Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
методическая разработка

Головачёва Надежда Петровна

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически отказываются проходить комплексное обследование ребенка узкими специалистами,. Такие дети обучаются по общеобразовательной программе и не всегда ее усваивают. Не имея на руках заключения ТПМПК , невозможно осуществить перевод такого ученика на АООП. Представленная программа сопровождения позволяет построить траекторию взаимодействия педагога-психолога, учителей-предметников и классного руководителя в оказании ППМС-помощи семье ученика с указанными проблемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №00»

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА,

ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Обучающийся: Иванова Наталья

Класс: 2 «А»

Классный руководитель: Сидорова Н.И.

2021-22 уч. год

I. Общие сведения

ФИО ребенка

Иванова Наталья Сергеевна

Возраст (дата рождения)

8 лет (25.10.2012)

Класс

2 «А»

ФИО родителей

Иванова Ольга Викторовна

ФИО педагога (куратора)

Сидорова Нина Ивановна

Форма обучения

очная

Срок реализации программы коррекционно-развивающей работы

01.09.2021-31.05.2022

Наличие инвалидности

нет

II. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

2.1. Основные особенности

(на основе наблюдения и обследования специалистов)

Характер деятельности

Ребёнок быстро устаёт, отвлекается, учебная мотивация на низком уровне, самосознание не соответствует возрасту, смысла учения не понимает

Особенности речи

Уровень сформированности речи не соответствует возрасту, ответы поверхностные, односложные

Особенности мышления

Слабая концентрации внимания, низкая степень восприятия и произвольности, низкий уровень развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, наглядно-образное мышление

Особенности моторного развития и графических навыков

Нарушений общей координации не выявлено, выполнение письменных заданий не затруднено, мелкая моторика рук развита недостаточно

Особенности поведения, общения

Общение не затруднено, социальные нормы усвоены слабо, девочка неусидчива, систематически нарушает дисциплину на уроке, нарушает личностные границы окружающих

Другое

Темп деятельности низкий

2.2. Дефициты и ресурсы ребёнка

Дефициты развития

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения,  инертность мыслительной деятельности

истощаемость психических функций

низкая интеллектуальная продуктивность

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения, низкая прочность запоминания

недоразвитие речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов

стремление избегать трудности; отсутствие самоконтроля

Ресурсы ребёнка

способность пользоваться оказанной помощью

способность понимать условие простой задачи

стремление к творческому самовыражению

2.3. Трудности формирования учебных навыков по предметам

(по результатам освоения ребенком учебных дисциплин)

Математика

Путает знаки арифметических действий,  письменные и устные вычисления производит с ошибками, текстовые задачи самостоятельно не решает

Русский язык

Нарушает орфографический режим, при письме пропускает или заменяет буквы, грамматические задания выполняет с ошибками, при изложении текстов нарушает последовательность событий

Литературное чтение

Не может самостоятельно ответить на вопросы по содержанию текста, установить причинно-следственные связи, выявить основную мысль текста

Окружающий мир

Слабо ориентируется в понятиях, в характеристике явлений живой и неживой природы

Изобразительная деятельность, труд

Владеет элементарными навыками, проявляет творческие способности

Другое

Постоянно отвлекается, не успевает работать в темпе с классом, слабо ориентируется в предметах и явления окружающей действительности

III. Индивидуальный образовательный маршрут

3.1. Организационный компонент

Цель сопровождения

Обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками

Задачи учителя

Обеспечить ребенку освоение основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития  

Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать

Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

Использовать здоровьесберегающие технологии

Развивать общеинтеллектуальные умения

Сформировать основы социальных компетенций, умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

Поощрять и стимулировать работу ребёнка, используя только качественную оценку

3.2. Развитие связной речи

Диалогическая речь

Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх.

Монологическая речь

Поиск ответов на заданные вопросы по содержанию прочитанного текста

Речевая инициатива и самостоятельность

Составление рассказа по картинкам

Умение говорить от лица другого персонажа

Самостоятельное составление диалога между одушевленными и неодушевленными предметами

Умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения

Составление списка правил этикета, подбор ситуаций уместного применения этих правил

3.3. Системная работа по индивидуальному плану

Дополнительные занятия по математике и русскому языку

1 раз в неделю с сентября по май (темы выбираются в соответствии с дефицитами при изучении учебного материала)

Задания на развитие внимания

В течение года (через индивидуальные карточки)

Задания на развитие операций мышления

В течение года (через индивидуальные карточки)

Задания на развитие памяти

В течение года (через индивидуальные карточки)

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

В течение года (через индивидуальный и дифференцированный подходы на уроках и во время перемен)

Упражнения на преодоление личностных проблем ребёнка

Создание ситуации успеха

Оказание индивидуальной помощи при выполнении учебных заданий

Пошаговая инструкция, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, повторное объяснение

Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц

Повторение для подготовки к изучению нового материала, акцент на главное, достаточное количество практических упражнений

Особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: адресные пошаговые задания с дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повторением), увеличение времени на выполнение работы и исправление ошибок

Мероприятия в рамках сопровождения

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Фактический результат

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования, индивидуальный подход на уроке

В течение года

Успешная адаптация к школьному обучению

2

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы

В течение года

Коррекция несформированных психических функций

3

Формирование универсальных учебных действий

В течение года

Компенсация функций общения, контроля  поведения

4

Оказание необходимой помощи родителям ребенка (беседы, консультирование, обсуждение)

В течение года

Разработка рекомендаций

Итоги реализации программы на конец учебного года

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

График проведения дополнительных занятий

по математике и русскому языку

Дата

Предмет

Тема занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Программа  педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...

Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс

Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....

Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...

Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...