Человек (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chelovek_1_b_donskih.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Человек»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г                                                                                              

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование организационных умений и навыков;
  • формирование навыков культурой еды;
  • развитие умений ориентироваться в задании;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
  • продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определённому полу;

-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);

- умение следить за своим внешним видом.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами

«Представления о себе», «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Тематическое планирование

№ 

Раздела

Тема

Кол-во часов

Содержание раздела

1

«Семья»

29

Знакомство с вежливыми словами, проигрывание сюжетно-ролевых игр. Правила безопасности на улице и в помещениях.

2

«Представления о себе»

66

Знакомство с режимом дня, значение и влияние его на организм школьника. Строение человеческого тела. Правила гигиены. Практические занятия

3

Повторение пройденного материала

4

 

Описание учебно-методического и материально-технического оборудования

Технологии обучения

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • игрушки и предметы с эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • наборы аромобаночек;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

«Представления о себе»

Представления о своем теле

Представление о правилах здорового образа жизни.

Представление о полезных и вредных привычках.

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви.

Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.

Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).

Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.

Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

«Семья»

Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними. Соблюдать правила поведения и общения.

Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/п

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

0

1

2

3

4

5

1

«Представления о себе»

Соблюдает режим дня

 

 

 

 

 

 

Различает части тела

 

 

 

 

 

 

Соблюдает правила гигиены

 

 

 

 

 

 

Называет сове имя

 

 

 

 

 

 

Различает продукты питания

 

 

 

 

 

 

2

«Семья»

Использует вежливые слова

 

 

 

 

 

 

Знает правила безопасности в доме

 

 

 

 

 

 

Знает правила поведения с животными

 

 

 

 

 

 

Знает правила поведения в лесу

 

 

 

 

 

 

Знает правила поведения на воде

 

 

 

 

 

 


 

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

 

Учебно-методическое обеспечение

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • игрушки и предметы с эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • наборы аромобаночек;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

Календарно-тематическое планирование

Nпп/р

Раздел

Тема

Представления о себе

«Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки.

«Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке).

«Я – человек». Закрепление.

«Моё имя».

«Моё имя».

«Кто я?»

«Кто я?»

«Кто я?»

«Все люди разные».

«Все люди разные».

«Все люди разные». Закрепление.

Представления о себе. Повторение

Представления о частях тела.

«Мои руки». «Уход за руками».

«Уход за руками».

«Мои ноги».

«Уход за ногами».

«Мои ноги». «Уход за ногами».

«Мой рот и язык».

Представления о частях тела. Повторение

Гигиена тела.

«Уход за полостью рта». Практическая работа.

«Мои зубы».

«Уход за зубами». Практическая работа.

«Мои глаза».

«Уход за глазами».

« Мои уши».

«Уход за ушами». Практическая работа.

«Мой нос».

«Уход за носом». Практическая работа.

«Ванная комната».

«Атрибуты в ванной комнате».

«Намачивание и намыливание рук».

«Мытьё рук». Практическая работа.

«Смывание мыла с рук». Практическая работа.

«Вытирание рук». Практическая работа.

«Туалет».

«Раковина».

«Унитаз».

«Нужды человека».

«Я хочу есть, пить». Выражение просьбы доступными средствами.

«Нужды человека». Выражение просьб доступными средствами.

«Кнопка слива». Практическая работа.

«Смывание унитаза». Практическая работа.

«Снятие нижнего белья». Практическая работа.

«Туалетная бумага». Практическая работа.

«Отматывание бумаги». Практическая работа.

«Одевание нижнего белья». Практическая работа.

«Изнаночная и лицевая сторона». «Гигиенические процедуры после посещение туалета». ИОТ и ТБ.

«Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце». Практическая работа.

«Моя метка».

«Водные процедуры, душ».

«Изучаем своё тело».

«Голова».

«Туловище».

«Моё не моё».

«Мои не мои».

«Возрастные изменения».

«Я малыш».

«Я подросток».

Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона.

Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.

Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.

Назначение видов обуви: домашняя, (уличная). «Виды застежек».

Назначение видов обуви: школьная (вторая). «Виды застежек».

Назначение видов обуви: спортивная. «Виды застежек».

Гигиена тела. Повторение

Гигиена тела. Повторение

Режим дня.

«Утро».

«День».

«Вечер»

Режим дня. Повторение

Правильное питание.

«Овощи и фрукты в жизни человека».

«Овощи и фрукты в жизни человека».

«Культура поведения в столовой».

«Культура поведения в столовой». Практическая работа.

«Добрые слова».

«Посуда».

«Сервировка стола».

«К нам пришли гости, накроем на стол». Сюжетно-ролевая игра.

Правильное питание. Повторение

Мое самочувствие

«Моё самочувствие».

«У меня болит голова».

«Мне плохо».

«Мои данные».

«Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?».

«Мои данные». Практическая работа.

Моя семья.

«Моя семья».

«Мама, папа»

«Братья, сестры».

«Наши праздники».

«Новый год». «8 марта».

«Мой дом».

«Моя досуговая деятельность». «Игра,хобби».

«Закрепление по учебному курсу «Человек».

«Мои части тела».

«Мои данные и половая принадлежность».

«Овощи и фрукты в жизни человека».

«Нужды человека».

«Моё самочувствие».

Итоги года. Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....