Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
статья по логопедии (1 класс) по теме

 

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_defektologa_s_semyoy.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя – дефектолога с семьёй

по развитию коммуникативных умений

   Ученик с нарушением слуха поступает в школу с ограниченным словарным запасом или с отсутствием речи, что, разумеется, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления; затрудняет общение с окружающими и родными. Каким же может быть участие родителей в развитии ребенка? И какая роль сурдопедагога?

   Задача специалистов заключается в том, чтобы помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка. Прежде всего, следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выя вить, какого типа позицию они занимают по отношению к свое му ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее. Необходима психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с нарушенным слухом и выстраивание коррекционной программы с ребенком.  Занимаясь с таким ребёнком, специалист не только способствует его всестороннему развитию, но временно снимает тяжесть повседневных забот  о ребёнке с родителей.

   В настоящее время существует  много литературы для родителей всех категорий детей (нормально развивающихся, имеющих отставание в развитии), и  практически отсутствуют книги для родителей,  у которых дети имеют нарушение слуха.  С  каждым годом появляется все больше родителей, которые хотят помочь детям адаптироваться в общество слышащих. Практика показывает, что слышащие родители затрудняются в общении с детьми.

Для повышения эффективности коррекционной работы в развитии коммуникативных умений и познавательной деятельности составляю рекомендации для родителей и провожу тренинги для родителей.

    Вижу, что социальная адаптированность учащихся с нарушением слуха,  во многом  зависит и от того, как родители поддерживают своего ребенка в коммуникации. Главной своей задачей в работе с родителями, имеющим ребенка с нарушением слуха, считаю не только выдачу рекомен даций по воспитанию и обучению ребенка, но и создание та ких условий, которые максимально стимулировали бы чле нов семьи к активному решению возникающих проблем.

Использую форму работы с родителями - тренинг, которая эффективно показывает с одной стороны, как помочь ребенку в овладении коммуникацией, а с другой, помогает наладить  контакт между слышащими родителями и неслышащим ребенком. Родители охотно идут на проводимые тренинги, активно участвуют в проведении, просят пригласить их на повторное собеседование. На тренингах всегда даю домашнее задание с указанием,  чему необходимо научиться родителям и чему необходимо научить своего ребенка. Тренинги дают положительный результат. Родители делают успехи в изучении дактильной речи, сопряженном проговаривании и т.д.

Тренинг для родителей учащихся 2 «Б» класса

   Цель: показать родителям наиболее типичные ошибки в общении с глухими детьми; подчеркнуть взаимосвязь и служебную роль дактилологии при чтении с губ; продемонстрировать основные правила пользования дактильной речью и особенности чтения с губ; научить тому, как проверить степень понимания ребенком тех или иных понятий; создание специальных ситуаций и использование создавших ситуаций для речевого общения.

План проведения тренинга

Анкетирование родителей

Предъявление поручений родителями своим детям

Методика работы над диалогом

  План работы по развитию речи в семье.

Анкетирование родителей

Анкета.

  1. Как вы общаетесь с ребенком (устно, письменно, дактильно, мимикой)?
  2. Понимаете ли вы своего ребенка (полностью, частично, затрудняетесь)?
  3. Часто ли вы говорите с ним?
  4. Что наиболее характерно в поведении вашего ребенка?
  5. Какие отрицательные черты в его поведении вам бы хотелось устранить?
  6. Есть ли у вашего ребенка слышащие товарищи?
  7. Как он с ними общается?
  8. Какую задачу в отношении воспитания вашего ребенка вы считаете первостепенной?
  9. В анкетировании родителей приняли участие все родители класса за исключением Г. Я.  (ребенок проживает в другом городе  и отсутствовал по болезни)

      Анализ ответов позволил сделать определенные выводы:

  1. При отсутствии конкретного предмета и ситуации ни дети, ни родители не понимают друг друга.
  2. Родители общаются с детьми в случае необходимости.
  3. Общение осуществляется односторонне: родитель обращается к ребенку дактильно с применением жестомимических знаков.
  4. Большинство родителей признаются в исполнении почти любых прихотей ребенка.
  5. Многие отмечают повышенную возбудимость, раздражительность, упрямство своего ребенка.
  6. Все родители хотели бы найти более рациональные пути общения с ребенком.
  7. Все родители считают развитие речи первостепенной важности.
  8. На шестой пункт анкеты получен отрицательный единогласный ответ, т.е. контакт глухого ребенка с окружающим миром сведен   к минимуму: школа – семья.

Предъявление поручений родителями своим детям

   Заранее были приготовлены предметы посуды и продуктов, названия которых хорошо знакомы детям. Все эти предметы расположены в разных местах  класса, названия которых также были известны школьникам.

   На столе лежат карточки с заданиями типа:

Принеси ложку.

Попроси сок.

Положи печенье в вазу.

Какой сок ты будешь пить?

В классе холодно. Надень кофту. (В классе жарко.  Сними кофту).

Где твоя шапка?

Дай мне воды.

Что ты хочешь печенье или конфеты?

   Предложить родителям выбрать любую карточку и по очереди обратиться с заданием к детям устно. В случае непонимание разрешить устное обращение сопроводить дактилологией.

  После выполнения поручений родителями и детьми. Задания предлагают педагоги.

Анализ ошибок родителей.

*Правильность устной речи родителей и сопряженное проговаривание детьми.

Родители предъявляли поручения скандировано или в быстром темпе. Учащиеся не проговаривали с родителями, что отрицательно повлияла на понимание воспринятых поручений.

*Пользование дактилологией.

При непонимании поручений родителям разрешалось использовать дополнительные средства. Но родители не владеют дактильной азбукой, кроме мамы М.  (мама имеет дефектологическое образование).  Родители  В.  предъявляли поручения жестами. (Однако предъявленное поручение Влад воспринял не точно)

*Использование табличек.

Положение табличек все родители использовали неверно. Таблички не находились на уровне рта, что отрицательно влияет на формирование навыка чтения с губ.

    Провела  анализ ошибок и остановилась на основных требованиях к

речи говорящего и правилах пользования табличками и дактилологией.

*ТЕМП речи приближенный к нормальному, сопряженное проговаривание, положение руки при дактилологии, основное и вспомогательное средство дактилем при введение новых слов, словосочетаний и слов, трудновоспринимаемых с губ.

Ознакомление родителей с методикой работы над диалогом.

 Провела тренинг «Работа над диалогом» с учащимися.

А) Рассказала о необходимости предварительной работы над диалогом перед выходом в магазин, при приеме гостей и т.д.

Б) Чтение реплик с учащимися и определение лиц говорящих.

В) Восстановление последовательности реплик диалога.

Г) Ведение диалога с опорой на таблички.

Д) Самостоятельное ведение   диалога.

Е) Слухозрительное восприятие реплик из диалога.

- Ты будешь пить чай?

- Да.

- С чем ты будешь пить чай?

- С печеньем.

- Возьми печенье.

- Где печенье?

- В шкафу. Положи печенье в вазу.

План работы по развитию речи в семье.

Знание названий продуктов питания, посуды и столовых приборов.

Выполнение поручений.

  1. Возьми (дай мне) хлеб, батон, ложку, вилку, нож, тарелку, чашку..
  2. Возьми нож в правую руку….
  3. Убери со стола ……
  4. Положи в холодильник……
  5. Возьми в холодильнике масло, колбасу, сыр, молоко, сметану, майонез
  6. Намажь масло на батон, хлеб.
  7. Почисти картошку (картофель).
  8. Нарежь батон (хлеб, колбасу)
  9. Какой ты будешь кушать хлеб?
  10. Ты будешь пить чай? Компот? Молоко?
  11. Налей в чайник воды.
  12. Вымой руки с мылом.
  13. Вытри руки полотенцем.
  14. Возьми в … чистое полотенце.
  15. Поставь на стол салфетки.
  16. Вынеси мусор.
  17. Вымой пол на кухне.
  18. Помоги мне накрыть на стол.
  19. Помоги мне убрать со стола.
  20. Приятного аппетита.

Родителям был предложен конкретный словарь,  над которым они должны работать дома. Определен срок выполнения домашнего задания.

Тренинг для родителей

учащихся   1 класса «Б»

Формирование словесной речи глухого ребенка в трудовой деятельности в домашних условиях.

Цели: показать родителям эффективность развития речи в деятельности, продемонстрировать основные правила пользования дактильной речью, письменной и устной; научить тому, как проверить степень понимания ребенком тех или иных поручений; подчеркнуть важность оречевления деятельности ребенка в развитии речи.

Программа проведения тренинга

1. Анкетирование родителей.

2. Формирование словесной речи глухого ребенка в трудовой деятельности.

3. Тренинг - предъявления поручений родителями.

4. Просмотр видеофильма «Формы предъявления поручений в условиях школы» с обсуждением форм предъявления поручений.

 5. Обсуждение домашнего задания.

6. Обсуждение лексического материала. 

 Анкетирование родителей

Анкета.

Трудолюбив ли ваш ребенок? ______________

Есть ли у него постоянные обязанности? ______________

В какой форме вы даете ему поручение (устно, письменно, дактильно, мимикой)

Как ребенок выполняет его (аккуратно, неаккуратно)?

Сообщает ли о выполненном? В какой форме? _____________________________

Говорите ли вы с ним во время выполнения работы?

Как ребенок выполняет поручения (с желанием, без желания, равнодушно, под принуждением)? ______________________________________________

Как вы относитесь к его помощи (считаете ее нужной, ненужной, хвалите, подчеркиваете результаты)? _____________________________________________

 Анализ ответов родителей

* Большинство родителей дома отказываются от помощи по дому со стороны ребенка.

* Если ребенку и дается поручение, то весьма простое и делается это эпизодически.

*Поручения носят конкретный характер, в основном не требуют размышления и самостоятельности. В большинстве случаев поручения даются приближенно мимикой, редко дактилология и таблички.

* Дети не всегда выполняют поручения аккуратно. (боязнь конфликта)

* Дети не сообщают о выполненной работе (если и сообщают, то жестом: все, конец).

* Во время выполнения поручения никто не говорит с ребенком.

* Большинство детей с удовольствием выполняют поручения.

*   Все родители    считают помощь ребенка по дому необходимой в воспитании.

2. Формирование словесной речи глухого ребенка в трудовой деятельности.

Выступление учителя-дефектолога школы Сергун Е.А.

3. Тренинг - предъявления поручений родителями

Родителям предлагается предъявить своему ребенку поручение

Поручения:

Дай тетрадь./стакан, воды/

Попроси воду.

Где твоя кофта?

Все родители, кроме мамы С., предъявляли поручения с использованием бытовых мимических жестов.

4. Просмотр видеофильма «Формы предъявления поручений в условиях школы» с обсуждением форм предъявления поручений.

Учитель класса Корневец А. О, лаборант Болбас В.Г.

Родителям показали фильм с участием всех детей класса. Цель: показать способы предъявления поручений (с таблички, устно-дактильное предъявление, устное). Остановились на обязательном совместном проговаривании предъявленного поручения.

5. Обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание

Перечень трудовых поручений в семье:

Уборка постели.

Уборка своего игрового уголка.

Уход за комнатными цветами.

Мытье пола.

Помощь в уборке квартиры.

Помощь в сервировке стола.

Уборка стола после еды.

Стирка мелких вещей.

6. Обсуждение лексического материала. 

С родителями обсужден речевой материал, который необходимо отрабатывать в домашних условиях. Предложили организовать конкурс книг самоделок «Я – помощник»

Тренинг для родителей

учащихся   2 класса «Б»

Работа над произношением в семье.

Цели: выявить уровень представления родителей о произносительных возможностях своих детей, познакомить родителей с сокращенной системой фонем и правильной заменой отсутствующих звуков у детей,  продемонстрировать основные приемы беглой коррекции при устранении дефектов,  резко влияющих на внятность речи детей /призвуки, гнусавость, неправильная замена отсутствующих звуков/; научить родителей следить за слитным произнесением детьми слов и коротких фраз; научить родителей  слышать призвуки в словах, произносимых детьми и исправлять их, показать родителям важность работы над произношением в семье;

показать родителям эффективность развития речи в деятельности и общении;  уточнить уровень пользования дактильной речью, письменной и устной родителями; научить тому, как вводить новые слова;

План проведения тренинга

Выявление уровня знаний родителей о произносительных возможностях своего ребенка.

Общая характеристика речи и произносительной стороны речи  уч-ся класса.

3. Знакомство с новыми словами.

4.  Формирование произношения у учащихся.

5. Допустимые замены отсутствующих звуков.

6. Практикум. « Как должен сказать мой ребенок?»

7.  Работа над труднопроизносимыми словами на материале сказки.

1. Выявление уровня знаний родителей о произносительных возможностях своего ребенка.

   Родителям предлагается  заполнить профиль произношения своего ребенка. Затем предложить родителям профили произношения детей, подготовленные учителями индивидуальной работы.

 При сравнении профилей следует сделать вывод, что родители нереально оценивают произносительные возможности детей, возвышают их произносительные возможности. Все родители обозначили большее количество звуков у своих детей.  

Общая характеристика речи и произносительной стороны речи  уч-ся класса.

3. Тренинг «Знакомство с новыми словами»

   При общении с детьми вы сталкиваетесь с ситуацией, когда необходимо  объяснить то, или иное слово своему ребенку.

Как вы знакомите своих детей с новыми словами?

Заранее были подготовлены задания и  предметы необходимые для выполнения задания /теплая шапка, кепка/, а так же бумага, фломастеры. Родителям были предложены предложения с незнакомыми словами, которые необходимо было объяснить детям.

   Предлагаемые предложения:

* Дождь перестал.

 *Возьми теплую шапку.

*С кем ты дружишь?

*Что ты ел на обед?

*Тебе грустно?

    Родители выбирали любое предложение  и по очереди обращались к детям устно или письменно.  

Выполнения поручений родителями и детьми. В затруднительных случаях задания детям предлагают  педагоги.

Анализ ошибок родителей.

*Правильность устной речи родителей и сопряженное проговаривание детьми.

*Пользование дактилологией.

   Родители  О.и  К.  предъявляли поручения в  замедленном темпе устно-дактильно. Дети проговаривали с родителями. Предложения были восприняты детьми.  Мама О. не объяснила ребенку значение нового слова путем подбора синонима.

Бабушка  О. предъявляла предложение в устной форме. Ребенок не проговаривал сопряженно с бабушкой. Предложение «Что ты ела на обед?» не было воспринято О. Дедушка  М. предъявлял предложение, используя жесты, что не помогло в объяснении нового слова «перестал».

   Провела анализ ошибок и остановилась на основных приемах объяснения слов:

*Использование табличек и дактиль.

*Использование приема объяснения слов путем подбора синонимов, антонимов.

* О требованиях к речи говорящего и правилах пользования табличками и дактилологией.

4.  Формирование произношения у учащихся.

   Звуки вызываются в основном следующими  способами: по подражанию, с элементами фонетической ритмики  и механически.

Сравнительная характеристика со слышащими детьми.  Недостаточность слухового контроля Вывод: из-за недостаточного  слухового  самоконтроля у уч-ся  требуется постоянный контроль со стороны педагогов и родителей.

 Корректный контроль и коррекция. Необходимо знать, что можно требовать от ребенка. С этой целью мы вам предложили заполнить профиль произношения вашего ребенка. Сегодня вы смогли оценить,  реально ли вы оцениваете произносительные возможности учащихся.

Неоднократно вы сталкивались со следующей ситуацией:  звуки у ребенка есть, отмечены « +», а он их не произносит не во всех словах. Это зависит от позиции звука /стоит перед гласными, всегда сложнее произнести согласный перед звуком [У], чем перед гласным [А]. Но необычайно сложно произнести несколько согласных  звуков/.

Опять вернемся к слышащим детям. В маленьком возрасте и они не все звуки говорят правильно. Но в основном мы их понимаем. Почему?

сохраняют слоговую структуру слова и заменяют отсутствующие звуки на правильные, как мы говорим на допустимые замены. /лыба-рыба, жук-шук, сырк-цирк/

5. Допустимые замены отсутствующих звуков.

В работе над произношением учитывается закономерность овладения произносительными навыками нормально развивающимися детьми. Выделяются основные звуки, которыми дети должны овладеть в первую очередь и заменяемые отсутствующих.

Допускается приближенное произношение слов, включающих заменяемые звуки. Такой подход позволяет, во-первых, избегать грубых дефектов произношения, и, во-вторых, подготавливает детей к правильному формированию звуков более трудных в произнесении.             Таблица

Сокращенная система фонем

Основные звуки

а

о

у

э

и

п

т

к

ф

с

ш

х

в

л

р

м

н

Заменяемые звуки

Ы

й

П

Б

Б

Т

Д

Д

К

Г

Г

Т

Ф

В

С

З

З

Ц

Щ

Ж

Ч

С

Х

К

В

Ф

Л

Р

Л

М

Н

6. Практикум. « Как должен сказать мой ребенок?»

 

 Не забываем, что детям тяжело контролировать правильность воспроизведения звуков. Мы с вами отметили, что в основном звуки у детей вызываются механическим способом. Слухом контролировать свое произношение дети  не в состоянии, т.к. не сформирован слуховой образ слова. Но необходимо формировать у детей кинестетический /двигательный/ образ, т.е. правильно произносить слова. Необходимо выработать определенный рефлекс /многократно и правильно произносить звук/, исключать его неправильное воспроизведение. Чтобы требовать от ребенка возможного, необходимо учитывать его возможности. Необходимо представить, как - то или иное слово должен воспроизвести ребенок. С этой целью предложила родителям записать предъявленные слова как их должен произнести ребенок, опираясь на профиль произношения ребенка и сокращенную систему фонем. Как Ваш ребенок должен воспроизвести следующие слова:

Собака, октябрь, сапоги, шапка, голова, кресло, брови, живот?  

Приемы коррекции.

Часто дети неправильно произносят звуки: [М] [Н] [Л] [П] [Т].  Причина: при слухозрительном  восприятии звуков они по зрительному образу похожи.  Попробуйте побыть на месте детей. Я буду без голоса произносить слова, а вы угадайте. Игра «Угадай-ка». Предъявляю слова без голоса. Родители угадывают. Слова для предъявления: мама, лапа, нитка, Ната.

В коррекции необходимо использовать  элементы фонетической ритмики и тактильно-вибрационные ощущения.

Воспроизведение учащимися  стихотворения с элементами фонетической ритмики.

7.  Работа над труднопроизносимыми словами на материале сказки.

Правильность воспроизведения звука зависит от его места положения

В какой позиции  трудно детям произносить звуки?

Коррекция произношения слов со стечениями согласных.

Выделение родителями труднопроизносимых слов на материале сказки

Работа над произношением  труднопроизносимых слов /разложение на части/

Введение допустимых замен отсутствующих звуков.

Петушок,  курочка,  речки,  листок, нитку, девушка, торговцы, гребень пекарь, калачи, дрова дровосек, проскочило

* Нотирование сказки.

Д/з: прочитать с детьми сказку, отработав произношение, применяя допустимые замены; подготовиться к инсценированию сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока

В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока....

Преодоление школьной неуспеваемости как одно из направлений работы учителя-дефектолога

Более подробно мы остановимся на том, какую помощь может получить ребенок с ослабленным здоровьем со стороны учителя-дефектолога....

Рост творческой активности учащихся коррекционных классов, как результат работы учителей-дефектологов и логопедов за 2011-2012 гг.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, поэтому в работе нашего подразделения успешно реализуются формы художественно-эстетической направленности освоения мира, которые используются не...

План индивидуальной самообразовательной работы на 2010-2015 учебный год учителя - дефектолога Шакировой Ландыш Илдаровны

План индивидуальной самообразовательной работы на 2010-2015 учебный год.  Индивидуальная тема: « Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений  на уроках развития речи».Период рабо...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...