Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_1_klass.docx | 61.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ЧЕЛОВЕК.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
Задачи программы:
- формирование представлений о себе;
- формирование представлений о собственном теле;
- распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- отнесение себя к определенному полу;
- формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое);
- формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- формирование умения обслуживать себя;
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир».
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Человек» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Учебную работу на уроках «Человек» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока
. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
Количество учебных часов
На изучение предмета «Человек» отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- Представления о себе
- Моя семья
При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Показывать и называть части тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
- Сравнивать части тела и лица с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем).
- Показывать части тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка).
- Выполнять двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игрушки», «Моя кукла — она похожа на меня».
- Выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу.
- Играть с любимыми игрушками.
- Играть с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).
- Участвовать в играх на звукоподражание.
- Узнавать игрушки по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.).
- Выполнять задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Человек. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. Представления о себе. | 15 | |||
1 | «Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки. ИОТ и ТБ. | 1 | 05.09 | |
2 | «Я – человек». Представление о себе как о мальчике (девочке). | 1 | 06.09 | |
3 | «Я – человек». Закрепление. | 1 | 07.09 | |
4 | «Моё имя». | 1 | 12.09 | |
5 | «Моё имя». | 1 | 13.09 | |
6 | «Кто я?» | 1 | 14.09 | |
7 | «Кто я?» | 1 | 19.09 | |
8 | «Кто я?» | 1 | 20.09 | |
9 | «Все люди разные». | 1 | 21.09 | |
10 | «Все люди разные». | 1 | 26.09 | |
11 | «Все люди разные». Закрепление. | 1 | 27.09 | |
12 | Представления о частях тела. | 1 | 28.09 | |
13 | «Мои руки». «Уход за руками». | 1 | 03.10 | |
14 | «Уход за руками». | 1 | 04.10 | |
15 | «Мои ноги». | 1 | 05.10 | |
2 модуль. Представления о себе. | 15 | |||
16 | «Уход за ногами». ИОТ и ТБ. | 1 | 17.10 | |
17 | «Мои ноги». «Уход за ногами». | 1 | 18.10 | |
18 | «Мой рот и язык». | 1 | 19.10 | |
19 | «Уход за полостью рта». Практическая работа. | 1 | 24.10 | |
20 | «Мои зубы». | 1 | 25.10 | |
21 | «Уход за зубами». Практическая работа. | 1 | 26.10 | |
22 | «Мои глаза». | 1 | 31.10 | |
23 | «Уход за глазами». | 1 | 01.11 | |
24 | « Мои уши». | 1 | 02.11 | |
25 | «Уход за ушами». Практическая работа. | 1 | 07.11 | |
26 | «Мой нос». | 1 | 08.11 | |
27 | «Уход за носом». Практическая работа. | 1 | 09.11 | |
28 | Гигиена тела. «Ванная комната». | 1 | 14.11 | |
29 | «Атрибуты в ванной комнате». | 1 | 15.11 | |
30 | «Намачивание и намыливание рук». | 1 | 16.11 | |
3 модуль. Гигиена тела. | 15 | |||
31 | «Мытьё рук». Практическая работа. ИОТ и ТБ. | 1 | 28.11 | |
32 | «Смывание мыла с рук». Практическая работа. | 1 | 29.11 | |
33 | «Вытирание рук». Практическая работа. | 1 | 30.11 | |
34 | «Туалет». | 1 | 05.12 | |
35 | «Раковина». | 1 | 06.12 | |
36 | «Унитаз». | 1 | 07.12 | |
37 | «Нужды человека». | 1 | 12.12 | |
38 | «Я хочу есть, пить». Выражение просьбы доступными средствами. | 1 | 13.12 | |
39 | «Нужды человека». Выражение просьб доступными средствами. | 1 | 14.12 | |
40 | «Кнопка слива». Практическая работа. | 1 | 19.12 | |
41 | «Смывание унитаза». Практическая работа. | 1 | 20.12 | |
42 | «Снятие нижнего белья». Практическая работа. | 1 | 21.12 | |
43 | «Туалетная бумага». Практическая работа. | 1 | 26.12 | |
44 | «Отматывание бумаги». Практическая работа. | 1 | 27.12 | |
45 | «Одевание нижнего белья». Практическая работа. | 1 | 28.12 | |
4 модуль. Гигиена тела. | 21 | |||
46 47 | «Изнаночная и лицевая сторона». «Гигиенические процедуры после посещение туалета». ИОТ и ТБ. | 1 | 11.01 | Уплотнения за короткую неделю |
48 49 | «Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце». Практическая работа. | 1 | 16.01 | |
50 | «Моя метка». | 1 | 17.01 | |
51 | «Водные процедуры, душ». | 1 | 18.01 | |
52 | «Изучаем своё тело». | 1 | 23.01 | |
53 | «Голова». | 1 | 24.01 | |
54 | «Туловище». | 1 | 25.01 | |
55 | «Моё не моё». | 1 | 30.01 | |
56 | «Мои не мои». | 1 | 31.01 | |
57 | «Возрастные изменения». | 1 | 01.02 | |
58 | «Я малыш». | 1 | 06.02 | |
59 | «Я подросток». | 1 | 07.02 | |
60 | Виды одежды: домашняя одежда (нижняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона. | 1 | 08.02 | |
61 | Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и изнаночная сторона. | 1 | 13.02 | |
62 | Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и изнаночная сторона. | 1 | 14.02 | |
63 | Назначение видов обуви: домашняя, (уличная). «Виды застежек». | 1 | 15.02 | |
64 | Назначение видов обуви: школьная (вторая). «Виды застежек». | 1 | 20.02 | |
65 | Назначение видов обуви: спортивная. «Виды застежек». | 1 | 21.02 | |
66 | Режим дня. «Утро». | 1 | 22.02 | |
5 модуль. | 18 | |||
67 | «День». ИОТ и ТБ. | 1 | 06.03 | |
68 69 | «Вечер». Правильное питание. | 1 | 07.03 | Уплотнение за 08.03 |
70 | «Овощи и фрукты в жизни человека». | 1 | 13.03 | |
71 | «Овощи и фрукты в жизни человека». | 1 | 14.03 | |
72 | «Культура поведения в столовой». | 1 | 15.03 | |
73 | «Культура поведения в столовой». Практическая работа. | 1 | 20.03 | |
74 | «Добрые слова». | 1 | 21.03 | |
75 | «Посуда». | 1 | 22.03 | |
76 | «Сервировка стола». | 1 | 27.03 | |
77 | «К нам пришли гости, накроем на стол». Сюжетно-ролевая игра. | 1 | 28.03 | |
78 | «Моё самочувствие». | 1 | 29.03 | |
79 | «У меня болит голова». | 1 | 03.04 | |
80 | « Мне плохо». | 1 | 04.04 | |
81 | «Мои данные». | 1 | 05.04 | |
82 | «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?». | 1 | 10.04 | |
83 | «Мои данные». Практическая работа. | 1 | 11.04 | |
84 | «Моя семья». | 1 | 12.04 | |
6 модуль. Моя семья. | 15 | |||
85 | «Мама, папа». ИОТ и ТБ. | 1 | 24.04 | |
86 | «Братья, сестры». | 1 | 25.04 | |
87 | «Наши праздники». | 1 | 26.04 | |
88 89 | «Новый год». «8 марта». | 1 | 02.05 | Уплотнение за 01.05 |
90 | «Мой дом». | 1 | 03.05 | |
91 92 | «Моя досуговая деятельность». «Игра,хобби». | 1 | 08.05 | Уплотнение за 09.05 |
93 | «Закрепление по учебному курсу «Человек». | 1 | 10.05 | |
94 | «Мои части тела». | 1 | 15.05 | |
95 | «Мои данные и половая принадлежность». | 1 | 16.05 | |
96 | «Овощи и фрукты в жизни человека». | 1 | 17.05 | |
97 | «Нужды человека». | 1 | 22.05 | |
98 | «Моё самочувствие». | 1 | 23.05 | |
99 | Повторение. Итоги года. | 1 | 24.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- игрушки и предметы с эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...
Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...