Адаптированная рабочая программа "Ручной труд" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
рабочая программа (2 класс)
Адаптированная рабочая программа "Ручной труд" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_2_klass.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающегося 2 класса составлена на основе расстройства аутистического спектра АООП НОО (вариант 8.3)
Содержание программы направлено на освоение обучающегося базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Программа разработана на основе авторской программы Н. Н. Павловой по трудовому обучению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под. редакцией В.В.Воронковой .7-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г. ориентирована на учебник: технология. Ручной труд. 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Л.А.Кузнецова, изд. Санкт-Петербург, филиал «Просвещение», 2010г.)
Основной формой реализации программы является урок.
Цель: совершенствование процесса социализации обучающегося с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых навыков, обучение приёмам труда, развитие самостоятельности;
- формирование организационных умений.
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по ручному труду решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др. |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
Обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;
- сравнивать образцы с натуральными объектами, иллюстрациями, муляжами по вопросам учителя и самостоятельно;
- составлять план работы над изделием по вопросам учителя и при помощи учителя;
- выполнять самостоятельно несложные изделия;
- придерживаться планирования при изготовлении изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя;
- понимать в речи техническую терминологию;
- выполнять словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно;
- делать анализ своего изделия по вопросам учителя и с помощью учителя;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия;
- обозначать размеры в сантиметрах;
- соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали;
- узнавать и называть геометрические тела;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: высокий - низкий, широкий — узкий, равны ; пространственные отношения предметов: впереди— сзади, справа— слева, рядом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с природными материалами
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке. Учащийся выполняют работу по образцу.
Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Изготовление по образцу утки, лебедя, птички, черепахи, рыбки, фигур девочки и мальчика из желудей, перьев, палочек, крылаток ясеня.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Учащийся выполняют работу при частичной помощи учителя.
Работа с пластилином
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Учащийся выполняет работу с натуры.
Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащегося с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки.
Лепка по образцу или с игрушек.
Работа с бумагой и картона
Изготовление подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Учащийся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром.
Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника.
Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.
Работа с текстильными материалами
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьм Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Изготовление :шарики из ниток разной величины. Коллекция тканей. Квадраты ткани 5х5. Игольница. Закладки. Салфетки.
Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед) | 1 | . | |
2 | Лепка столярных инструментов | 1 | ||
3 | Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля | 1 | ||
4 | Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия) Изготовление птички | 1 | ||
5 | Изготовление рыбки | 1 | ||
6 | Работа с бумагой и картоном Изготовление пакета из бумаги | 1 | ||
7 | Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги) | 1 | ||
8 | Работа с текстильными материалами Изготовление стилизованных ягод из ниток | 1 | ||
9 | Изготовление стилизованных ягод из ниток | 1 | ||
10 | Работа с глиной и пластилином Лепка стакана для карандашей | 1 | ||
11 | Лепка с натуры цветочного горшка | 1 | ||
12 | Лепка по представлению чайной посуды | 1 | ||
13 | Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно) Составление композиции из засушенных растений | 1 | ||
14 | Изготовление ежика из сухих листьев | 1 | ||
15 | Изготовление колпачка для карандашей из каштанов | 1 | ||
16 | Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки для книг | 1 | ||
17 | Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд | 1 | ||
18 | Работа с глиной и пластилином Лепка по образцу цыпленка и утенка | 1 | ||
19 | Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы | 1 | ||
20 | Работа с природными материалами Изготовление персонажей к сказке «Теремок» | 1 | ||
21 | Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой | 1 | ||
22 | Изготовление аппликации «Грузовик» | 1 | ||
23 | Изготовление поздравительных открыток | 1 | ||
24 | Работа с текстильными материалами Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника | 1 | ||
25 | Составление коллекции тканей. | 1 | ||
26 | Изготовление игольницы. | 1 | ||
27 | Работа с бумагой и картоном. Вырезание из бумаги деталей цветка. | 1 | ||
28 | Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. | 1 | ||
29 | Работа с глиной и пластилином Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль») | 1 | ||
30 | Работа с бумагой и картоном Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек | 1 | ||
31 | Изготовление трехсекционного светофора | 1 | ||
32 | Работа с текстильными материалами Выполнение стежка «шнурок» | 1 | ||
33 | Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением | 1 | ||
34 | Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок» | 1 |
Оценка предметных результатов по Ручному труду (учител Ибрагимова Ж.А.) учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году
Фэуряну Влада
№ п/п | Раздел (берем из рабочей программы ожидаемые результаты или из тематического планирования | начало I полугодия | начало II полугодия | год |
1. | Инструменты, применяемые для работы с пластилином, бумагой и нитками. | Лото. Какие инструменты применяются для работы с этими материалами. | Найди предмет по контурному изображению. | Что нужно для шитья. Вписать в рамочки нужные слова. |
2. | Работа с бумагой. | Аппликация из мятой бумаги (аппликация яблоко ) | Аппликация из мятой бумаги .Дерево весной, летом ,осенью, зимой под снегом. | Узнай предмет по его силуэту. (силуэты на картинках). |
3. | Работа с линейкой. | Дочерти линии с помощью линейки в разных направлениях. | Самостоятельно начерти линии по линейке в разных направлениях. | Начерти отрезок длиной 5см в вертикальном и горизонтальном направлении. |
Оценка сформированности
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано- сф
Неактуально - н/а
Мониторинг личностных результатов при освоении учебных предметов
учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году
Фэуряну Влада
учителя Ибрагимовой Жасмины Алимирзоевны
Готовность к взаимодействию | Сформированность учебного поведения | Умение выполнять задание | Умение самостоятельно переходить | |||||||||||||||||||||||||||
эмоциональное взаимодействие с педагогом | коммуникативное взаимодействие с педагогом | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) | умение выполнять инструкции педагога | использование по назначению учебных материалов | умение выполнять действия по образцу и по подражанию | в течение определенного периода времени | от начала до конца | с заданными качественными параметрами | от одного задания к другому заданию | |||||||||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | |
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано - сф
Неактуально - н/а
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»
Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение» для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)
Учитывая особенности развития детей с ОВЗ процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний....
ФГОС ОВЗ. Рабочая программа по учебному предмету «Компьютерные технологии» для учащихся 3 класса (вариант 1.2)
Программа составлена на основе примерной Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2) в соответствии с Федеральным государственным ...
Рабочая программа по чтения для учащихся 4 класса ( Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области " Чтение" для 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми...
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Математика" для обучающихся 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...