Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
методическая разработка
Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически отказываются проходить комплексное обследование ребенка узкими специалистами,. Такие дети обучаются по общеобразовательной программе и не всегда ее усваивают. Не имея на руках заключения ТПМПК , невозможно осуществить перевод такого ученика на АООП. Представленная программа сопровождения позволяет построить траекторию взаимодействия педагога-психолога, учителей-предметников и классного руководителя в оказании ППМС-помощи семье ученика с указанными проблемами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №00»
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА,
ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Обучающийся: Иванова Наталья
Класс: 2 «А»
Классный руководитель: Сидорова Н.И.
2021-22 уч. год
I. Общие сведения
ФИО ребенка | Иванова Наталья Сергеевна |
Возраст (дата рождения) | 8 лет (25.10.2012) |
Класс | 2 «А» |
ФИО родителей | Иванова Ольга Викторовна |
ФИО педагога (куратора) | Сидорова Нина Ивановна |
Форма обучения | очная |
Срок реализации программы коррекционно-развивающей работы | 01.09.2021-31.05.2022 |
Наличие инвалидности | нет |
II. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
2.1. Основные особенности (на основе наблюдения и обследования специалистов) | |
Характер деятельности | Ребёнок быстро устаёт, отвлекается, учебная мотивация на низком уровне, самосознание не соответствует возрасту, смысла учения не понимает |
Особенности речи | Уровень сформированности речи не соответствует возрасту, ответы поверхностные, односложные |
Особенности мышления | Слабая концентрации внимания, низкая степень восприятия и произвольности, низкий уровень развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, наглядно-образное мышление |
Особенности моторного развития и графических навыков | Нарушений общей координации не выявлено, выполнение письменных заданий не затруднено, мелкая моторика рук развита недостаточно |
Особенности поведения, общения | Общение не затруднено, социальные нормы усвоены слабо, девочка неусидчива, систематически нарушает дисциплину на уроке, нарушает личностные границы окружающих |
Другое | Темп деятельности низкий |
2.2. Дефициты и ресурсы ребёнка | |
Дефициты развития | незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, инертность мыслительной деятельности |
истощаемость психических функций | |
низкая интеллектуальная продуктивность | |
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия | |
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения, низкая прочность запоминания | |
недоразвитие речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов | |
стремление избегать трудности; отсутствие самоконтроля | |
Ресурсы ребёнка | способность пользоваться оказанной помощью |
способность понимать условие простой задачи | |
стремление к творческому самовыражению | |
2.3. Трудности формирования учебных навыков по предметам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин) | |
Математика | Путает знаки арифметических действий, письменные и устные вычисления производит с ошибками, текстовые задачи самостоятельно не решает |
Русский язык | Нарушает орфографический режим, при письме пропускает или заменяет буквы, грамматические задания выполняет с ошибками, при изложении текстов нарушает последовательность событий |
Литературное чтение | Не может самостоятельно ответить на вопросы по содержанию текста, установить причинно-следственные связи, выявить основную мысль текста |
Окружающий мир | Слабо ориентируется в понятиях, в характеристике явлений живой и неживой природы |
Изобразительная деятельность, труд | Владеет элементарными навыками, проявляет творческие способности |
Другое | Постоянно отвлекается, не успевает работать в темпе с классом, слабо ориентируется в предметах и явления окружающей действительности |
III. Индивидуальный образовательный маршрут
3.1. Организационный компонент | |
Цель сопровождения | Обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками |
Задачи учителя | Обеспечить ребенку освоение основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития |
Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать | |
Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний | |
Использовать здоровьесберегающие технологии | |
Развивать общеинтеллектуальные умения | |
Сформировать основы социальных компетенций, умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться | |
Поощрять и стимулировать работу ребёнка, используя только качественную оценку | |
3.2. Развитие связной речи | |
Диалогическая речь | Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх. |
Монологическая речь | Поиск ответов на заданные вопросы по содержанию прочитанного текста |
Речевая инициатива и самостоятельность | Составление рассказа по картинкам |
Умение говорить от лица другого персонажа | Самостоятельное составление диалога между одушевленными и неодушевленными предметами |
Умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения | Составление списка правил этикета, подбор ситуаций уместного применения этих правил |
3.3. Системная работа по индивидуальному плану | |
Дополнительные занятия по математике и русскому языку | 1 раз в неделю с сентября по май (темы выбираются в соответствии с дефицитами при изучении учебного материала) |
Задания на развитие внимания | В течение года (через индивидуальные карточки) |
Задания на развитие операций мышления | В течение года (через индивидуальные карточки) |
Задания на развитие памяти | В течение года (через индивидуальные карточки) |
Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля | В течение года (через индивидуальный и дифференцированный подходы на уроках и во время перемен) |
Упражнения на преодоление личностных проблем ребёнка | Создание ситуации успеха |
Оказание индивидуальной помощи при выполнении учебных заданий | Пошаговая инструкция, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, повторное объяснение |
Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц | |
Повторение для подготовки к изучению нового материала, акцент на главное, достаточное количество практических упражнений | |
Особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: адресные пошаговые задания с дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повторением), увеличение времени на выполнение работы и исправление ошибок |
Мероприятия в рамках сопровождения
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Фактический результат | |||
1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | ||||
1 | Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования, индивидуальный подход на уроке | В течение года | Успешная адаптация к школьному обучению | ||||
2 | Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы | В течение года | Коррекция несформированных психических функций | ||||
3 | Формирование универсальных учебных действий | В течение года | Компенсация функций общения, контроля поведения | ||||
4 | Оказание необходимой помощи родителям ребенка (беседы, консультирование, обсуждение) | В течение года | Разработка рекомендаций |
Итоги реализации программы на конец учебного года
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
График проведения дополнительных занятий
по математике и русскому языку
Дата | Предмет | Тема занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изотерапия как метод коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации
Статья...
Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Программа педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...
Программа педагогической поддержке младших школьников испытывающих трудности в обучении.
Программа...
Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс
Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....
Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...
Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...