Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальным нарушением. Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_2_klass_in.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Разделы программы
№ п/п | Наименование раздела рабочей программы | Стр. |
Содержание рабочей программы | 2 | |
Паспорт рабочей программы | 3 | |
Пояснительная записка | 4-9 | |
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе | 10-14 |
3. Паспорт рабочей программы
Тип программы | ФГОС с ОВЗ для обучающихся умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Программа составлена на основе курса «Ручной труд» для учащихся школ с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальным нарушением. |
Категория обучающихся | Обучающиеся 2 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по ФГОС для детей с ОВЗ умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) |
Нормативный срок освоения программы учебного курса | 1 учебный год |
Объём учебной нагрузки в неделю | 2 академических часа в неделю и 0,5 часа в неделю для индивидуального обучения на дому |
Объём учебной нагрузки в год | 68 часов в год и 17 часа в неделю для индивидуального обучения на дому |
Форма организации учебной деятельности | Классно-урочная/индивидуальное обучение на дому |
4.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальным нарушением. Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения
Учебник, использующийся для обучения: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.
Освоение учебного материала в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной / 0,5 академических часа в неделю (1 урок по 0,5 часа), общей трудоёмкостью учебного материала 17 академических часа в год на индивидуальном обучении на дому.
Изучение занимательного труда в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
для учителя: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.
для учащихся: Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.
Основное содержание курса «Ручной труд» 2 класса
Работа с пластилином
- Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.
- Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой,
- кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
- Лепка по образцу стилизованных фигур птиц.
- Лепка по образцу стилизованных фигур животных.
- Самостоятельная лепка с натуры игрушек.
- Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
- Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.
- Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Работа с бумагой
- Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной
- конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
- Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников,
- кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
- Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.
- Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
- Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
- Применение и назначение картона.
- Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Работа с нитками и текстильным материалом
- Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
- Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков
- нитей, шпагата, тесьмы.
- Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх
- вниз). Завязывание узелка.
- Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата,
- тонкой веревки, сутажа.
- Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются
- (повторение).
- Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание
- закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
- Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся
- выполняют вышивку сметочными стежками.
- Виды отдельных ручных стежков: сметочный и
- «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
- Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала
- выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Работа с природным материалом
- Экскурсия в природу с целью сбора материала.
- Изготовление по образцу птички из желудей палочек, крылаток ясеня и проволоки.
- Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
- бумажных, поролоновых или кожаных деталей.
- Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы,
- коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
- Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Тематическое планирование курса ручного труда
2 класса
№ п/п | Изучаемые разделы | Количество уроков |
1 | Работа с пластилином | 14/7 |
2 | Работа с бумагой | 27/12 |
3 | Работа с нитками и текстильным материалом | 15/6 |
4 | Работа с природным материалом | 12/9 |
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса «Ручной труд» 2 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения ручной труд во 2 классе учащиеся должны уметь:
- выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия;
- сравнивать образца изделия с натуральным объектом;
- выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления;
- отвечать на вопросы учителя полными предложениями;
- оценивать своё изделие (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
- ориентироваться в пространстве при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя;
- показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;
- разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.
- правильно располагать лист бумаги, подставку, материалы для работы на рабочей плоскости.
- анализировать формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя:
- показывать и называть основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг),
- узнавать и называть формы объемных предметов.
Учебно-методические средства обучения
1. ФГОС начального общего образования
2. Примерная программа начального общего образования.
3. Технология. Ручной труд 2 класс / Автор. – Кузнецова Л.А. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 110 стр.)
Интернет-ресурсы:
1. http://минобрнауки.рф/
Календарно-тематическое планирование по ручному труду 2 класса для детей с ОВЗ нарушение интеллекта классно-урочная форма обучения
№ Урока п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение пройденного в 1 класса. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. | |||
Работа с глиной и пластилином. Глина – строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда. | |||
Лепка из пластилина геометрической фигуры «брус». Складывание из вылепленных деталей (брусков) «ворота». | |||
Складывание из вылепленных деталей (брусков) «ворота).Лепка изделия. | |||
Лепка изделия. Имеющего прямоугольную форму. «молоток». | |||
Аппликация из пластилина «осенний лист». | |||
Работа с природным материалом. Что делают из природного материалов. | |||
Расширение знаний о растительном мире Изготовление игрушек из желудей. «Зайчик». | |||
Изготовление игрушек из желудей «Поросенок». | |||
Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление изделий из скорлупы орехов «Кораблик» | |||
Изготовление изделий из скорлупы орехов «Черепаха». | |||
Работа с бумагой и картоном. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. «Подставка для кисти». | |||
Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью». | |||
Аппликация из мятой бумаги «Ветка рябины» | |||
Приемы складывания бумаги: квадрата, прямоугольника. | |||
Складывание фигурок из бумаги «Цветок». | |||
Складывание фигурок из бумаги «Маска собачки». | |||
Работа с картоном. Познавательные сведения о картоне. Как работать с шаблоном. Инструменты и материалы. Правила работы с ножницами. | |||
Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам: квадрат, треугольник, круг. Изготовление пакета с аппликацией из геометрических фигур. | |||
Изготовление пакета с аппликацией из геометрических фигур. | |||
Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разгибание). | |||
Работа с нитками. Свойства ниток. Связывание ниток в пучок. «Ягоды» | |||
Работа с текстильным материалом. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | |||
Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина цилиндрической формы «Кружка» | |||
Лепка из пластилина конической формы «Чашка». | |||
Лепка из пластилина конической формы «Чашка из пластилиновых жгутиков». | |||
Работа с природным материалом. Свойства листьев. Аппликация из засушенных листьев. | |||
Рамка для фотографии, украшенной из засушенных листьев. | |||
Работа с бумагой и картоном. Разметка по шаблонам сложной конфигурации «Машинка». | |||
Аппликация из обрывной бумаги. | |||
Изготовление плоских елочных игрушек. | |||
Работа с нитками Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | |||
Работа с глиной и пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара «Чайник». | |||
Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос). | |||
Изготовление бумажного шара из кругов. | |||
Работа с нитками. Сматывание ниток в клубок «Шарики из ниток разной величины». | |||
Работа с пластилином. Лепка фигурки «Медвежонок» из отдельных частей. | |||
Лепка из целого куска пластилина «Утка». | |||
Работа с природным материалом. Работа с шишками. Изготовление фигурки человечка. | |||
Изготовление изделий из шишек. | |||
Работа с бумагой и картоном. Работа с линейкой. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги по линейке. | |||
Аппликация, состоящая из геометрических фигур. | |||
Работа с тканью. Познавательные сведения о ткани. Свойства ткани. Разновидности тканей. | |||
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Техника безопасности. Аппликация из ткани | |||
Аппликация из ткани. | |||
Работа с бумагой. Познавательные сведения об открытках. Симметричное вырезание деталей, сложенных вдвое. | |||
Изготовление открытки к 8 Марта | |||
Изготовление открытки к 8 Марта | |||
Работа с природным материалом. Композиция из листьев и семян. Коллективная работа. | |||
Композиция из листьев и семян. Коллективная работа. | |||
Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок». «Лиса» | |||
Изготовление «Ель». «Пень». Сборка композиции. | |||
Работа с бумагой. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. | |||
Работа с бумагой. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. | |||
Что надо знать о дорожных знаках. Изготовление модели дорожных знаков. | |||
Что надо знать о дорожных знаках. Изготовление модели дорожных знаков. | |||
Вышивка «Изонить». Приемы вышивания. Техника безопасности. | |||
Вышивание стежком «вперед иголку» | |||
Вышивание стежком «вперед иголку» «Закладка» | |||
Вышивание стежком «вперед иголку» «Закладка» | |||
Техника выполнения углов. | |||
Вышивка из углов «Ваза» | |||
Вышивка из углов «Зонтик» | |||
Лепка из пластилина «Подводный мир». Коллективная работа | |||
Лепка из пластилина «Алфавит» | |||
Аппликация из обрывной бумаги. | |||
Аппликация из обрывной бумаги. | |||
Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование по ручному труду 2 класса для детей с ОВЗ нарушение интеллекта
индивидуальное обучение на дому
№ Урока п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Работа с пластилином. Лепка на плоскости геометрических тел куб, круг. Гигиена рабочего места. | |||
Лепка дидактического материала : высокий - низкий (брусок). | |||
Лепка по образцу или с натуры игрушек: кубик, автобус, мяч. В конце занятия можно обыграть «Правила дорожного движения». | |||
Лепка по образцу или с натуры игрушек: кубик, автобус, мяч. В конце занятия можно обыграть «Правила дорожного движения». | |||
Изготовление птички из желудей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований | |||
Изготовление по образцу зайца, щенка. | |||
Аппликация из природного материала: домик, деревья, птицы, зайчики из листьев разных пород деревьев. | |||
Изготовление по образцу рыбки. | |||
Работа с бумагой. Техника безопасности работы с ножницами. Изготовление пакета и его украшения. | |||
Работа с бумагой. Изготовление пакета и его украшения. | |||
Изготовление счетного материала из цветного картона с использованием шаблона. | |||
Резанье ножницами прямых и кривых линий. | |||
Вырезание цветных полосок и склеивание их в новогоднюю гирлянду. | |||
Изготовление новогодней аппликации. | |||
Работа с текстилем. Изготовление ягод из ниток. | |||
Работа с текстилем. Изготовление ягод из ниток. | |||
Плетение косичек из разноцветных шнурочков. | |||
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | |||
Изготовление стилизованных фигурок: мальчика, девочку из связанных пучков нитей и шпагата. | |||
Изготовление стилизованных игрушек. | |||
Работа с пластилином. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерко, цветочный горшок. | |||
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды вформе шара, цилиндра, конуса. | |||
Заготовка натурального прикладного материала. | |||
Составление композиций по образцу и представлению из засушенных листьев, мха, травы, зерен, косточек хурмы | |||
Продолжение работы над композицией. | |||
Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки. Разметка картона. | |||
Резанье бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. | |||
Изготовление из картона различных стилизованных изображений: грибов, птиц, игрушек.(для счетного материала). | |||
Изготовление из картона различных стилизованных изображений. | |||
Изготовление фруктов, овощей. | |||
Изготовление рыб и птиц. | |||
Работа с пластилином, глиной. Лепка стилизованных фигур птиц: цыпленка, утенка, утки. | |||
Самостоятельная лепка по образцу стилизованных фигур животных: белка, лисичка. | |||
Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» 2 (вариант 8.3)
Данная рабочая программа разработана для инивидуального обучения с РАС (расстройством аутического спектра) легкая форма УО (вариант 8.3)...
Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...
Рабочая программа учебного предмета "Ручной труд"
Календарно-тематическое планирование по ручному труду 1-2 классы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)
Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...