Рабочая программа по курсу ручного труда
рабочая программа (3 класс)

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_3_klass.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу ручного труда

для 3 класса

на 2023-2024 учебный год.

Учитель: Гапонова Елена Михайловна, высшая категория

Количество часов всего__68_ в неделю 2

Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

УМК: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных)образ. Учрежд. VIII вида.-2 – е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», #1089;.

с.Ижморка-2-я 2022 год

Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

1) способность обращаться за помощью;

2) представление об этнических традициях и культурном достоянии своего края;

3) использование этических норм взаимоотношений с людьми;

4) уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

5) способность самостоятельно применять полученные академические компетенции в различных жизненных ситуациях;

6) способность самостоятельно включаться в общеполезную социальную деятельность;

7) проявление самостоятельности в использовании социально-бытовыми умениями;

8) участие в проектной деятельности;

9) способность бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;

10) умение работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватновыслушивать чужое мнение;

11) адекватно оценивает свою работу и работудругих;

12) способность адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

минимальный

достаточный

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
  • знание видов трудовых работ;
  • знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
  • пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
  • составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
  • выполнение несложного ремонта одежды.
  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремесел;
  • нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Содержание учебного предмета

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки;проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Виды, формы

Содержание воспитательного потенциала урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Работа с природным материалом.

Работа с бумагой и картоном

Работа с проволокой

Работа с древесиной

Работа с металлическим конструктором

Работа с текстильным материалом

7

8

3

16

20

14

Мозговой штурм

Творческие выставки.

Творческие проекты.

Экологические программы.

Различные техники (аппликация, оригами,плетение), внутриклассные

конкурсы поделок.

Экскурсии.

Просмотр тематических видероликов и мастер-классов.

Экскурсии в мастерскую. Просмотр мастер –классов.

Формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей;

развитие самостоятельного творческого мышления.

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1 четверть. (16ч.)I Работа с природным материалом – 5 ч.

1

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

Сбор природного материала. Раскладывание по коробкам и гербарным сеткам для просушки.

2

3

Изготовление аппликации из засушливых листьев.

2

Выполнение работы по устному описанию.

4

5

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина.

2

Выполнение работы по рисунку.

II Работа с бумагой и картоном – 4 ч.

6

7

Изготовление аппликации из обрывной бумаги.

2

Выполнение изделия по технологической карте.

212

26

8

9

Окантовка картона полосками бумаги.

2

Выполнение изделия по технологической карте.

III Работа с проволокой – 3 ч.

10

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1

Виды трудовой деятельности взрослых, профессия слесарь.

11

Упражнения по выправлению проволоки молотком, сгибание под прямым углом.

1

Выполнение упражнений после объяснения учителя.

12

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки.

1

Выполнение задания по образцу.

VI Работа с древесиной – 6ч.

13

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

Виды трудовой деятельности взрослых, профессия столяр. Назначение применение древесины в народном хозяйстве.

14

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон

1

Выполнение упражнений после объяснения учителя.

15

16

Изготовление по образцу флажков к празднику (палочка, обработанная наждачной бумагой).

2

Планировать работу, давать словесный отчет о выполнении трудового задания в процессе обработки древесины.

2 четверть.(16ч)

17

18

Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки.

2

Выполнение упражнений после объяснения учителя.

V Работа с природным материалом – 2 ч.

19

20

Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов.

2

Выполнение работы по устному описанию.

VI Работа с металлическим конструктором – 15ч.

21

Упражнение в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок.

1

Геометрическая фигура- треугольник, выполнение

сборки по образцу.

22

23

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб, прямоугольника и домика.

2

Повторение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, выполнение сборки по образцу.

24

Сборка лопатки.

1

Выполнение сборки по образцу.

25

Сборка по образцу лесенки.

1

Выполнение сборки по образцу.

26

Сборка по образцу стола.

1

Анализировать образец, состоящий из нескольких деталей , вычленять в образце главное и второстепенное- основные детали и дополнительные.

27

Сборка по образцу стула.

1

Анализировать образец, состоящий из нескольких деталей и узлов, вычленять в образце главное и второстепенное- основные детали и дополнительные.

28

Сборка машины.

1

Анализировать образец, состоящий из нескольких деталей и узлов, вычленять в образце главное и второстепенное- основные детали и дополнительные.

С бумагой

29

Изготовление ёлочных игрушек.

1

Повторить приемы симметричного вырезания. Составлять план работы и отчет о ней с частичной помощью учителя.

30

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок.

1

Выполнение работы согласно составленного плана, отчитываться о сделанном.

31

Изготовление карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком).

1

Составлять по операционный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном.

32

Упражнение в разметке бумаги и картона по линейке.

1

Ориентироваться в листе бумаги, называть то или иное пространственное положение

3 четверть (22 ч)

33

Изготовление обложки для проездного билета.

1

Выполнение изделия по инструкции, чередуя с показом.

34

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

1

Выполнения изделия по самостоятельной разметке.

35

Изготовление по образцу папки для тетрадей.

1

Выполнения изделия по самостоятельной разметке.

VIII Работа с текстильным материалом – 9 ч.

36

Ознакомление с косым обмёточным стежком.

1

Выполнение работы по составленному плану.

37

38

Изготовление закладки

2

Выполнение изделия согласно технологической карты.

39

40

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

2

Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

41

42

Изготовление по образцу подушечки – игольницы.

2

Выполнять изделия с помощью предметной карты.

43

44

Изготовление кармашка для счётных палочек.

2

Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

IX Работа с древесиной - 7 ч.

45

Упражнение: вбить гвоздь в древесину, мягкой породы. Извлечь гвоздь и распрямить, ввернуть шуруп.

1

Знакомство с устройством инструментов, гвоздей и шурупами, их частей.

46

Изготовление из полуфабрикатов кукольной мебели – стола.

1

Сборка куба с пластиной.

47

Изготовление стула.

1

Выполнение работы в соответствии с намеченным планом.

48

Изготовление кресла.

1

Выполнение работы в соответствии с намеченным планом.

49

Изготовление кровати

1

Выполнение работы в соответствии с намеченным планом.

50

Самостоятельное изготовление по образцу лопатки.

1

Выполнение работы в соответствии с намеченным планом.

51

Изготовление кораблика.

1

Выполнение работы в соответствии с намеченным планом.

X Работа с бумагой и картоном – 4 ч.

52

Изготовление открытых коробок из тонкого картона.

1

Способы разметки коробки .

53

Изготовление открытых коробок из тонкого картона.

1

Способы разметки коробки

54

Склеивание коробок двумя способами (с помощью клапанов и по стыкам).

1

Склеивание коробки с помощью клапанов.

4 четверть (14 часов)

55

Склеивание коробок двумя способами (с помощью клапанов и по стыкам).

1

Склеивание коробки с помощью клапанов.

XI Работа с текстильным материалом – 5 ч.

56

Составление по образцу простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.

1

Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

57

58

Вышивание рисунка на полотне ручными стежками.

2

Выполнение изделия согласно технологической карты.

59

60

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца.

2

Ориентироваться в задании, составлять план работы, придерживаться плана при выполнении задания.

XII Работа с металлоконструктором – 6 ч.

61

62

Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками.

2

Анализировать образец, вычленять в образце главное и второстепенное- основные детали и дополнительные.

63

64

Самостоятельная сборка дорожного знака.

2

Анализировать образец и технический рисунок, выделять главное в изделии, выполнять работу по плану.

65

Сборка тележки.

1

Самостоятельно анализировать технический рисунок, составлять план сборки изделия и придерживаться его при выполнении практической работы.

66

Сборка изделий по своему выбору.

1

Анализировать образец и технический рисунок, выделять главное и характерное в изделии, выполнять работу по плану.

XIII Работа с древесиной – 2ч.

67

Самостоятельное изготовление по образцу и представлению вагончика.

1

Выполнение сборки по образцу и техническому рисунку.

68

Сборка и изготовление тележки.

1

Выполнение сборки по образцу и техническому рисунку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по занимательному ручному труду и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по занимательному ручно...

рабочая программа по технологии (ручной труд) для 3 класса VIII вида

Данная рабочая программа разработана для 3 класса школы VIII вида. Расчитана на 68 часов, 2 часа в неделю...

. Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ.

.Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс.

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по обучению Ручному труду обучающихся 6 класса по программе 8.2

Представленная методическая разработка может быть полезна педагогам, обучающим детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по «Ручному труду»  предназначена для детей  с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области &laqu...

Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс  Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...