Человек (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chelovek_1_b_donskih.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
Утверждаю
Директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Человек»
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
на 2019/2020 учебный год
1 «Б» класс
Учитель: Донских Е.В.
Рассмотрено на заседании МО Заведующий образовательным отделением «СОГЛАСОВАНО» ________ Т.Е. Максименко
протокол №____ от «___»______2019 г «___»____________2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Задачи программы:
- формирование гигиенических навыков;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование организационных умений и навыков;
- формирование навыков культурой еды;
- развитие умений ориентироваться в задании;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
- продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами
«Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
Тематическое планирование
№ Раздела | Тема | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | «Семья» | 29 | Знакомство с вежливыми словами, проигрывание сюжетно-ролевых игр. Правила безопасности на улице и в помещениях. |
2 | «Представления о себе» | 66 | Знакомство с режимом дня, значение и влияние его на организм школьника. Строение человеческого тела. Правила гигиены. Практические занятия |
3 | Повторение пройденного материала | 4 |
|
Описание учебно-методического и материально-технического оборудования
Технологии обучения
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- игрушки и предметы с эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
«Представления о себе» | |
Представления о своем теле Представление о правилах здорового образа жизни. Представление о полезных и вредных привычках. | Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.). Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора. Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи. Уметь различать, все ли пуговицы на месте. |
«Семья» | |
Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними. Соблюдать правила поведения и общения. | Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п | Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | «Представления о себе» | Соблюдает режим дня |
|
|
|
|
|
|
Различает части тела |
|
|
|
|
|
| ||
Соблюдает правила гигиены |
|
|
|
|
|
| ||
Называет сове имя |
|
|
|
|
|
| ||
Различает продукты питания |
|
|
|
|
|
| ||
2 | «Семья» | Использует вежливые слова |
|
|
|
|
|
|
Знает правила безопасности в доме |
|
|
|
|
|
| ||
Знает правила поведения с животными |
|
|
|
|
|
| ||
Знает правила поведения в лесу |
|
|
|
|
|
| ||
Знает правила поведения на воде |
|
|
|
|
|
|
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- игрушки и предметы с эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
Календарно-тематическое планирование
Nпп/р | Раздел | Тема |
Представления о себе | ||
«Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки. | ||
«Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке). | ||
«Я – человек». Закрепление. | ||
«Моё имя». | ||
«Моё имя». | ||
«Кто я?» | ||
«Кто я?» | ||
«Кто я?» | ||
«Все люди разные». | ||
«Все люди разные». | ||
«Все люди разные». Закрепление. | ||
Представления о себе. Повторение | ||
Представления о частях тела. | ||
«Мои руки». «Уход за руками». | ||
«Уход за руками». | ||
«Мои ноги». | ||
«Уход за ногами». | ||
«Мои ноги». «Уход за ногами». | ||
«Мой рот и язык». | ||
Представления о частях тела. Повторение | ||
Гигиена тела. | ||
«Уход за полостью рта». Практическая работа. | ||
«Мои зубы». | ||
«Уход за зубами». Практическая работа. | ||
«Мои глаза». | ||
«Уход за глазами». | ||
« Мои уши». | ||
«Уход за ушами». Практическая работа. | ||
«Мой нос». | ||
«Уход за носом». Практическая работа. | ||
«Ванная комната». | ||
«Атрибуты в ванной комнате». | ||
«Намачивание и намыливание рук». | ||
«Мытьё рук». Практическая работа. | ||
«Смывание мыла с рук». Практическая работа. | ||
«Вытирание рук». Практическая работа. | ||
«Туалет». | ||
«Раковина». | ||
«Унитаз». | ||
«Нужды человека». | ||
«Я хочу есть, пить». Выражение просьбы доступными средствами. | ||
«Нужды человека». Выражение просьб доступными средствами. | ||
«Кнопка слива». Практическая работа. | ||
«Смывание унитаза». Практическая работа. | ||
«Снятие нижнего белья». Практическая работа. | ||
«Туалетная бумага». Практическая работа. | ||
«Отматывание бумаги». Практическая работа. | ||
«Одевание нижнего белья». Практическая работа. | ||
«Изнаночная и лицевая сторона». «Гигиенические процедуры после посещение туалета». ИОТ и ТБ. | ||
«Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце». Практическая работа. | ||
«Моя метка». | ||
«Водные процедуры, душ». | ||
«Изучаем своё тело». | ||
«Голова». | ||
«Туловище». | ||
«Моё не моё». | ||
«Мои не мои». | ||
«Возрастные изменения». | ||
«Я малыш». | ||
«Я подросток». | ||
Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона. | ||
Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона. | ||
Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона. | ||
Назначение видов обуви: домашняя, (уличная). «Виды застежек». | ||
Назначение видов обуви: школьная (вторая). «Виды застежек». | ||
Назначение видов обуви: спортивная. «Виды застежек». | ||
Гигиена тела. Повторение | ||
Гигиена тела. Повторение | ||
Режим дня. | ||
«Утро». | ||
«День». | ||
«Вечер» | ||
Режим дня. Повторение | ||
Правильное питание. | ||
«Овощи и фрукты в жизни человека». | ||
«Овощи и фрукты в жизни человека». | ||
«Культура поведения в столовой». | ||
«Культура поведения в столовой». Практическая работа. | ||
«Добрые слова». | ||
«Посуда». | ||
«Сервировка стола». | ||
«К нам пришли гости, накроем на стол». Сюжетно-ролевая игра. | ||
Правильное питание. Повторение | ||
Мое самочувствие | ||
«Моё самочувствие». | ||
«У меня болит голова». | ||
«Мне плохо». | ||
«Мои данные». | ||
«Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?». | ||
«Мои данные». Практическая работа. | ||
Моя семья. | ||
«Моя семья». | ||
«Мама, папа» | ||
«Братья, сестры». | ||
«Наши праздники». | ||
«Новый год». «8 марта». | ||
«Мой дом». | ||
«Моя досуговая деятельность». «Игра,хобби». | ||
«Закрепление по учебному курсу «Человек». | ||
«Мои части тела». | ||
«Мои данные и половая принадлежность». | ||
«Овощи и фрукты в жизни человека». | ||
«Нужды человека». | ||
«Моё самочувствие». | ||
Итоги года. Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)
Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР
Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель: использованиездоровье-сберегающих те...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....