Технологическая карта занятия по теме "Упражнения для развития дикции"
методическая разработка

Вершинина Людмила Сергеевна

Технологическая карта занятия по теме "Упражнения для развития дикции". Театр-студия "Премьера", МКУ ДО ДТ "Островок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия

 театр-студия «Премьера»

Руководитель: Вершинина Людмила Сергеевна

Дата проведения: 20.11.2018 год

Время проведения: 1600  (длительность занятия 40 минут)

Тема: «Упражнения на развитие дикции»

Цель: создать условия для развития дикционных навыков воспитанников в разных темпах и при различных нюансах

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с понятием «дикция»;

-расширить знания об особенностях работы артикуляционного аппарата.

Развивающие:

-укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);

-способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).

Воспитательные:

-формировать интерес к театральному творчеству;

-способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.

МЕСТО УРОКА  В УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ  ПЛАНИРОВАНИИ: культура и техника речи

Возраст воспитанников:7-11 лет.

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;

практические – упражнения, практические задания

Формы организации занятия: коллективная                                       

Материально – техническое оснащение: -

Ход занятия:

N п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Время

1

Мотивационно-организационный

Приветствует воспитанников. Предлагает занять места на сцене. Ведет краткую беседу с учащимися об  их эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает воспитанников на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией

Отвечают на приветствие. Занимают свои места.  Слушают. Отвечают на вопросы

2 мин.

2

Введение в тему 

Постановка учебной задачи

Создаёт условия для успешного формулирования обучающимися темы и цели занятия через проблему.

- я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте сказать, о чем оно и повторить его.

Читает стих - е (без участия языка):

- Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

- Удалось ли вам понять, о чем это стихотворение и повторить его за мной? Объясните, почему не получилось?

Попробуйте сформулировать тему занятия.

- Попробуйте сформулировать определение понятия «Дикция»,

Сформулируйте цель занятия.

Какие шаги будем предпринимать, что бы достичь цели?

Слушают педагога, пытаются выполнить задание

Слушают. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение

Формулируют тему занятия

Формулируют определения: дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

Формулируют цель: развивать  дикцию с помощью специальных упражнений

Планируют деятельность по достижению цели (выполнять спец зарядку для арт аппарата, учится четко говорить с помощью скороговорок)

5 мин

3

Актуализация знаний

Организует подводящий и побуждающий диалог для актуализации и применения нового материала.

- Как вы думаете, важна ли эта тема для изучения? Почему?

- Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата артиста (щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, голосовые связки, гортань.).

- Все эти органы участвуют в формировании звука?

- Попробуйте напрячь мышцы шеи и сказать «Здравствуйте, уважаемая публика!».

-Получается у вас говорить выразительно, звонко и чисто?

- Да, звук жёсткий, фальшивый, напряжённый.  Вывод?

- Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы».

Получилось? Нет, ничего не понятно. А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ.

-И снова не понятно. Значит, какой можно сделать вывод?

Активность и работы артикуляционных органов определяют качество дикции. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

Выполняют задания, делают выводы

 

5 мин

4

Применение знаний и способов действии

Артикуляционная зарядка

Упражнения на развитие дикции

  1. Развитие эмоционально-образной сферы

- Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля, что бы была хорошая дикция, артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Проводит артикуляционную гимнастику:

(Упражнение для губ и языка).

- Выпрямите спину, расправьте плечи, расслабьте мышцы шеи. Начали!

1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».

2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.

 Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».

4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.

5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.

6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.

Физ.минутка (танцевальная)

Какие звуки в речи должны быть слышны хорошо? (согласные)

Сейчас отрабатываем  правильное произношение согласных букв и  «Р», «Ш», «Щ»,  наращивая темп произношения (сначала на распев)

  1. Король - орёл; Орёл – король;

 (раздает скороговорки со звуком [р])

В недрах тундры,

Выдры в гетрах,

Тырят в вёдра,

Ядра кедров!

Выдрав с выдры,

В тундре гетры,

Вытру выдрой ядра кедров,

Вытру гетрой выдре морду,

Ядра в вёдра,

Выдру в тундру!

Скороговорки на букву «Ш»

На опушке в избушке,

Живут старушки-болтушки.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорка на букву «Щ»

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

 - Теперь представьте, что вы участвуете в спектакли и у каждого своя роль. Вы должны произнести скороговорку с учетом роли и соответствующей интонации в голосе.

1. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

2. Карл у Клары, Украл кораллы. Клара у Карла, Украла кларнет.

3. В шалаше шуршит шелками,

Жёлтый дервиш из Алжира

 И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира

4.Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра ведро перевернула.

5. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!

6. Дед Щукарь, прищурив глаз,

Щуку щами кормит час

Слушают

Выполняют задания

Выполняют зарядку

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

Выполняют задания:  дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)

Выполняют задания:  дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)

30 мин

5

Закрепление знаний

Организует деятельность по закреплению новых знаний воспитанников

Давайте вспомним, что такое дикция?

Для чего она нужна?

Что входит в состав артикуляционного аппарата?

Что нужно делать, что бы иметь хорошую дикцию

(артик. Гимнастику, учить скороговорки)

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

2 мин

6

Итоговый (рефлексия)

Организует рефлексивную деятельность воспитанников

- Понравилось вам занятие?

И мне понравилось,  особенно то, как вы работали, отвечали на вопросы.

- Давайте поблагодарим себя за работу. Похлопаем в ладоши. Как вы будете хлопать громко или тихо?

 - Почему?

- А теперь похлопайте каждый себе.

- Похлопайте друг другу.

- Вы громко хлопаете, значит, вы работали хорошо!

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, взаимооценку

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе общеобразовательной школы по общедидактической теме "Зима"....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта занятия на тему «Карта англо-говорящих стран»

Данная разработка составлена для обучающихся 3-х классов по теме "Англо-говорящие страны"...

Технологическая карта занятия педагога-психолога для младших школьников с ЗПР по развитию эмоционального интеллекта.

Технологическая карта занятия, которое направлено на расширение знаний об эмоциях, о способах контроля эмоциональных состояний умладших школьников с задержкой психического развития. «Улыбнё...

Технологическая карта занятия «Музыкально-игровые технологии в развитии музыкально-двигательных навыков юных гимнасток».

Художественная гимнастика является одним из самых ранневозрастных видов спорта. На этап спортивно-оздоровительной тренировки принимают детей уже с 4- летнего возраста. Маленькие гимнастки легче и быст...