Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)
рабочая программа по зож (3, 4 класс)

Цель программы:

- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;

- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_azbuka_zdorovya_novaya.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

I. Актуальность курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве психических и физических (телесных?) характеристик. Все мы хотим видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то, можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и физически развитым.

Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих развитие личности с учетом индивидуальных психофизических возможностей. Программа «Азбука здоровья» способствует формированию у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни, способствует формированию у ребенка позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы, общения в семье и школе.

Охрана и укрепление здоровья детей, а именно школьников с ограниченными возможностями здоровья, есть актуальная педагогическая задача.

II. Ценностные  ориентиры  содержания курса внеурочной деятельности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.                                                                             

III. Вид рабочей программы

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука здоровья» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями – вариант 9.1).

IV. Образовательная область

Психо – физическое развитие.

V. Место курса в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука здоровья» составлена в соответствии с учебным планом 5-ти дневной учебной недели, рассчитана на реализацию в течение 2-х лет в количестве 136-ти часов (исходя из 34-х учебных недель в году) с ежегодным мониторингом результативности.

VI. Направленность курса

Курс «Азбука здоровья» - программа социальной направленности с обязательным внедрением элементов коррекционно – развивающего, нравственного, спортивно – оздоровительного, общекультурного направлений и предполагает обучение на двух основных уровнях:

1. информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;

2. поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

VII. Цель программы:

- становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;

 - формирование у детей желания быть здоровым и телом и душой, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

VIII. Задачи:

 - формировать представления о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах;

 - формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учетом особенностей участников, условий и обстоятельств;

 - формировать у детей навыки гигиены и безопасности жизни;

 - научить рационально организовывать режим дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

 - познакомить с правилами поведения в обществе;

 - развивать навыки культуры здоровья и здорового образа жизни;

 - формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

 - формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;

 - развивать детскую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;

 - воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;

 - прививать любовь к окружающему миру природы и социальному окружению.

IX.  Роль курса внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья» включает знание правил личной гигиены, ЗОЖ, оказание первой помощи, духовно-нравственной безопасности, навыки поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

Занятия призваны решить серьёзные проблемы обучающихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного поведения. Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков.

X. Коррекционная составляющая учебного курса выражается в:

- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;

-   сохранении эмоционального благополучия.

-   развитие всех психических функций;

-  формирование навыка самоконтроля;

-   воспитание эмоциональной адекватности поведения;

-   воспитание мотивации к обучению и общению;

-   воспитание базовых эмоций личности.

     Программа по курсу «Азбука здоровья» строится по   концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся. Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.

     Программа является модифицированной.

     Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, социологии.

     Формы организации внеурочной деятельности данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

     Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов, средств обучения.

     На уроках по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в школе для обучающихся по адаптированным программам (вариант 9.1) широко применяется метод объяснения. Объяснение проводится при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

     *   объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

     * материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным детям с интеллектуальными нарушениями;

     *   объяснение        сопровождается демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учащихся;

     * во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.

     Рассказ – последовательное изложение содержания учебного материала. На уроках используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Возможны использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.

     Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.

Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства; технические демонстрационные средства.

    Широко используются и такие формы обучения, как работа с дидактическим материалом в игровой форме, решение ситуационных задач, экскурсии, участие в конкурсах, викторинах, интернет-олимпиадах.

     Согласно требованиям образовательных стандартов программа содержит материал, на основе которого формируется способность обучающихся применять знания на практике: поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

     Требования к контролю и оценке знаний определены в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих мероприятий: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, викторины, интернет-олимпиады. Их основная цель – определение уровня развития умения школьников применять полученные знания.

Планируемы результаты освоения курса внеурочной деятельности

1. Личностные результаты

-умение выражать своё отношение к своему здоровью;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- ответственное отношение к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;

- мотивация к дальнейшему изучению своего организма.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень: уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

- правил личной гигиены;

- проезда в общественном транспорте;

- выполнение правил культурного поведения при общении с окружающими людьми.

Достаточный уровень: уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

- правил личной гигиены;

- проезда в общественном транспорте;

- безопасного пользования предметами быта, электроприборами;

- оценивать свой рацион и режим питания в соответствии с требованиями ЗОЖ;

- умение оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, тепловом ударе, обморожениях и т.д.

Личностные БУД:

Освоение     моральных     норм     помощи,     готовности     принять     на     себя ответственность.

Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивные БУД:

Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей.

Умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.

Развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные БУД:

Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность.

Развитие двигательных способностей.

Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Коммуникативные БУД:

Формированию умений планировать общую цель и пути её достижения.

Договариваться в отношении целей и способов действия.

Распределять функции и роли в совместной деятельности.

Конструктивно разрешать конфликты.

Осуществлять взаимный контроль.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

3 КЛАСС

На первом году обучения учащиеся узнают как  заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному  питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх, а также знакомятся  с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; обучаются правилам обращения с огнём;  как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания  первой медицинской помощи.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

                                                           3 класс (68 часов)

Дружи с водой (1ч)  Советы доктора Воды.

Друзья Вода и Мыло(1 ч)

Забота о глазах (1 ч) Глаза – главные помощники человека.

Уход за ушами Чтобы уши слышали.

Уход за зубами (3 ч)  Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами (1 ч)  «Рабочие инструменты» человека.

Забота о коже (3 ч) Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.

Как следует питаться (2 ч)  Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.

Как сделать сон полезным (1 ч)  Сон – лучшее лекарство.

Настроение в школе (1 ч)  Как настроение?

Настроение после школы(1 ч)  Я пришёл из школы.

Поведение в школе (2 ч)  Я – ученик.

Вредные привычки (2 ч)

Мышцы, кости и суставы (2 ч)  Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.

Как закаляться. Обтирание и обливание (1 ч)  Если хочешь быть здоров.

Как правильно вести себя на воде (1 ч)  Правила безопасности на воде.

Игры и упражнения на воде (2ч) Обучение плаванию.

Народные игры (1 ч) «Русская игра «Городки».

Подвижные игры (3ч)

Доктора природы (1 ч) Обобщение.

Почему мы болеем (3ч)  Причины болезни.  Признаки болезни.  Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней (2ч)  Как организм помогает себе сам.   Здоровый образ жизни.

Кто нас лечит (1ч)  Какие врачи нас лечат.

Прививки от болезней (2ч)  Инфекционные болезни. Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах (2)  Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений (2ч)  Отравление лекарствами. Пищевые отравления

Безопасность при любой погоде (2ч)  Если солнечно и жарко.  Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч) Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.

Правила безопасного поведения на воде (1ч)  Вода – наш друг.

Правила общения с огнём (1ч)  Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током (1ч)  Чем опасен электрический ток.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (1ч)  Травмы.

Как защититься от насекомых (1ч) Укусы насекомых.

Предосторожности при обращении с животными (1ч) Что мы знаем про кошек и собак.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом (2ч)

Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях (2ч) Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза.

Первая помощь при травмах (3ч) Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся и порезался.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос (1ч) Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1ч) Укусы змей.

Сегодняшние заботы медицины (5ч) Расти здоровым. Будьте здоровы. Огонёк здоровья. Воспитай себя. Я выбираю движение.

ФОРМЫ РАБОТЫ В 3  КЛАССЕ:

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины

4 КЛАСС

В 4 классе обучающиеся учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила  поведения в общественных местах, а также воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность;  умение преодолевать вредные привычки.  Учатся заботиться о себе и своей семье.

                         СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

4 класс (68 часов)

Чего не надо бояться (1ч)  Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2ч)  Учимся думать. Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду (2ч)  Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаемся родителей (2ч)   Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли уметь сдерживать себя (2ч)   Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч)    Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение).

Как относиться к подаркам (2ч)     Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Как следует относиться к наказаниям (1ч)  Наказание.

Как нужно одеваться (1ч)  Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч)  Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что – то болит (1ч)  Боль.

Как вести себя за столом (2ч)  Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Как вести себя в гостях (1ч)  Ты идёшь в гости.

Как вести себя в общественных местах (2ч)  Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки (2ч)  Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Что делать. Если не хочется в школу (1ч)  Помоги себе сам.

Чем заняться после школы (1ч)  Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей (2ч)  Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям (1ч)    Как доставить родителям радость.

Как помочь больным и беспомощным (2ч)    Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.

Повторение (3ч) Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

Наше здоровье (4ч)  Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

Как помочь сохранить себе здоровье (3ч)  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Что зависит от моего решения (2ч)  Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

Злой волшебник – табак (1ч)  Что мы знаем о курении.

Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Помоги себе сам (1ч)  Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь (3ч)  Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.                           

Злой волшебник – наркотик (2ч)  Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья (2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Повторение (11ч) Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Викторина «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

ФОРМЫ РАБОТЫ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ:

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности

« Азбука  здоровья»  3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата

план

Факт

1 четверть

1.

Дружи с водой.

Советы доктора Вода.

1

Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

.

2.

Друзья Вода и Мыло.

1

Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

3.

Забота о глазах.

Глаза – главные помощники человека.

1

Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению.

4.

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали.

1

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

5.

Уход за зубами.

Почему болят зубы.

1

Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Творческое рисование.

6.

Чтобы зубы были здоровыми.

1

Беседа. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение.

7.

Как сохранить улыбку   красивой.

1

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Памятка «Как сохранить зубы».

8.

Уход за руками и ногами.

«Рабочие инструменты» человека.

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

9.

Забота о коже.

Зачем человеку кожа.

1

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».  Правила  ухода за кожей.

10.

Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Работа по таблице «Строение кожи».  Тест.

11.

Если кожа повреждена.

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

12.

Как следует питаться.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

13.

Здоровая  пища для всей семье.

1

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

14.

Как сделать сон полезным.

Сон - лучшее лекарство.

1

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

15.

Настроение в школе.

Как настроение?

1

Встреча с доктором Уважение. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

16.

Настроение после школы.

Я пришёл из школы.

1

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Итого:

16

2 четверть

17.

Поведение в школе.

Я – ученик.

1

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила».

18.

Я – ученик.

1

Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

19.

Вредные привычки.

1

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации.

20.

Вредные привычки.

1

Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

21.

Мышцы, кости и суставы.

Скелет - наша опора.

1

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

22.

Осанка - стройная спина.

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

23.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Если хочешь быть здоров.

1

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

24.

Как  правильно вести себя на воде.

Правила безопасности на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

25-26.

Игры и упражнения на воде.

Обучение плаванию

2

Рассказ учителя. Повторение и закрепление правил поведения на воде. Игра «Можно-нельзя». Имитация движений пловца.

27.

Народные игры .

Русская игра «Городки»

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами игры «Городки». Заучивание основных фигур.

28-30.

Подвижные игры.

3

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

31.

Доктора природы (обобщение)

1

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Итого:

15

3 четверть

32.

Почему мы болеем?

Причины болезни.

1

Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

33.

Признаки болезни.

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

34.

Как здоровье?

1

Соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

35.

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает  себе сам.

1

Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

36.

Здоровый образ жизни.

1

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

37.

Кто нас лечит.

Какие врачи нас лечат.

1

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

38.

Прививки от болезней.

Инфекционные болезни.

1

Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

39.

Прививки от болезней.

1

Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

40.

Что нужно знать о лекарствах.

Какие лекарства мы выбираем.

1

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова

41.

Домашняя аптечка.

1

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

42.

Как избежать отравлений.

Отравление лекарствами.

1

Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

43.

Пищевые отравления.

1

Повторение признаков лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Составление памятки "Первая помощь при отравлениях".

44.

Безопасность при любой погоде.

Если солнечно и жарко.

1

Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

45.

Если на улице дождь или гроза.

1

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

46.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Опасность в нашем доме.

1

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

47.

Как вести себя на улице.

1

Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

48.

Правила поведения на воде.

Вода наш друг.

1

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

49.

Правила обращения с огнём.

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

50.

Как уберечься от поражения электрическим током.

Чем опасен электрический ток.

1

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

51.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Травмы.

1

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

Итого:

22

4 четверть

52.

Как защититься от насекомых.

Укусы насекомых.

1

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов

53.

Предосторожности при обращении  с животными.

Что мы знаем про собак и кошек.

1

Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

54.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Отравление ядовитыми веществами.

1

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях

55.

Отравление угарным газом.

1

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

56.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Как помочь себе при тепловом ударе.

1

Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

57.

Как уберечься от мороза.

1

Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

58.

Первая помощь при травмах.

Растяжение связок и вывих костей.

1

Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

59.

Переломы.

1

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах

60.

Если ты ушибся или порезался.

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

61.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

1

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

62.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Укусы змей.

1

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

63.

Сегодняшние заботы медицины.

Расти здоровым.

1

Беседа о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

64.

Будьте здоровы.

1

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

65.

Огонёк здоровья.

1

Викторина «Знатоки здоровья»

66.

Воспитай себя.

1

Повторение основных правил здорового образа жизни. Инсценировка различных чрезвычайных ситуаций и обсуждение действий в данной ситуации.

67-68.

Я выбираю движение.

2

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

                                               Итого:

16

                                               Всего:

68

4 КЛАСС

  В 4 классе обучающиеся учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила  поведения в общественных местах, а также воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность;  умение преодолевать вредные привычки.  Учатся заботиться о себе и своей семье.

                         СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

                                                         

                                                            4 класс (68 часов)                                                         

Чего не надо бояться(1ч)  Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)  Учимся думать. Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду(2ч)  Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаемся родителей(2ч)   Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)   Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)    Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение).

Как относиться к подаркам(2ч)     Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Как следует относиться к наказаниям(1ч)  Наказание.

Как нужно одеваться(1ч)  Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)  Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что – то болит(1ч)  Боль.

Как вести себя за столом(2ч)  Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Как вести себя в гостях(1ч)  Ты идёшь в гости.

Как вести себя в общественных местах(2ч)  Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)  Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Что делать. Если не хочется в школу(1ч)  Помоги себе сам.

Чем заняться после школы(1ч)  Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей(2ч)  Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям(1ч)    Как доставить родителям радость.

Как помочь больным и беспомощным(2ч)    Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.

Повторение(3ч) Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.                                                                                                           

Наше здоровье(4ч)  Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

Как помочь сохранить себе здоровье(3ч)  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Что зависит от моего решения(2ч)  Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

Злой волшебник – табак(1ч)  Что мы знаем о курении.

Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Помоги себе сам(1ч)  Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь(3ч)  Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.                                                                                                                                         

Злой волшебник – наркотик(2ч)  Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья(2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Повторение(11ч)Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Викторина «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

ФОРМЫ РАБОТЫ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ:

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности

« Азбука  здоровья»  4 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата

план

факт

1 четверть

1.

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

Беседа по теме«Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

.

2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся думать.

1

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

3.

Спеши делать добро.

1

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

4.

Почему мы говорим неправду.

Поможет ли нам обман.

1

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

5.

Неправда, ложь в пословицах и поговорках

1

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

6.

Почему мы не слушаем родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе.

7.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».

8.

Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы.

1

Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

9.

Как воспитывать в себе сдержанность.

1

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

10.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим».

11.

Как отучить себя от вредных привычек.

1

Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

12.

Как относиться к подаркам.

Я принимаю подарок.

1

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение».  Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

13.

Я дарю подарки.

1

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э.Успенского «У нашей мамы праздник» и  стихотворении Г. Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ».  Составление памятки «Это полезно знать!».

14.

Как следует относиться к наказаниям.

Наказание.

1

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э. Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.

15.

Как нужно одеваться.

Одежда.

1

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П. Чехова.

16.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

1

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Итого:

16

2 четверть

17.

Как вести себя, когда что-то болит.

Боль.

1

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

18.

Как вести себя за столом.

Сервировка стола.

1

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».

19.

Правила поведения за столом.

1

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…»

20.

Как вести себя в гостях.

Ты идёшь в гости.

1

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

21.

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице.

1

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный  ответ».

22.

Как вести себя в театре, кино, школе.

1

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».

23.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Умеем ли мы вежливо общаться.

1

Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.

24.

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

25.

Что делать, если не хочется в школу.

Помоги себе сам.

1

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

26.

Чем заняться после школы.

Умей организовать свой досуг.

1

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

27.

Как выбрать друзей.

Что такое дружба.

1

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

28.

Кто может считаться настоящим другом.

1

Беседа по теме. Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

29.

Как помочь родителям.

Как доставить родителям радость.

1

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».

30.

Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

31.

Спешите делать добро.

1

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

32.

Повторение.

Огонёк здоровья.

1

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.

Итого:

16

3 четверть

33.

Путешествие в страну здоровья.

1

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

34.

Культура здорового образа жизни.

1

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

35.

Наше здоровье.

Что такое здоровье.

1

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

36.

Что такое эмоции.

1

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

37.

Чувства и поступки.

1

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

38.

Стресс.

1

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

39.

Как помочь сохранить здоровье.

Учимся думать и действовать.

1

Повторение. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

40.

Учимся находить причину и последствия событий.

1

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

41.

Умей выбирать.

1

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

42.

Что зависит от моего решения.

Принимаю решение.

1

Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

43.

Я отвечаю за своё решение.

1

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

44.

Злой волшебник – табак.

Что мы знаем о курении.

1

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

45.

Почему некоторые привычки называются вредными.

Зависимость.

1

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

46.

Умей сказать «нет»

1

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

47.

Как сказать «нет»

1

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

48.

Почему вредной привычке ты скажешь «нет».

1

Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

49.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

50.

Помоги себе сам.

Волевое поведение.

1

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

51.

Злой волшебник - алкоголь.

Алкоголь.

1

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

52.

Алкоголь – ошибка.

1

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Итого:

22

4 четверть

53.

Алкоголь – сделай выбор.

1

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

54.

Злой волшебник – наркотик.

Наркотик.

1

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

55.

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

1

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.

56.

Мы – одна семья.

Мальчишки и девчонки.

1

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

57.

Моя семья.

1

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

58.

Дружба.

1

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

59.

День здоровья.

1

Открытие праздника. Игры и соревнования.

60.

Умеем ли мы правильно питаться.

1

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

61.

Я выбираю кашу.

1

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

62.

Чистота и здоровье.

1

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

63.

Откуда берутся грязнули.

(игра – путешествие)

1

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

64.

Чистота и порядок.

1

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

65.

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений

66.

Наше здоровье.

1

Викторина «Знатоки здоровья»

67.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

1

Повторение основных правил здорового образа жизни.

68.

Будьте здоровы!

1

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Итого:

16

Всего:

68

Материально-техническое обеспечение

Наименование

Примечание

Библиотечный фонд

УМК (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

+

Научно-популярные, художественные книги для чтения

+

Детская справочная литература

+

Методические пособия для учителя

+

Печатные пособия

Плакаты по основным темам предмета «Азбука здоровья»

+

Иллюстрационные материалы (альбомы, комплекты открыток, картинок, иллюстраций и др.)

+

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

+

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

+

Телевизор

+

Персональный компьютер

+

Мультимедийный проектор

+

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по теме занятий

+

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

+

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модель тела человека, аптечка первой помощи

+

Муляжи овощей, фруктов, грибов

+

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Азбука здоровья» (лото, игры-путешествия и др.)

+

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: человек, правила личной гигиены, моя семья и др.)

+

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

+

Список литературы

  1. 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1 – 4 классы. – 2 изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 288 с. –  ( мастерская учителя).
  2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

 3. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «135 уроков здоровья или школа докторов природы» М.: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обу...

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ин...

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Ручной труд» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с инт...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Речевая практика разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...