. Возьми себе грушу.
- Не знаю (скоро, через неделю и т.д.)
- До свидания |
- Здравствуй, …
- Почему ты не приходишь в школу?
- Что у тебя болит?
- Как ты себя чувствуешь сейчас?
- Учительница попросила передать тебе домашнее задание
- Выздоравливай и приходи быстрее в школу
|
- Привет
- Я болею
- У меня высокая температура, кашель, насморк
- Не очень хорошо
- Спасибо, это очень хорошо
- До свидания
|
здоровый - Добрый день, …
- Как ты себя чувствуешь?
- Спасибо, всё хорошо
- У нас были соревнования по футболу, мы заняли первое место.
- Мы играли с ребятами из … класса
- Ничего, на следующей неделе мы будем играть с ребятами из другой школы. Если ты придёшь, наша команда точно победит
- Выздоравливай, мы тебя ждём. | больной
- Привет
- Уже лучше. А как твои дела?
- Расскажи, какие новости в школе?
- С кем вы играли?
- Здорово! Жалко, что я болею
- Я постараюсь. Очень хочу в школу. Скучно дома одному.
- Спасибо, что пришёл. |
Поликлиника
Словарь Терапевт, окулист, отоларинголог, хирург, стоматолог, работник регистратуры Я хотел бы записаться на прием к … . (Могу я записаться на прием к ….?) Я хотел бы вызвать врача на дом … . (Могу я вызвать врача на дом?) В какое время принимает …… ? (Когда принимает … ?) Нет, мне неудобно в это время, запишите меня, пожалуйста, на другой день Назовите, пожалуйста, слово по буквам … Извините, Вы не могли бы говорить громче …. Можете записаться по телефону …. Можете прийти в часы приема без записи …. Это время занято, могу предложить Вам записаться на другой день …. Не могли бы Вы выбрать время |
Вызов врача.
План диалога
Поздоровайся
Назови причину вызова
Назови адрес, имя, фамилию, дату рождения, (номер школы)
Попрощайся |
Поздоровайся. Узнай, на что жалуется больной, какая температура и т. д.
Узнай адрес больного, имя, фамилию, дату рождения, (номер школы).
Запиши вызов. Прочитай, что ты написал.
Попрощайся. |
Запись к врачу
План диалога
Поздоровайся
Сообщи, какой специалист тебе нужен
Выбери удобное для тебя время
|
Поздоровайся
Сообщи время работы этого специалиста
Узнай и запиши имя, фамилию, адрес больного
|
Запись к врачу по телефону
План диалога
|
Примерные диалоги
В регистратуре:
1.
- Здравствуйте
- Добрый день
- Мне нужно на приём к терапевту
- Назовите ваш адрес, фамилию, имя
-……………………………………..
- Возьмите карту, пройдите в кабинет номер …
2.
- Здравствуйте
- Здравствуйте
- Я хотел(а) бы записаться к хирургу
- Хирург принимает в понедельник и среду с 9-ти до 14-ти часов.
вторник и четверг с 14-ти до 19-ти часов
- Запишите, пожалуйста, меня на четверг
- Свободное время 15.30. Вам подойдёт?
- Да, большое спасибо
Пишет
- Возьмите талон, вы записаны на четверг, в 15 часов 30 минут
3.
- Здравствуйте
- Здравствуйте
- Скажите, пожалуйста, как принимает окулист?
- Окулист принимает: по чётным дням с 9-ти до 13-ти часов,
по нечётным дням – с14-ти до 19-ти часов
В ходе проведения бесед ученики тренируются в построении фразы, приобретают и закрепляют грамматические навыки, обогащают словарный запас, совершенствуют произносительные навыки.
Тема: День рождения.
Словарь День рождения у меня (у мамы, папы, бабушки, брата и т.д.) Сегодня (был вчера, будет завтра и т.д.) Подарок (подарки) Мне подарили игрушки, (книгу, платье, телефон и т.д.) Гости, друзья Пригласить гостей (друзей) Нарядная одежда Праздничный стол (торт, конфеты, лимонад, мороженое) Поздравить (поздравления) Веселиться (веселье) Развлекаться (развлечения)
|
Примерные диалоги
- Здравствуй, Маша
- Поздравляю тебя с днём рождения
- Я принесла тебе подарок – разноцветные ленточки
- Маша, кто подарил тебе красивые цветы?
|
- Привет, Таня
- Спасибо
- Я очень рада! Я люблю завязывать бантики и делать красивые причёски.
- Меня поздравили мама и папа. Бабушка приготовила (испекла) вкусный пирог. Проходи в комнату, будем веселиться (петь, танцевать). |
Приглашение в гости
- Здравствуй, … .
- Хочу пригласить тебя на день рождения.
- Это будет в субботу, 22 января, в пять часов вечера |
- Здравствуй, … .
- Спасибо. Когда (какого числа) у тебя день рождения?
- Я обязательно приду. |
Тема: Звонки в экстренные службы
Примерные диалоги
Звонок на станцию скорой помощи
Словарь Высокое давление Высокая температура (38 и 8, 38 и 9, 39) Болит живот, болит сердце, потерял сознание Побледнел, задыхается, Упал в обморок, потерял сознание, Высокое давление, болит сердце |
- Станция скорой помощи слушает. Что случилось?
- Сколько лет вашей бабушке?
- Какое у неё давление?
- Назовите имя, отчество и фамилию бабушки
- Назовите ваш адрес
- Бригада уже выехала. Ждите.
|
- Моей бабушке плохо. У неё сильно болит голова
- Ей 63 года
- Я не могу вам сказать, мы не измеряли, а мама с папой на работе
- …………………………….
- …………………………….
- Спасибо, до свидания
|
Звонок пожарным
Словарь пожар запах дыма задымление в подъезде горит мусоропровод костёр в парке |
- Пожарная служба. Дежурный … . Что случилось?
- Назовите адрес
- Ваш телефон?
- Ваша фамилия?
- Вызов принят. Ждите.
|
- У нас в подъезде пахнет дымом
- улица …, дом …, квартира …
- …
- … |
Звонок в полицию
Словарь произошла авария отобрали телефон где? на улице, во дворе, около школы, в парке, в подъезде когда? 2 часа назад, час назад, 5 минут назад, только что |
- Полиция, дежурный (ая) ... . Что случилось?
- Когда это случилось?
- Назовите адрес
- Ваша фамилия
- Вызов принят. Ждите
|
- У нас во дворе произошла авария
- Пять минут назад
- Улица …, дом …, квартира …
- … |
Тема: В библиотеке.
Словарь Библиотека, библиотекарь, формуляр (карточка) читателя, книжный формуляр (карточка) Читальный зал Автор, название книги Сказки, рассказы, повести, стихотворения Электронная почта, сайт |
Примерный диалог
Ученик -Здравствуйте, Лидия Васильевна.
- … …, дайте мне, пожалуйста, сказки, (мне нужна книга, я хочу взять книгу)
- Сказки Андерсена (сказки Пушкина, русские - народные сказки)
- Спасибо
- Я … … , учусь в третьем классе
- Спасибо, до свидания | Библиотекарь
- Здравствуй, …
- Какие сказки ты хотел почитать? (какая книга тебе нужна? какую книгу ты хочешь взять?)
- Вот эта книга
- Подожди, … , я заполню карточку читателя. Напомни, в каком классе ты учишься и как твоя фамилия?
- Никита, будь аккуратным. Не пачкай книгу, не перегибай страницы - До свидания |
Тема: на кухне.
Словарь обед, кастрюля, половник, нож, сковорода суп, борщ, щи, бульон картошка, лук, морковь, помидоры варить, жарить, солить, пробовать, нарезать, вымыть, помогать кипит, закипает, закипела горячо |
Примерный диалог
Бабушка - Оля, будем готовить обед
- Вымой овощи (лук, картошку, свёклу, морковь, капусту)
- Я буду их резать. Посмотри, кипит вода (бульон) в кастрюле или нет? Только осторожно, кастрюля горячая
- Я буду класть овощи
- А ты доставай тарелки и накрывай на стол
- Можно, вот, возьми соль
- Тогда подай ложки, будем обедать
| Внучка
- Я буду тебе помогать
- Бабуля, я вымыла овощи. А что ты делаешь?
- Бабушка, вода закипела. Что ты будешь делать сейчас? - А мне что делать?
- А можно я посолю борщ?
- Я всё сделала |
Тема: В саду.
Словарь Лопата, лейка Дерево, деревце, саженец Копать, сажать, сыпать – засыпать, поливать |
Примерный диалог
Мальчик - Таня, я выкопал ямку. Сажать дерево (деревце, саженец)?
-Я принесу воды?
- Как ты думаешь, … , когда дерево (деревце, саженец) вырастет?
- И в школьном саду будет красиво
| Девочка
- Сажай, а я буду засыпать землёй
- Принеси, дерево (деревце, саженец) надо полить
- Оно вырастет, когда мы будем большими (взрослыми, закончим школу) |
Тема: Разговор с мамой .
Словарь письмо бабушке (дедушке, папе и т.д.) передать привет пожелать здоровья попрощаться
|
Примерный диалог
Дочь -Мама, что ты делаешь?
- Бабушке Люсе или бабушке Нине?
- Передай ей привет от меня и пожелай здоровья
- Мама, можно я прочту твоё письмо?
- Да, интересно. Напиши ещё, что я хорошо учусь.
| Мама
-Я пишу письмо бабушке
- Бабушке Нине
- Хорошо, передам. Ей будет приятно
- Можно, возьми
- Сейчас напишу. Теперь надо попрощаться, положить письмо в конверт и написать адрес.
|
Тема: Разговор под дождём.
Словарь дождь, сыро зонт идти в кино (в кафе, в кинотеатр) смотреть, посмотреть фильм, мультфильм идти в магазин за хлебом (молоком, маслом и т.д.) гулять под дождём, гулять во дворе |
Примерный диалог
Мальчик - Привет, Катя!
- Что будем делать? Пойдем в парк?
- Хорошо. Какой фильм мы будем смотреть?
- Я уже смотрел этот мультфильм. Лучше посмотрим «Король-лев» в 3D
| Девочка
- Здравствуй, Дима!
- Нет, идёт дождь, в парке сыро. Давай пойдём в кино
- Мультфильм «Ледниковый период»
- Я согласна |
Для развития диалогических форм речи полезно
-организовывать инсценировки,
-предлагать продолжить разговор, когда даны начальные реплики или конец диалога;
- практиковать составление текстов разговора при опоре на наглядно воспринимаемую ситуацию (например, по картинке); на основе прослушанного текста.
Примерные упражнения:
Закончи фразу:
Вариант 1.
- Не выключай, пожалуйста, телевизор.
- Прости, я думала, что ты _____________________ (читаешь, смотришь и т.д.)
-Читаю и смотрю программу (фильм).
- Какую (какой) ты смотришь программу (фильм)?
- ________________________, очень интересно.
Вариант 2.
- ______, привет! Ты был на стадионе? Я и не знал, что ты ____________ (занимаешься спортом, любишь плавать, играешь в теннис и т.д.)
- _______, привет! Да, я люблю ______________________ .
- А еще какой вид спорта ты любишь?
- Летом - ______, зимой ______ . Без спорта _______ (скучно жить, мало друзей)
Вариант 3.
- Познакомься, пожалуйста, это моя _________ (мама, бабушка). Её зовут _______ .
- Здравствуйте, мне очень приятно (я очень рад).
- ________, пойдем с нами в _______ (в кафе, в кино, в парк).
- Нет, спасибо, я не могу пойти, потому, что___________ (мне надо делать уроки, меня ждёт мама и т.д.)
Вариант 4
- Бабушка, мы пойдём с тобой в ____________ (кафе-мороженое, и т.д.)?
- Да, конечно (вечером, в субботу, через час и т.д.)
- Заказывать я буду все сам.
- Для меня закажи ______________ (мороженое, кофе, сок и т.д.)
- Знаю, знаю ты любишь:__________ .
Диалог по заданному началу или концовке
Вариант 1
А)- Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, проездной билет
- На какой вид транспорта? (автобус, троллейбус, трамвай, метро)
- Мне нужен ________.
- ___________________ .
- ___________________ .
Б) - _____________________
- _______________________
- ______________________
- Возьмите ваш билет. Он стоит 900 рублей.
- Спасибо, до свидания.
Вариант 2.
(сумка, пакет, кошелёк, погода на улице – одежда, зонт)
А) - _________, иди в магазин и купи (молока, хлеба, масла, конфет и т.д.)
- Можно я куплю __________ (мороженое, киндер-сюрприз, чипсы и т.д.)?
- Хорошо. Не забудь купить __________________ .
- _____________________
- ________________ .
Б) - _____________________.
- _______________________ .
- ______________________.
- _______________________ .
- Дай мне кошелёк и пакет.
- Возьми на тумбочке в прихожей. Не забудь зонт, на улице дождь.
Литература
1.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.
Издательство «Педагогика», 1976
2.Коровин. К.Г., Тимохина В.В. Внеклассная работа по развитию
речи в школе слабослышащих. М., 1978
3.Киселёв Е.В. Коррекционная работа и практика общения.
Учебно-методическое пособие – Новосибирск, 2003
4.Назаров Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей
с нарушениями слуха. Учебное пособие для ВУЗов.- Москва,
ВЛАДОС, 2001
5.Методика преподавания русского языка в школе глухих. Под
ред. Быковой Л.М.- Москва, ВЛАДОС, 2000
6.Развитие устной речи у глухих школьников. М., Издательство
НЦЭНАС, 2003
Содержание
1.Введение. Цели и задачи работы. Специфика развития диалогической речи
слабослышащих школьников.
2.Виды диалогических единств, изучаемых в школе II вида.
3.Система работы по овладению диалогическими единствами
слабослышащими школьниками (по классам).
4.Методические приёмы обучения диалогическому общению детей с
нарушениями слуха и речи.
5.Результативность данной системы работы.
6.Приложение. Памятки для учащихся. Примерные диалоги. Проекты уроков
по обучению разным видам диалога слабослышащих школьников.
7.Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика как коррекционно-развивающее средство на уроках для детей с особыми образовательными потребностями
Обобщение опыта. Использование пальчиковой гимнастики на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида....
Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...
Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла
Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной...
Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.В данной работе отражены особеннос...
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.Что включает в с...
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...