РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение» для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)
рабочая программа по чтению (1 класс)

Вильчинская Надежда Вячеславовна

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_ovz.docx92.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»

Рассмотрено на заседании ЭМС                                                    Согласовано:                                                       Утверждаю:

 Протокол № __ «__» _____ 2018 г.                                                  «__» _____ 2018 г.                                                «__» _____ 2017 г.

 председатель ЭМС, зам.директора по НМР                                   зам. директора по УВР                                        директор МБОУ «Школа № 5»

 _______________ А. Г. Миносьянц                                                 ________Е. И. Валько                                         ___________ М.Ю.Заболотских

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение»

для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)

 1 – В класса Иванова Петра

Разработчик рабочей программы

 учебного предмета «Литературное чтение»:

Вильчинская Надежда Вячеславовна,

учитель начальных  классов первой квалификационной категории

Муравленко, 2018

Содержание рабочей программы

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Содержание учебного предмета.

5. Тематическое планирование.

6 .Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету.

7. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является  нормативным документом и адресована обучающемуся первого  класса МБОУ «Школа № 5» Иванову Петру, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1).  Обучающийся  с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Учитывая особенности развития  ребёнка учитель строит свою деятельность соблюдая условия:

  • Частая смена учебной деятельности
  • Повторяемость программного материала
  • Систематичность изучения предметного материала
  • Учёт индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
  • Единство диагностики и коррекции

Для успешного усвоения программы обеспечено тьюторское сопровождение учащейся. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ (вариант 7.1) процесс обучения организуется с  учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися: "пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи учителя, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на  основе концепции  учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века», авторской  программы Ефросининой Л. А., Омороковой М. И.и обеспечена учебниками: Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. 1 кл. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2016; Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1 кл. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Срок реализации  программы : программа актуальна  для первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» 2018-2019 уч. году.

В основе рабочей программы по предмету «русский язык»  лежат следующие нормативно – правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785);
  • приказ Минобрнауки РФ№2357 от 22 сентября 2011года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»;
  • Основная  образовательная  программа начального общего образования « Отличная школа»  (приказ директора МБОУ «Школа № 5» №439 от 31.08.2017 г.)
  • примерные рабочие программы учебных предметов; курсов;
  • Положение МБОУ «Школа №5» «О рабочей программе по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения» №450 от 31.08.2017 г.)
  • Конвенция о правах ребенка ООН

Актуальность и значимость программы состоит в том,  что в начальном обучении предмет "Литературное чтение" один из  основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в решении общих целей и задач начального общего образования

Учебный предмет «Литературное чтение» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Литературное чтение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Литературное чтение является для учащихся средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
  • формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
  • воспитание интереса к чтению и книге.
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимания  духовной сущности произведений.

Планируемые  результаты освоения обучающимися требований федерального государственного образовательного стандарта

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностными результатами изучения литературного чтения в 1 классе являются:

Виды УУД

У обучающегося будут

сформированы

Учащиеся получат возможность для формирования

Личностные УУД

  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;
  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • чувство сопричастности своему народу;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
  • понимания своей семейной и этнической идентичности;
  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
  • чувства ответственности за мир природы;
  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Метапредметными  результатами изучения литературного чтения в 1 классе являются:

Виды УУД

Обучающийся научится

Обучающийсяполучит возможность научиться

Регулятивные УУД

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
  • структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
  • применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
  • искать информацию, представлять найденную информацию;
  • уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
  • понимать структуру построения рассуждения;
  • воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
  • проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничкачитательского дневника);
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;
  • контролировать свои действия в коллективной работе.

Предметными  результатами изучения литературного чтения в 1 классе являются:

Содержательные линии

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения;); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план);
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Круг детского чтения

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно  пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта

Система контроля и оценки планируемых результатов разработана на основе требований к предметным, метапредметным, личностным результатам (ФГОС) с учётом авторских программ, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5»

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;  
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: контрольные, самостоятельные и проверочные работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически (мини-проекты, презентации, тестирования, устные и письменные проверочные работы), а итоговая – по завершении темы (учебной четверти). Возможно участие в диагностических процедурах в рамках внешней экспертизы.

С целью проверки освоения знаний и формирования универсальных учебных действий, организацией  своевременной индивидуальной коррекционной работы даются задания в рамках самостоятельной работы (тесты, комплексные работы и др.), которые включены в содержание урока.

В 1 классе обучение ведётся без отметок.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс «Литературное чтение» построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология» учебного плана начального общего образования. Согласно учебному плану на 2018-2019 учебный год МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе выделяется 66 часов (33 учебные недели, 2  н/ч).

 Педагог имеет право вносить коррективы в рабочую программу на протяжении учебного года,  на основании приказов по образовательному учреждению по причине отмены или переноса учебных занятий (актированные дни, карантинные мероприятия и др.). Данные изменения вносятся в КТП в раздел «Примечание».

  1. Содержание учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В рабочей программе по литературному чтению, так же как в федеральном государственном стандарте начального общего образования, представлены  разделы:

  • Виды речевой и читательской деятельности;
  • Круг детского чтения;
  • Литературоведческая пропедевтика;
  • Творческая деятельность учащихся.

Разделы

Содержание раздела

Виды речевой и читательской  деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • понимать учебную задачу;
  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие давать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
  • выделять положительных и отрицательных героев;
  • овладевать алгоритмом учебных действий (подготовка выразительного чтения, чтения наизусть, чтение по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристика героя, произведения, книги);
  • строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;
  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
  • различать произведения разных жанров (стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку);
  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);
  • составлять модели (моделирование обложек к произведению).

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй.Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать и формулировать творческую задачу;
  • инсценировать сцены из сказок и рассказов;
  • создавать истории с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

*Распределение часов по разделам и темам проведено самостоятельно, так как авторская программа учебного предмета «Литературное чтение» не предусматривает чёткого деления на разделы и темы. Авторы программы предполагают интеграцию, взаимопроникновение изученных тем во вновь изучаемые.

Характерными особенностями содержания литературного чтения являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Технологии:

  • информационно-коммуникативная;
  • здоровьесберегающая;
  • деятельностногоподхода и т.д.

Методы:

  • деятельностный метод обучения;
  • исследовательский;
  • частично- поисковый;
  • методы активного обучения;
  • диалоги;
  • объяснительно – иллюстративные;

Средства - учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальные (с конкретным учащимся);

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Предметные

результаты

УУД

Форма

проведения урока

Материал

к уроку

Примечание

1.

Составление рассказа по сюжетным картинкамР/к. «Составление предложений о нашем городе».

1

описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

создание учебных ситуаций

уметь различать слово и предложение, устно составлять 3-5предложений на определённую тему

П- составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе, обозначая каждое предложение длинной полоской

путешествие

сюжетные картинки

Р/к

2.

Отработка понятия «предложение».

Р/к. «Составление предложений о нашем городе».

1

описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

создание учебных ситуаций

уметь различать слово и предложение, устно составлять 3-5предложений на определённую тему

П- составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе, обозначая каждое предложение длинной полоской

путешествие

сюжетные картинки

Р/к

3.

Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку.

1

подбирать слова к схеме моделировать предложение

разработка последовательных  учебно-практических  задач

уметь различать слово и

предложение

П -   деление предложения на слова

К -  понимать возможность различных позиций других людей

игровое

занятие

предметные картинки, презентация «Раздели предметы по заданному признаку»

ИКТ

4

 Классификация предметов по заданному признаку.

1

подбирать слова к схеме моделировать предложение

разработка последовательных  учебно-практических  задач

уметь различать слово и

предложение

П -   деление предложения на слова

К -  понимать возможность различных позиций других людей

игровое

занятие

предметные картинки, презентация «Раздели предметы по заданному признаку»

ИКТ

5.

Введение понятия «гласный звук», «твердый согласный и мягкий согласный» звуки.

1

описывать свои наблюдения; участвовать в учебном диалоге

организация взаимодействия учащихся

уметь различать звуки

П -    сравнение первых звуков в словах; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.

Р -  определять и формулировать цель деятельности

учебное занятие

сюжетные картинки

6

 Составление  рассказа по серии сюжетных картинок.

1

описывать свои наблюдения; участвовать в учебном диалоге

организация взаимодействия учащихся

уметь различать звуки

П -    сравнение первых звуков в словах; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.

Р -  определять и формулировать цель деятельности

учебное занятие

сюжетные картинки

7-8.

Знакомство с буквой Я, я. Звуковой анализ слов.

2

знакомиться   с буквой, звуком; моделировать звуковой состав слов

создание  специальных  проблемных  ситуаций

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П- классификация предметов по определенному признаку; выделение заданного звука в словах, определение его места в слове

К - понимать возможность различных позиций других людей

игровое занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал

ИКТ

9-10.

Знакомство с буквой Ё, ё. Звуковой анализ слов.

2

знакомиться   с буквой, звуком; моделировать звуковой состав слов; соотносить слова со схемой, подбирать слова к схеме

организация разных форм взаимодействия учащихся

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П - звуковой анализ слов, чтение стихотворений

К -  уметь работать в паре

игровое занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал

ИКТ

11

Буква ю в начале слова (обозначение звуками [й’] и [у]). Соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).

Р/к. Рыбацкое счастье.  

Профессия рыбак.

1

участвовать в учебном диалоге,  моделировать звуковой состав слов

разработка последовательных  учебно-практических  задач

уметь соотносить звуковые модели со словами, обозначать звуки буквой

П -   составление рассказа по серии сюжетных картинок, соотнесение схем со словами.

Р - определять и формулировать цель деятельности

путешествие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

Р/к

ИКТ

профилизация

12

 Соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).

Р/к. Рыбацкое счастье.  

Профессия рыбак.

1

участвовать в учебном диалоге,  моделировать звуковой состав слов

разработка последовательных  учебно-практических  задач

уметь соотносить звуковые модели со словами, обозначать звуки буквой

П -   составление рассказа по серии сюжетных картинок, соотнесение схем со словами.

Р - определять и формулировать цель деятельности

путешествие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

Р/к

ИКТ

профилизация

13

Построение звуковой цепочки: последний звук предыдущего слова - первый звук последующего.

1

строить звуковые цепочки, уметь обозначать звуки [й’] и [э] в начале слова буквой е

формирование действий контроля и оценки

уметь характеризовать условия выбора и написания буквы, уметь обозначать звуки [й’] и [э] в начале слова буквой е

П -   выполнение звукового анализа слов соотнесение звуковых моделей со словами,  построение звуковых цепочек.

К - уметь взаимодействовать со сверстниками

учебное занятие

раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

14

Буква е в начале слова звук [й’] и [э].

1

строить звуковые цепочки, уметь обозначать звуки [й’] и [э] в начале слова буквой е

формирование действий контроля и оценки

уметь характеризовать условия выбора и написания буквы, уметь обозначать звуки [й’] и [э] в начале слова буквой е

П -   выполнение звукового анализа слов соотнесение звуковых моделей со словами,  построение звуковых цепочек.

К - уметь взаимодействовать со сверстниками

учебное занятие

раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

15

Знакомство с буквой Р, р.  

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов

создание   проблемных  ситуаций

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П -  ознакомление с буквой , со способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа слов

Р - понимать возможность различных позиций других людей

игровое занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

16

Знакомство с буквой Л, л.

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов, отрабатывать способ чтения прямых слогов

разработка последовательных  учебно-практических  задач

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П -  ознакомление с буквой ; чтение прямых слогов; составление словосочетаний с местоимениями; выполнение звукового анализа слов;

К - уметь договариваться

учебное занятие

материал для составления слогов

17

Отработка способа чтения прямых слогов.

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов, отрабатывать способ чтения прямых слогов

разработка последовательных  учебно-практических  задач

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П -  ознакомление с буквой ; чтение прямых слогов; составление словосочетаний с местоимениями; выполнение звукового анализа слов;

К - уметь договариваться

учебное занятие

материал для составления слогов

18.

Знакомство с буквой Г, г.

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов, отрабатывать чтение слогов.

организация работы  с  моделью  как  средством  организации  действия  со  словом, предложением

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ, уметь читать слоги, слова, предложения с изученными буквами

П -  ознакомление с буквой; выполнение звукового анализа слов

учебное занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

19

Чтение слов, предложений.

Отрабатывать чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами

организация работы  с  моделью  как  средством  организации  действия  со  словом, предложением

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ, уметь читать слоги, слова, предложения с изученными буквами

П -  ознакомление с буквой; выполнение звукового анализа слов

учебное занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

20.

Знакомство с буквой С, с.

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов

разработка последовательных  учебно-практических  задач

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

Р - планировать свое действие

К - уметь договариваться

викторина

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

21

Знакомство с буквой З, з

1

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов.

организация взаимодействия учащихся

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ, делить слова на слоги

П - выполнение звукового анализа слов; сравнение слов по твёрдости - мягкости, звонкости - глухости  

К - уметь приходить к общему решению

учебное занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов, аудиозапись произведения

ИКТ

22

Деление слов на слоги. Г. Остер «Где лучше бояться?»

1

 моделировать звуковой состав слов, делить слова на слоги

организация взаимодействия учащихся

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ, делить слова на слоги

П - выполнение звукового анализа слов; сравнение слов по твёрдости - мягкости, звонкости - глухости  

К - уметь приходить к общему решению

учебное занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов, аудиозапись произведения

ИКТ

23-24.

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости - глухости. Звуковой анализ слов.

2

моделировать звуковой состав слов сопоставлять звуки

разработка последовательных  учебно-практических  задач

уметь приводить примеры звуков: гласных и согласных (звонких и глухих)

Р - планировать свое действие

путешествие

презентация «Пастбища оленей»

ИКТ

25-26.

Знакомство с буквой П, п. Сравнение звуков по твердости - мягкости.    

2

знакомиться с буквой, звуком, моделировать звуковой состав слов, сравнивать звуки

организация разных форм взаимодействия учащихся

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

П - ознакомление с буквой, использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов

Р - определять и формулировать цель своей деятельности

игра

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

27-28

Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости.

2

моделировать звуковой состав слов, характеризовать звуки, сравнивать их

создание   проблемных  ситуаций

знать букву, уметь охарактеризовать звук, делать звуковой анализ

Р - принимать и сохранять учебную задачу

учебное занятие

CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте», раздаточный материал к составлению звуковых схем слов

ИКТ

29-30

Знакомство с особенностями буквы ъ.

2

моделировать звуковой состав слов, участвовать в учебном диалоге

организация работы  с  моделью  как  средством  организации  действия  со  словом

знать функции твёрдого знака

П -  структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания

игра

карточки для организации индивидуальной работы


  1. Система  контроля и оценки планируемых результатов по предмету

Система контроля и оценки разработаны на основе требований к результатам (предметным, метапредметным, личностным) с учётом авторской программы Ефросининой Л. А., Омороковой М. И «Литературное чтение», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5». В 1 классе обучение ведётся без отметок

Проводится проверка техника чтения и понимания прочитанного (в конце учебного года). В 1-м классе проверяются овладение слого аналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста

Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта

Возможно участие в диагностических процедурах в рамках внешней экспертизы. Результаты фиксируются в Портфолио обучающихся в листах достижений.

Контролю подлежат планируемые результаты литературного чтения (предметные, метапредметные, личностные). С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Литературное чтение» предлагаются следующие процедуры:

Объект

Процедуры оценки

Личностные результаты

Сформированность личностных УУД.

Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации.

Метапредметные результаты

Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио).

Неперсонифицированная оценка.

Предметные результаты

Сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание)

Неперсонифицированные процедуры.

Формы и методы контроля и учёта достижений обучающихся по литературному чтению (с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности):

Обязательные формы и методы контроля

Итоговая

(четверть, годовая аттестация)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

-устный опрос

-письменная работа

-тестовые задания

-диагностическая работа

-анализ динамики текущей успеваемости

-участие в выставках, конкурсах,

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- портфолио

-анализ психолого-педагогических исследований

  1. Описание материально – технического  обеспечения образовательного процесса

Содержательные линии

Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Уровень утверждения; издательство, год издания

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

(УМК, рабочие программы)

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1класса

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

Методические пособия 1 класс.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Издательский центр «Вентана-Граф», год издания 2015.

Издательский центр «Вентана-Граф», год издания 2015.

К

Д

           Д

Д

Печатные пособия (таблицы, словари, наборы картинок, счетный материал, карты, плакаты, репродукции картин и т.д.)

Толковые словари.

Портреты писателей.

Издательский центр «Айрис Пресс», год издания 2014.

Издательский центр «Айрис Дидактика», год издания 2015.

Ф

Д

Технические средства обучения (классная доска, телевизор, видеомагнитофон, аудиоцентр, диапроектор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер, фотокамера, видеокамера и т.д.)

Классная доска.

Компьютер.

Сканер.

Принтер

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия(аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы и т.д.)

авторские презентации PowerPoint;

учебные фильмы и программы;

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info

Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru

  1. Самостоятельно разработанные презентации
  2. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А. Ефросинина)

Д

Д

Д

Оборудование класса

Стол учительский.

Тумба.

Ученические столы   со стульями.

Д

Д

К

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...