Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.docx | 23.68 КБ |
programma_2.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа псхолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения.
- Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: _________________________Возраст: 8 лет Диагноз: Сходящееся косоглазие OU,атрофия зрительного нерва Школа: _____________________________Класс: 2 | |
Ф.И.О. родителей: _____________________________
| |
Ф.И.О. основного педагога ___________________________ | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед ___________________________ Учитель-дефектолог ___________________________ Педагог-психолог ______________________________ Социальный педагог________________________________ Тьютор ________________________________ Инструктор ЛФК _______________________________ | |
Заключение и рекомендации ОПМПК | Уровень развития познавательной сферы на нижней границе возрастной нормы. Дефицит внимания, дисграфия, дислексия. Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения. Рекомендовано обучение по общеобразовательной программе школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) | Освоение образовательной программы за второй класс начальной ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне |
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.) | Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил. Формирование пространственных представлений. Развитие произвольного компонента деятельности |
Режим пребывания ребенка в ОУ | 5 дней, 4–5 уроков в день, с 8:30 до 13.10. Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы: 1 час с педагогом-психологом, 4 часа учитель-дефектолог и логопед. Итого учебных часов в неделю – 23 ч, что соответствует нормам САНПИН |
II. Создание «безбарьерной» среды
Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.
Направления деятельности по созданию безбарьерной среды | Задачи на период (возможные) | Ресурсы для решения и ответственный | Сроки выполнения |
Построение комфортной среды: изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.) | Создание сенсорно обогащенной среды | Педагог - психолог | |
Материалы для нормализации тонуса | При наблюдаемой утомляемости к концу урока возможно посещение сенсомоторной комнаты; конторки Базарного | 2 учителя-логопеда 1 педагог-психолог | |
Визуальная поддержка | Расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках, речевые памятки крупными буквами (белый фон, черный шрифт) | Все специалисты и родители | |
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | |||
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями | Приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры | Педагог- психолог | |
Учебные пособия, дидактические материалы | Тетради в крупную клетку и линейку Памятки с тезисами к каждому уроку (сигнальные существенные признаки); интерактивная доска (по мере необходимости на уроках, не дольше 15 минут) УМК основные: Русский язык, ФГОС, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; Литературное чтение, Климанова Л.Ф. и др.; Математика, ФГОС, М.И. Моро « Математика»; Окружающий мир, ФГОС, А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»; Я все умею делать сам, Т. Геронимус АСТ-Пресс школа; Музыка, ФГОС, Е.Д. Критская «Музыка» учебник – тетрадь; Биболетова М.З. «Английский с удовольствием». УМК дополнительные: Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н. Яковлевой | Мама ребенка, воспитатели Учитель Учитель-логопед |
III.Образовательный маршрут
Данный ребёнок обучается в соответствии с учебным планом ОУ Пятидневная рабочая неделя, занятия по 35 минут с динамическими паузами. Особенностью учебного плана является то, что каждый день ребенок посещает коррекционные занятия такие как: ЛФК, развитие мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность, развитие сенсорных и познавательных процессов, коррекция и развитие речи, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во II половине дня.
IV. Организация сопровождения
Специалисты службы сопровождения: Дефектолог, психолог, логопед, учитель(классный руководитель), музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, социальный педагог, медицинский работник.
Направления работы службы сопровождения:
- диагностическая работа проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и воспитания, коррекцию недостатков в психическом развитии ребенка в образовательного учреждения; способствует формированию универсальных знаний, умений и навыков.
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; включает в себя консультирование специалистами.
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам. Осуществляется специалистами, руководителями ОУ.
План работы
Этапы корррекционно-развивающей работы | Тематическое содержание этапов коррекционно-развивающей работы | Связь с ООП в соответствие с ФГОС | Специа- листы |
Диагностическая работа | Проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ | Дефектолог, психолог, учитель, логопед, соц. педагог | |
Коррекционно-развивающая работа | Отбор оптимальных для развития коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. | Учет психолого-педагогической характеристики на ребенка | Дефектолог, психолог, учитель, логопед, соц педагог |
Организация и проведение специалистами индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития | |||
Системное воздействие на деятельность ребёнка, направленное на формирование универсальных ЗУН и коррекцию нарушений в развитии. | Учет тем, изучаемых по программам | ||
Итоговая диагностика результативности | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. | Узкие специалисты с привлече-нием учителя и родителей |
Функциональные обязанности специалистов
Обязанности учителя-дефектолога: Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира ,формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Как координатор коррекционно-развивающей работы осуществляет взаимодействие с другими специалистами.
С психологом выстраивает:составление совместных программ методик коррекционной работы; совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, совместная разработка рекомендаций для учителя и родителей, участие в ШПМПк ОУ.
С учителем,муз.руководителем и физ.работником осуществляет: посещение занятий и консультаций; изучение содержания программы по темам (с целью учёта уровня требований)
Взаимодействие с родителями: участие в родительских собраниях, организация консультаций групповых и индивидуальных, проведение анкетирования.
Взаимодействие с медицинским работником: изучение медицинских карт, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода.
Обязанности психолога: диагностика, коррекция и психопрофилактика личностной (эмоционально-волевой, поведенческой) сферы ребенка, консультирование родителей, воспитателей, родителей.
Обязанности логопеда: диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту. Решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.
Обязанности социального педагога: занятость в доп. образовании (секции, кружки), контроль социальной обстановки в семье.
Обязанности учителя: обучение навыкам выполнения заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации, обеспечение выполнения всех рекомендаций учителя-дефектолога, психолога, логопеда. Формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
Обязанности тьютора: сопровождение ребенка в течении дня, помощь в образовательной и социальной среде
Предварительный просмотр:
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Необходимый специалист | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста) |
Развитие зритель- ной ориентировки в пространстве | Различение лево-право, верх-низ, над-под-за-перед-на | 1 раз в неделю индивидуально после уроков — развивающие игры, работа с картинка- ми и телом | Педагог- психолог | Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве | Включенное наблюдение в ходе занятий Беседа с другими специалистами Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки) |
Развитие познавательных процессов | Развитие концентрации внимания, памяти | 2 раза в неделю | Учитель- дефектолог | Умение удерживать внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10 | Наблюдение за ходом занятия; срезовая диагностика («10 отли- чий», «Лабиринт») |
Коррекция нарушений чтения и письма | Различение оптически сходных букв а-о, понимание смысла прочитан- ного | 2 раза в неделю | Учитель-логопед | Отсутствие ошибок на написание букв а-о; понимает содержание прочитанного текста из 3–4 предложений | Проверочные задания: диктант, анализ письменных работ с уроков и занятий. Беседа с учителем, другими специалистами |
Освоение правил поведения в школе | Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками | Сопровождение на уроках | Социальный педагог Тьютор | Придерживается правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассника- ми | Наблюдение на уроках. Беседа с учителем и другими специалистами |
VI. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы
Предмет | Требования стандарта | Конкретные задачи | Формы организации УД | Показатели достижений | Формы оценки индивидуаль- ных достижений, результа- тов учебной деятельности | ||||
Русский язык (в соответствии с календарно- тематическим планированием) | Разделы программы на период: | ||||||||
1) Имя существитель- ное. Собственное и нарицательное 2)Глагол. Единственное и множественное число | 1) Научить различать собственное и нари- цательное имя существительное, оформлять в письмен- ной речи 2) Научить выделять глагол в тексте, употреблять глагол в единств. и множ. числе | 1–2) Фронтальная, индивидуальная (карточки на уроке, дополнительные индивидуальные занятия с логопедом) | 1) Написание имени соб- ственного с большой буквы, а нарицательного – с ма- ленькой. Знает правила определения существитель- ного, его формы 2) Безошибочное нахожде- ние глагола по вопросам (что делал? что сделал?), верное обозначение двумя линиями на письме. Правильно использует окончание глаголов в зависимости от числа на письме и в речи | 1) Устный опрос на знание правил употребления, определения частей речи, способов выделения в текст 2) Диктант 3) Работа с карточками, где вставляются пропущенные буквы 4) Логопедическая оценка динамики развития пись- менной и устной речи |
VII. Формирование социальной компетентности
Направления деятельности (примерные) | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, и во внеурочное время) | Самостоятельно готовится к уроку, выполняет задания учителя на уроке, записывает домашние задания | Все специалисты | Отработка навыка ориентирования по карточкам с алгоритмом деятельности на уроке, анализ ребенком собственной деятельности на уроке | Готовность к уроку, выполненные письменные задания на уроке, все домашние задания записаны в дневник. | Наблюдение в процессе урока и на перемене, анализ общего для специалистов дневника наблюдений |
Формирование умения контролировать свою деятельность на уроке | Сверять свое поведение в учеб- ном процессе с памятками, уметь изменить свое поведение, если оно не соответствует ситуации, уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения | Все специалисты | Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, логопед, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор, социальный педагог) | Освоение работы с памятками, соответствие поведения учебной ситуации, обращение за помощью к учителю, тьютору, воспитателю) | Наблюдение в процессе урока, анализ общего для специалистов дневника наблюдений, изучение продуктов учебной деятельности, беседа с родителями |
VIII. Организация взаимодействия с семьей
Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.
Задачи:
вовлечь родителей в образовательную деятельность ребенка;
содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка;
содействовать освоению родителями навыков анализа детских поступков, понимания их мотивации;
определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;
выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и ребенком;
формировать позитивное отношение родителей и детей к образовательному учреждению, к коллективу сверстников.
Ожидаемые результаты: привлечение родителей к делам и проблемам ОУ; оказание семье разнообразной специальной помощи; повышение педагогической культуры родителей; профилактика негативного семейного воспитания.
Основные направления организации работы с семьей:
организация диагностической работы по изучению семьи;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
привлечение семьи в совместную общественно значимую деятельность и досуга родителей и ребенка(по возможностям родителей);
активное включение в работу с семьей психолога, социального педагога, учителей и воспитателей;
оказание помощи родителям и воспитателям в развитии у ребенка социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
расширить сферу дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительские собрания; консультации по телефону, общение через официальный сайт школы; открытые занятия, развлечения; индивидуальные беседы.
IX. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения:
Результативность использования данной программы.
Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течение курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение социально-бытового ориентирования, сформированность представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Расширение круга интересов и сферы деятельности ребенка, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.
Примерный прогноз развития ребенка. Индивидуальная программа сопровождения предполагает улучшение психического и физического развития ребёнка, развитие навыков общения. Наметилась положительная динамика развития, поэтому необходимо сохранить познавательную и мотивационную направленность ребёнка на последующие ступени развития. Создавать условия для формирования здорового образа жизни ребёнка, оздоровление, профилактика соматических заболеваний и т.д. Посещать группы лечебной физкультуры. Медикаментозное лечение. Повышать эффективность процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствовать повышению самооценки, самореализации личности.Проанализировать семейную ситуацию, изменить меры наказания и поощрения ребёнка. Необходимо сохранять позитивную направленность ребёнка на последующие ступени развития.
Рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Требования к организации занятий: ребенок быстро утомляется, поэтому требуется смена видов деятельности, обязательное проведение физкультминуток. Большее внимание уделять обучающей помощи. Тесное сотрудничество с родителями ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с девиантным поведением
Программа как часть адаптивной образовательной программы...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
рабочая программа...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...