Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса (Вариант 2.)
рабочая программа по математике (4 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа общеобразовательной области "Математика" для обучающихся 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Программа содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, содержание, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

                                                                   

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по математике

для 4 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина  Александровна

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная  записка

   Рабочая программа по математике для учащихся  4 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018 учебный год. Второй вариант.

Данная программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю). При 34 учебных неделях.

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС О УО
  •  САНПИН 2.4.2.3286-15
  • Локальные акты образовательного учреждения
  • Устав школы

    Цель программы: - подготовка учащихся к изучению систематического курса математики.

Основные задачи:

  • Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных , пространственных, временных представлениях.
  • Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет.
  • Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность  с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких  детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают  порядковый счет,  с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения  счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего  явились бы действенными, практически ценными  и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

        Обучение математике детей с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью должно быть   организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий  для фронтальной и индивидуальной работы  учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также  важно проведение  экскурсий , дидактических игр, наблюдений.

        На уроках математики учащиеся считают  различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся  мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

        Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны  с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно- практической деятельностью, рисованием,  трудом и носят практическую направленность.

Примерное тематическое планирование

4 класс

Количество часов - 102 часа

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Повторение материала III класса.

10

 Называет,  показывает, записывает в тетради и на доске  цифры в пределах 3.

Количественные представления.

20

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры . Считает различные предметы,

Формирование вычислительных навыков в пределах 20.

20

Считает различные предметы, называет и записывает числа в пределах 10.

Сравнение чисел по величине в пределах 10

10

Сравнивают чисел по величине в пределах 10.

Решение примеров   на нахождение суммы и разности.

18

Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах  (10).

Временные понятия

4

Называют, порядок частей суток; Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).  Соотнесение частей суток с видами деятельности.  Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Геометрический материал

4

Распознают  геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник. . Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой.  Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).

Меры стоимости

4

Работают с монетами и символами бумажных денег. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).

Повторение изученного

12

Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Cодержание предмета.

Повторение материала III класса.

Устная и письменная нумерация в пределах 20. Образование и запись чисел. Счет прямой и обратный. порядковый счет от заданного числа до заданного.

Сравнение чисел по величине в пределах 20. Отсчитывание по 1.

Формирование вычислительных навыков в пределах 20. Работа со счетами и счетным материалом.

Меры длины: сантиметр, дециметр.

Мера массы:  килограмм

Мера ёмкости: литр.

Временные понятия: вчера, сегодня, завтра, сутки, дни недели, месяц

Геометрический материал: прямоугольник, обведение по шаблону прямоугольника. Обведение по клеткам квадрата, треугольника и прямоугольника, по опорным точкам.

 Проведение прямой линии через одну точку с помощью линейки.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 20;

-  читать, записывать, сравнивать, откладывать на счетах числа в пределах 20;

- состав чисел  в пределах 20;

- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20;

- название, порядок частей суток; дней недели

- прямоугольник, квадрат, треугольник

               Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать, сравнивать, откладывать на счетах числа в пределах 10;
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Проводить  прямую линию через одну точку с помощью линейки.
  •  Обводить  по клеткам квадрат и прямоугольник.

 Отслеживание результатов достижений  по математике  производится на основе: наблюдений, анализа рабочих тетрадей обучающихся и  заносятся в карту наблюдений  за динамикой развития  (на начало и конец года). По результатам наблюдений составляются графики сформированности учебных умений и  навыков у каждого обучающегося класса.

        

        

Математика

№ урока в году

№ урока в четверти

Тема раздела, тема урока

Дата

I четверть

3 часа в неделю (27 часов)

Повторение. Счёт в пределах пяти. (27часов)

1

1

Геометрические фигуры.

2

2

Сравнение предметов по величине, длине, ширине.

3

3

Толстый - тонкий, тяжелый – легкий, одинаковые.

4

4

Временные представления: сутки.

5

5

Число и цифра 0.

6

6

Число и цифра 1

7

7

Число и цифра 2. Состав числа 2

8

8

Решение примеров  на сложение  и вычитание в пределах 2

9

9

Число и цифра 3

10

10

Счет прямой и обратный до 3.

11

11

Соотнесение количества предметов с числом 3.

12

12

Сложение и вычитание в пределах 3

13

13

Решение примеров и задач на сложение в пределах 3

14

14

Решение примеров и задач на вычитание в пределах 3

15

15

Точка, прямая линия. Кривая линия.

16

16

Число и цифра 4

17

17

Состав числа 4.

18

18

Соотнесение количества предметов с числом 4

19

19

Сложение и вычитание в пределах 4

20

20

Решение примеров и задач на сложение в пределах 4

21

21

Решение примеров и задач на вычитание в пределах 4

22

22

Число и цифра 5. Соотнесение количества предметов с числом 5.

23

23

Состав числа 5. Сравнение чисел.

24

24

Решение примеров на сложение в пределах 5.

25

25

Решение примеров на вычитание в пределах 5.

26

26

Геометрические фигуры: прямоугольник

27

27

Обобщающий урок

II четверть

3 часа в неделю (21 час)

28

1

Число и цифра 6.

29

2

Счет в пределах 6.

30

3

Состав числа 6. "Соседи" числа 6.

31

4

Решение примеров на сложение в пределах 6.

32

5

Решение примеров на вычитание в пределах 6.

33

6

Меры стоимости

34

7

Число и цифра 7.Письмо цифры 7.

35

8

Счет прямой и обратный.

36

9

Состав числа 7. "Соседи" числа 7.

37

10

Решение примеров на сложение в пределах 7

38

11

Решение  примеров на вычитание в пределах 7.

39

12

Временные представления: дни недели.

40

13

Число и цифра 8.

41

14

Состав числа 8. Счёт прямой и обратный.

42

15

Решение примеров на сложение в пределах 8

43

16

Решение примеров на вычитание в пределах 8

44

17

Геометрические фигуры: треугольник.

45

18

Число и цифра 9.

46

19

Счет прямой и обратный в пределах 9

47

20

Состав числа 9.

48

21

Повторение. Сложение в пределах 9.

III четверть 30 часов

49

1

Вычитание в пределах 9.

50

2

Сложение и вычитание в пределах 9.

51

3

Решение примеров и задач.

52

4

Построение геометрических фигур по точкам.

53

5

Число и цифра 10

54

6

Счет прямой и обратный.

55

7

Состав числа 10.

56

8

Сложение в пределах 10.

57

9

Вычитание в пределах 10

58

10

Решение примеров в пределах 10.

59

11

Меры массы - килограмм

60

12

Устная и письменная нумерация в пределах 10.

61

13

Число 11.

62

14

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

63

15

Решение примеров на сложение в пределах 11

64

16

Число 12.

65

17

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

66

18

Решение примеров на сложение в пределах 12

67

19

Мера длины : сантиметр

68

20

Число 13.

69

21

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

70

22

Решение примеров на сложение в пределах 13

71

23

Мера длины : дециметр.

72

24

Число 14.

73

25

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

74

26

Решение примеров на сложение в пределах 14

75

27

Число 14.

76

28

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

77

29

Решение примеров на сложение в пределах 14

78

30

Повторение. Геометрические фигуры: квадрат.

IV четверть

3 часа в неделю ( 24 часа)

79

1

Мера ёмкости - литр

80

2

Число 15.

81

3

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

82

4

Решение примеров на сложение в пределах 15

83

5

Число 16.

84

6

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

85

7

Решение примеров на сложение в пределах 16

86

8

Число 17.

87

9

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

88

10

Решение примеров на сложение в пределах 17

89

11

Число 18.

90

12

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

91

13

Решение примеров на сложение в пределах 18

92

14

Число 19

93

15

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

94

16

Решение примеров на сложение в пределах 19

95

17

Число 20.

96

18

Счет прямой и обратный счёт. Сравнение.

97

19

Решение примеров на сложение в пределах 20

98

20

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

99

21

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.

100

22

Временные представления: месяц.

101

23

Счет прямой и обратный в пределах 20

102

24

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для 2 класса (вариант 5.1)

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся  2а класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) ...

Рабочая программа по математике, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа предназначенна для предмета "Математика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (вариант 7.2)

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и  нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Алаптированная рабочая программа по математике для 3 класса (вариант 3.1)

Адаптированная рабочая программа по математике для 3 класса (вариант 3.1) для слепых обучающихся содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предме...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (вариант 4.2)

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (вариант 4.2)...

Адаптированная рабочая программа по математике для 2 класса (вариант 3.1)

Адаптированная рабочая программа по математике для 2 класса (вариант 3.1) для слепых обучающихся содержит пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы, оценочны...