Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl.russkiy.docx493.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

педагога

первой квалификационной категории

Якушевой Елены Владимировны

Русский язык

2 класс

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной  основной  образовательной  программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

Программа  составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2008. Учебник: Русский язык: учебн. для 2 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/В.В. Воронкова.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 127 с

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «Русский язык» включен в обязательную предметную область «Язык и речевая практика».

Программа составлена на основе программы учебного курса «Русский язык» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения русскому языку в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Русский язык» (2 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоновона 2016-2017 учебный год;

- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2016-2017 учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать стремление  применять лингвистические знания в повседневной жизни.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по русскому языку решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • Умение выражать свои чувства.

Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ   (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный,  преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.

На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится – 102 часа.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Раздел программы

Содержание работы

Звуки и буквы

Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним  звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и,е, ю.я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикуляторно сходные (р-л), свистящие и щипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол – столы; рама – рамы);

различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки);

- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стака – кружка, кушетка – диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушки, одежда, обувь).

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;

- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается);

- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогам как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

- заканчивание начатого предложения;

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

- выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.


Связная письменная

Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок.

Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём орфографического проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

Выписывание слов, начинающихся с определённой буквы, определённого слога и т.д.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов – подписей под предметными картинками и их запись; составление и запись предложений из трёх-четырёх данных вразбивку слов.

Запись коротких предложений, оставленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и календарём природы.

Устная речь

Составление простых распространённых предложений по вопросам на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

Тематическое планирование

по русскому языку  во 2 классе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1-3

Звуки и буквы.

3

4-5

Выделение звуков и букв в словах.

2

6-8

Деление слов на слоги.

3

9-12

Установление количества и последовательности звуков и букв в слове.

4

13

Парные согласные звуки и буквы (общее представление).

1

14-16

Звонкие и глухие  согласные.

3

17-18

Написание слов с шипящими согласными. Сочетания ЖИ, ШИ.

2

19-22

Написание слов с сочетаниями ЧА, ЩА.

4

23-26

Написание слов с сочетаниями ЧУ,ЩУ.

4

27-31

Обозначение гласных звуков на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

5

32-34

Ударение.

3

35-39

Письмо по памяти слов с буквами е, ё, ю, я в начале слова и слога.

5

40-42

Твёрдые согласные звуки и буквы.

3

43-45

Мягкие согласные звуки и буквы.

3

46-48

Мягкий знак в конце слова.

3

49

Контрольное списывание.

1

50

Работа над ошибками.

1

51-53

Слова, обозначающие предметы.

3

54-56

Слова, отвечающие на вопрос Что это?

3

57-59

Слова, отвечающие на вопрос Кто это?

3

60

Проверочная работа по теме «Слова, отвечающие на вопросы  Кто? Что?

1

61

Работа над ошибками.

1

62-64

Заглавная буква в именах и фамилиях людей.

3

65-67

Заглавная буква в кличках животных.

3

68-69

Правописание имён собственных. Закрепление.

2

70

Диктант по теме «Правописание имён собственных».

1

71

Работа над ошибками.

1

72-75

Употребление предлогов в, из, на, у, с со словами, обозначающими предметы.

4

76-77

Упражнение в написании слов с предлогами.

2

78

Словарные слова на тему «Овощи».

1

79

Словарные слова на тему «Животные».

1

80-81

Составление связного текста по последовательно поставленным вопросам.

2

82

Составление  и запись ответов на вопросы по картинке с помощью опорных слов.

1

83-84

Составление и запись предложений.

2

85

Работа с деформированным текстом.

1

86

Контрольное списывание.

1

87

Работа над ошибками.

1

88-89

Предложение как единица речи.

2

90-91

Точка в конце предложения.

2

92-93

Заглавная буква в начале предложения.

2

94-95

Закрепление  изученного материала по теме «Предложение».

2

96-100

Повторение изученного материала.

5

101

Контрольный диктант (итоговый).

1

102

Работа над ошибками. Закрепление.

1

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...