Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_1_klass.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ЧЕЛОВЕК.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

     Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

Задачи программы:

  • формирование представлений о себе;
  • формирование представлений о собственном теле;
  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
  • отнесение себя к определенному полу;
  • формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
  • формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое);
  • формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
  • формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
  • формирование умения обслуживать себя;
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.

Методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир».

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Человек» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

Учебную работу на уроках «Человек» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока

.     Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

Количество учебных часов

На изучение предмета «Человек» отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • Представления о себе
  • Моя семья

При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
  • следовать предложенному плану;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

  • Показывать и называть части тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
  • Сравнивать части тела и лица с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем).
  • Показывать части тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка).
  • Выполнять двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игрушки», «Моя кукла — она похожа на меня».
  • Выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу.
  • Играть с любимыми игрушками.
  • Играть с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).
  • Участвовать в играх на звукоподражание.
  • Узнавать игрушки по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.).
  • Выполнять задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

Человек. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Представления о себе.

15

1

«Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки. ИОТ и ТБ.

1

05.09

2

«Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке).

1

06.09

3

«Я – человек». Закрепление.

1

07.09

4

«Моё имя».

1

12.09

5

«Моё имя».

1

13.09

6

«Кто я?»

1

14.09

7

«Кто я?»

1

19.09

8

«Кто я?»

1

20.09

9

«Все люди разные».

1

21.09

10

«Все люди разные».

1

26.09

11

«Все люди разные». Закрепление.

1

27.09

12

Представления о частях тела.

1

28.09

13

«Мои руки». «Уход за руками».

1

03.10

14

«Уход за руками».

1

04.10

15

«Мои ноги».

1

05.10

2 модуль. Представления о  себе.

15

16

«Уход за ногами». ИОТ и ТБ.

1

17.10

17

«Мои ноги». «Уход за ногами».

1

18.10

18

«Мой рот и язык».

1

19.10

19

«Уход за полостью рта». Практическая работа.

1

24.10

20

«Мои зубы».

1

25.10

21

«Уход за зубами». Практическая работа.

1

26.10

22

«Мои глаза».

1

31.10

23

«Уход за глазами».

1

01.11

24

« Мои уши».

1

02.11

25

«Уход за ушами». Практическая работа.

1

07.11

26

«Мой нос».

1

08.11

27

«Уход за носом». Практическая работа.

1

09.11

28

Гигиена тела. «Ванная комната».

1

14.11

29

«Атрибуты в ванной комнате».

1

15.11

30

«Намачивание и намыливание рук».

1

16.11

3 модуль. Гигиена тела.

15

31

«Мытьё рук». Практическая работа. ИОТ и ТБ.

1

28.11

32

«Смывание мыла с рук». Практическая работа.

1

29.11

33

«Вытирание рук». Практическая работа.

1

30.11

34

«Туалет».

1

05.12

35

«Раковина».

1

06.12

36

«Унитаз».

1

07.12

37

«Нужды человека».

1

12.12

38

«Я хочу есть, пить». Выражение просьбы доступными средствами.

1

13.12

39

«Нужды человека». Выражение просьб доступными средствами.

1

14.12

40

«Кнопка слива». Практическая работа.

1

19.12

41

«Смывание унитаза». Практическая работа.

1

20.12

42

«Снятие нижнего белья». Практическая работа.

1

21.12

43

«Туалетная бумага». Практическая работа.

1

26.12

44

«Отматывание бумаги». Практическая работа.

1

27.12

45

«Одевание нижнего белья». Практическая работа.

1

28.12

4 модуль. Гигиена тела.

21

46

47

«Изнаночная и лицевая сторона». «Гигиенические процедуры после посещение туалета». ИОТ и ТБ.

1

11.01

Уплотнения за короткую неделю

48

49

«Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце». Практическая работа.

1

16.01

50

«Моя метка».

1

17.01

51

 «Водные процедуры, душ».

1

18.01

52

«Изучаем своё тело».

1

23.01

53

«Голова».

1

24.01

54

«Туловище».

1

25.01

55

«Моё не моё».

1

30.01

56

«Мои не мои».

1

31.01

57

«Возрастные изменения».

1

01.02

58

«Я малыш».

1

06.02

59

«Я подросток».

1

07.02

60

Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона.

1

08.02

61

Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.

1

13.02

62

Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона.

1

14.02

63

Назначение видов обуви: домашняя, (уличная). «Виды застежек».

1

15.02

64

Назначение видов обуви: школьная (вторая). «Виды застежек».

1

20.02

65

Назначение видов обуви: спортивная. «Виды застежек».

1

21.02

66

Режим дня. «Утро».

1

22.02

5 модуль.

18

67

«День». ИОТ и ТБ.

1

06.03

68

69

«Вечер». Правильное питание.

1

07.03

Уплотнение за 08.03

70

«Овощи и фрукты в жизни человека».

1

13.03

71

«Овощи и фрукты в жизни человека».

1

14.03

72

«Культура поведения в столовой».

1

15.03

73

«Культура поведения в столовой». Практическая работа.

1

20.03

74

 «Добрые слова».

1

21.03

75

«Посуда».

1

22.03

76

«Сервировка стола».

1

27.03

77

«К нам пришли гости, накроем на стол». Сюжетно-ролевая игра.

1

28.03

78

«Моё самочувствие».

1

29.03

79

«У меня болит голова».

1

03.04

80

« Мне плохо».

1

04.04

81

«Мои данные».

1

05.04

82

 «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?».

1

10.04

83

«Мои данные». Практическая работа.

1

11.04

84

«Моя семья».

1

12.04

6 модуль. Моя семья.

15

85

«Мама, папа». ИОТ и ТБ.

1

24.04

86

«Братья, сестры».

1

25.04

87

«Наши праздники».

1

26.04

88

89

«Новый год». «8 марта».

1

02.05

Уплотнение за 01.05

90

«Мой дом».

1

03.05

91

92

«Моя досуговая деятельность». «Игра,хобби».

1

08.05

Уплотнение за 09.05

93

«Закрепление по учебному курсу «Человек».

1

10.05

94

 «Мои части тела».

1

15.05

95

«Мои данные и половая принадлежность».

1

16.05

96

«Овощи и фрукты в жизни человека».

1

17.05

97

«Нужды человека».

1

22.05

98

«Моё самочувствие».

1

23.05

99

Повторение. Итоги года.

1

24.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • игрушки и предметы с эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • наборы аромобаночек;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...

Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...