Адаптированная рабочая программа по ИЗО 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
рабочая программа (3 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_vlad.docx | 49.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» для обучающегося 3 класса составлена на основе расстройства аутистического спектра АООП НОО (вариант 8.3)
Содержание программы направлено на освоение обучающегося базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Программа разработана на основе авторской программы М.Ю.Рау, М.А.Зыкова по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2019г. ориентирована на учебник: изобразительное искусство 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Основной формой реализации программы является урок.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение ИЗО носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащегося, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования .
Задачи:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;
• обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
• совершенствования учащегося правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
• развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащегося. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Рисование» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа в год).
Форма промежуточной аттестации – рисунок по выбору учителя.
Характеристика базовых учебных действий
БУД | Характеристика |
Личностные | -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Коммуникативные | -использовать принятые материалы социального взаимодействия с учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту: -сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных cоциальных ситуациях -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; |
Регулятивные | -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса: пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения вставать и выходить из-за парты и т. д.); -работать с учебными принадлежностями и организовывать учебное место; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
Познавательные | -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -наблюдать; работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами;
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т. п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т. д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
2. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
3. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Тематическое планирование по учебному предмету «Рисование»
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Беседа по технике безопасности. Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему. | |||
2 | Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование. | |||
3 | Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование. | |||
4 | Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование. | |||
5 | Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки. | |||
6 | Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из кусочков цветной бумаги, из гофрированной бумаги). Бабочка из гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем. | |||
7 | Одежда ярких и нежных цветов. Рисование. | |||
8 | Рисование акварельной краской, начиная с цветного пятна. | |||
9 | Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок. | |||
10 | Чего не хватает? Человек стоит, идёт, бежит. Рисование, дорисовывание. | |||
11 | Зимние игры детей. Лепка из пластилина. | |||
12 | Рисование выполненной лепки. | |||
13 | Дети лепят снеговиков. Рисунок. | |||
14 | Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и чёрной гуашью. | |||
15 | Рисование угольком. Зима. | |||
16 | Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | |||
17 | Лошадка везёт из леса сухие ветки, дрова. Рисунок. | |||
18 | Натюрморт: кружка, яблоко, груша. | |||
19 | Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идёт по дорожке. Рисунок по описанию. | |||
20 | Элементы косовской росписи. Рисование. | |||
21 | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. | |||
22 | Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование. | |||
23 | Сказочная птица. Рисование. | |||
24 | Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. | |||
25 | Встречай птиц – вешай скворечники! Лепка, рисунок. | |||
26 | Закладка для книги. С использованием картофельного штампа. Рисование. | |||
27 | Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора. | |||
28 | Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация. | |||
29 | Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему. | |||
30 | Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование. | |||
31 | Промежуточная аттестация. Рисунок по выбору учителя. | |||
32 | Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки колобок. | |||
33 | Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь. | |||
34 | Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. «Летом за грибами!» Лепка. Рисование. Завершающее задание. |
Список литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. «Основы дефектологии» (под ред. Власовой Т.А.). М.,2015 г.
2.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» (пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед.институтов, под ред. В.В.Воронковой). М., 2015 г.
3.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». М.,2010 г.
4.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика.Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П.Пузанова). М., 2013 г.
5. Белоусов К.А. Методическая разработка для педагогов на тему: «Методические рекомендации для педагогов и родителей по проведению занятий ИЗО для детей с ограниченными возможностями здоровья». г.Кстово 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)
Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...
адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)
Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-го класса
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР....
Адаптированная рабочая программа по английскому для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 4 класс
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, в соответствии Планируемыми результатами начального образования и авторскими рабочими п...
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Адаптированная рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по музыке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...