Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
учебно-методическое пособие (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
УТВЕРЖДАЮ Директор школы
___________О.И. Реймер от___________ 201_ года
Индивидуальная программа
психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
Ноженко Артёма Сергеевича
Срок реализации 2017-2018
Ответственный за реализацию программы:
Князева Ольга Владимировна
Пояснительная записка
I. Данные о ребенке:
Ф.И.О. ребенка Ноженко Артём Сергеевич
Дата рождения 15.01.2008
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края. 3 г класс.
Домашний адрес: Алтайский край Благовещенский район посёлок Благовещенка пер. Чапаевский д. 71, кв.11
II. Клинический диагноз: врождённая расщелина мягкого и твёрдого нёба.
III. Социальный статус семьи: полная, неполная, многодетная, одинокая мать, вдовец/вдова, обеспеченная, опекунская, родители в разводе, семья вынужденных переселенцев, семья беженцев, семья с родителем (ребенком) -инвалидом. Полная семья.
IV. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка:
Семья состоит из 4 человек: мама, Ноженко Татьяна Николаевна, домохозяйка, папа Ноженко Сергей Васильевич, временно не работает . В семье двое сыновей. Жилищные условия и материальные условия удовлетворительные.
В школу Артём пошёл в сентябре 2015 года. С первых же дней мальчик показал себя воспитанным и подготовленным к школе ребёнком: знал все буквы, владел слоговым чтением, мог составить связное предложение по сюжетной картинке и дать полный ответ на вопрос учителя (словарный запас обширный), а также знал счёт 1-10 в прямом и обратном порядке.
По математике умеет выполнять действия с числами в пределах 20 без перехода через разряд, решать простые и составные задачи, распознавать углы, чертить отрезки, называть и обозначать единицы измерения и т. д. По рисованию и ручному труду программу усваивает, грубых нарушений в мелкой моторике нет. Процесс обучения имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Например, урок математики: на устном счёте проводится игра на развитие внимания, памяти, подбираются задания, способствующие развитию логического мышления, используются приемы для развития связной устной речи и других познавательных процессов.
На уроках привлечь внимание ребенка можно без особого труда, если материал занимательный. В этом случае внимание его не рассеивается. Если спросить мальчика в тот момент, когда он отвлекается, он дает полный и правильный ответ, у него преобладает произвольное внимание. Оно устойчивое, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Артём легко воспринимает целостный предмет, редко затрудняется в узнавании его отдельных частей. Мальчик ориентируется в единицах измерения времени.
Новый учебный материал Артём запоминает практически в полном объеме, правильно применяет его на практике. Он с удовольствием заучивает стихотворения, которые читают на уроках, и в конце урока воспроизводит без ошибок, сложные предложения строит без помощи учителя. У ученика преобладает зрительно-слуховой вид памяти, но наблюдается и механическая и словесно-логическая память. У мальчика преобладает наглядно-образное мышление. Он всегда активен на уроках, поднимает руку и пытается ответить на вопросы учителя.
Артём легко справляется с заданиями, требующими сравнения по образу или по аналогии. Выводы и обобщения может делать самостоятельно, но иногда опирается на план-схему. Речь экспрессивная с «проглатыванием» отдельных слогов, звукопроизношение нарушено. Мальчик занимается с логопедом. Обращенную речь понимает без труда и выполняет соответствующие инструкции. Монологическая речь развита слабо, в диалоге умеет поддерживать беседу, задает вопросы, дает полные ответы. Дефекты устной речи на письменную речь не влияют.
С первых дней обучения ребенок легко освоился в коллективе.
V. Учебный план.
Математика 4ч
Русский язык 5ч
Литературное чтение 4ч
Окружающий мир 2ч
Изобразительное искусство 1ч
Технология 1ч
Физическая культура 3ч
Итого 20ч
Дополнительное образование
Факультатив «Писатели Алтая» 1ч
Факультатив «Умники и умницы» 1ч
Факультатив «Служу Отечеству пером. Радужный мир»
Итого 3ч
VI. Содержание программы: (цель программы, актуальные проблемы ребёнка, намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы).
Цель:
Формирование благоприятных условий для социализации ребёнка - инвалида и обеспечение права ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
2. Формирование активной педагогической позиции родителей;
3. Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
4. Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
5. Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
6. Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
7. Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
8. Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
9. Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
10. Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
VII. План мероприятий, психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка –инвалида в общеобразовательном учреждении.
№ п/п | Мероприятия | сроки | Ответственный | Результативность |
1. | Консультирование родителей по вопросам организации условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье | 2017-2018 | Князева О.В. | Общение с родителями ребёнка проходит доброжелательно, они с пониманием относятся к пожеланиям учителя. |
2. | Обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) | 2017-2018 | Князева О.В. | Специально подобранные задания способствуют выработке у ребёнка определённые навыки обучения и развития. |
3. | Создание здоровьесберегающей среды | 2017-2018 | Князева О.В. | Все физические нагрузки осуществляются согласно предписаниям медиков. |
4. | Интеграция ребёнка-инвалида в среду сверстников | 2017-2018 | Князева О.В. | Благодаря согласованной работе классного руководителя и родителей, мальчик органично вписался в коллектив. |
5. | Рекомендации по условиям организации обучения | С 01.10.2017 до 01.10.2018 | Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края | Выполняются. |
VIII. Консультирование
Дата | Специалист | Причина обращения, характер консультации, тематика | Результат |
1. | Медицинская реабилитация | Основное заболевание | Нуждается с 01.10.2017-01.10.2018 |
2. | Реконструктивная хирургия | Основное заболевание | Определены сроки операции 01.10.2017-01.10.2018 |
3. | Педагог-психолог | Проблемы в общении со сверстниками | Решаются по мере появления |
IX. Работа с семьёй.
Дата | Форма работы | Исполнитель |
2017-2018 уч . г. | Консультации родителей по вопросам обучения | Князева О.В. |
2017-2018 уч . г. | Беседы с родителями | Князева О.В. |
2017-2018 уч . г. | Спортивные мероприятия, походя | Князева О.В., учитель физической культуры |
X. Заключение и рекомендации
Дата | Заключение | Рекомендации |
Май 2018 | Внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. | |
В течение года | Рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения 1 классов.
Психолого-педагогическое сопровождение 1-х классов....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы). Программа коррекционной работы разработана в соот...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...
Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с девиантным поведением
Программа как часть адаптивной образовательной программы...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...