Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
календарно-тематическое планирование на тему
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа
психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида,
с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Пояснительная записка.
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.
В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.
Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
- Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
- Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Планирование коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
с ---------------------- (VII вид).
Мес. | Дата | Направление работы. Тема занятия | Задачи и содержание работы. |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 14.09 19.09 | Диагностика уровня эмоционально-личностного развития. Рисуночный тест «Моя школа». | Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы и уровня адаптации детей к школе. |
Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья». | Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания. | ||
Рисуночный тест «Кактус». | Личностная диагностика. Выявление уровня тревожности и агрессии. | ||
21.09 26.09 | Обследование звукопроизношения. | Диагностика фонематического слуха, диагностика звукопроизношения. | |
Мышление. | Диагностика уровня познавательного развития, особенностей познавательной деятельности и психических функций. (методики на выбор педагога) | ||
Память. | |||
28.09 | Внимание. | ||
Общие представления об окружающем. | |||
Подведение итогов комплексной диагностики. | |||
О Т Я Б Р Ь | 03.10 05.10 | Развитие внимания. Объем внимания. | Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25) |
Распределение внимания. | Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25) | ||
Переключаемость внимания. | Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй». | ||
10.10 12.10 | Чтение этических сказок. | Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка» | |
Коррекция звукопроизношения. | Артикуляционная гимнастика – индивидуально. | ||
Корректурные пробы - развитие внимания. | Знаковые таблицы. | ||
17.10 19.10 | Узоры в квадратах. | Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти. | |
Распределение внимания. | Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы. | ||
Числовые квадраты. | Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25). | ||
24.10 | Посмотри – нарисуй. | Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания. | |
Топ – Хлоп (кодирование информации). | Упражнения с элементами кодирования – слоги со звуковым сопровождением. Развитие слуховой памяти, внимания. Развитие аналетико-синтетической деятельности, предупреждение и профилактика.дислексии. | ||
Числовые квадраты. | Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35) | ||
26.10 | Этические сказки. | Беседа о хвастовстве и неискренности. Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку». | |
Пластические этюды. | Психокоррекция, релаксация. «Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки» | ||
Этические сказки. | Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек» | ||
Н О Я Б Р Ь | 07.11 09.11 | Развитие памяти. Волшебные точки. | Воссоздание точечного узора по памяти. (до 6 точек) |
Каскад слов. | Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов). | ||
Тренировка смысловой памяти. | Запоминание текста по опорным словам. | ||
14.11 16.11 | Развитие логических приемов запоминания. | Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование. | |
На что похоже настроение? | Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма. | ||
Тренинги на создание положительного микроклимата в группе. | Коллективные игры, беседы. Мини-этюд «Солнце» | ||
21.11 23.11 28.11 | Топ-Хлоп. | Упражнения с элементами звукового кодирования. | |
Групповой тренинг на развитие внимания. | «Не пропусти растение». | ||
Приемы логического запоминания. | Тренировочные упражнения. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 05.12 07.12 | «Зеленые полянки» | Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления. |
«Зеленые полянки» | |||
«Сложи квадрат». | Развитие пространственного, конструктивного мышления. | ||
12.12 14.12 | Тест «Несуществующее животное». | Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности. | |
«Уникуб».. | Развитие аналетико - синтетической деятельности, цветового и пространственного восприятия с использованием дидактического пособия «Уникуб» (Никитин) | ||
«Уникуб». | |||
19.12 21.12 | Упражнения с элементами кодирования. | Профилактика дислексии и дисграфии. Письменное кодирование слов, запись и чтение шифровок. Развитие внимания, памяти, фонематического восприятия. | |
Упражнения с элементами кодирования. | |||
Чтение этических сказок. Игра «Комплименты». | Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса. | ||
26.12 28.12 | Групповой тренинг. | Развитие внимания, быстроты реакции - «Не пропусти профессию». | |
Игра «Зеркало». | Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления. (жестовое изображение животных, отзеркаливание движений). | ||
Пословицы. Творческое мышление. | Развитие способности раскрывать скрытый смысл. | ||
Я Н В А Р Ь | 16.01 | Промежуточная диагностика. | Диагностика и мониторинг познавательного развития детей. |
Промежуточная диагностика. | |||
Промежуточная диагностика. | |||
18.01 23.01 | Игра «Муха». | Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции. | |
Игра «Муха». | |||
Игра «Найди пару». | Распределение внимания, мышления. | ||
25.01 30.01 | «Отгадай словечко». | Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника. | |
«Отгадай словечко». | |||
Творческое мышление. | Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 01.02 | Корректурные пробы. | Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами. |
Волшебные точки. | Упражнения на развитие мышления - «Путь в школу», «Найди все квадраты». | ||
Логические цепочки. | Развитие мышление – составление последовательного ряда. | ||
06.02 08.02 | Составь слово. | Составление коротких слов и одного длинного. Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности. | |
«Четвертый лишний» | Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда. | ||
Решение логических задач. | Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала. | ||
20.02 22.02 | Сказки: «О старом платочке», «Маленькая табуреточка» | Чтение этических сказок. Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д. Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами. | |
Изображение предметов – пластические упражнения. | Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса. | ||
Я - скульптор. | Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком. | ||
27.02 | Когда я стану взрослым. | Беседа о видении детьми себя в будущем. Графическое изображение будущего. | |
«Страшная сказка». | Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона. | ||
Рисование страхов. | Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция. | ||
М А Р Т | 01.03 06.03 | Артикуляционная гимнастика. | Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук. |
Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения. | Постановка звуков и их автоматизация в индивидуальном порядке. | ||
Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения. | |||
13.03 | Лексические тренинги. (Коноваленко В.В.) | Автоматизация в речи звуков [С, Ш.] Развитие внимания, памяти. | |
Лексические тренинги. | |||
Лексические тренинги. | |||
15.03 20.03 22.03 | Волшебные превращения слов. | Развитие навыка словообразования (однокоренные слова – снег, суффиксальный способ - детеныши животных, приставочное словообразование, соединение слов). | |
Превращения слов. | |||
Род и число имен существительных. | Формирование представлений о роде существительных. Формирование связного высказывания с использованием данной грамматической категории (сущ., местоимение). | ||
А П Р Е Л Ь | 03.04 05.04 | Упражнения с элементами кодирования. «Топ-Хлоп» | Устная и письменная кодировка гласных и согласных звуков геометрическими символами, составление и чтение штриховок. |
Развитие связной речи. | Составление последовательного грамматически правильного рассказа по серии сюжетных картинок. | ||
Коррекция звукопроизношения. | Работа с чистоговорками и скороговорками. Развитие артикуляции и четкой дикции. | ||
10.04 12.04 | Пространственная ориентировка. Развитие временных представлений. | Развитие пространственной и временной ориентировки. Формирование умения определять время по часам. Развитие умения ориентироваться во времени. | |
Часы и время. | |||
Часы и время. | |||
17.04 19.04 | Групповой тренинг. | Развитие внимания, памяти, мышления. Формирование дружеских отношений в коллективе. | |
«Кубики для всех». | Развитие пространственного и конструктивного мышления. | ||
«Кубики для всех». | |||
24.04 26.04 | Веселые задачки. | Решение задач с шуточным условием. Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля. | |
Чтение этических сказок. | Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений. | ||
М А Й | 03.05 10.05 15.05 | Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы. | Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР. |
17.05 22.05 | Подготовка к ПМПК. | Индивидуальные занятия с детьми. Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями. |
Педагог-психолог
Ершова Лариса Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида....
Конспект интегрированного занятия для учащихся 4 класса, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с ОВЗ VII вида
Совместное занятие в рамках 3 урока физкультуры(вне спортивного зала) логопеда и учителя физической культурыРазвитие языкового анализа и синтеза и пространственных предствлений...
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)
в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида) по математике
Программа разработана с учётом требований ФГОС...
Адаптированная общеобразовательная программа 1 дополнительного и 1 основного класса для коррекционной школы с ОВЗ
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной...