Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Попова Ксения Николаевна

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78»  VIII вида

УТВЕРЖДАЮ:

директор МКС(К)ОУ

__________________

Е.Д. Лапина

Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы

Протокол № 1 от  31.08.2016г.

«      »_____________

Программа обсуждена на

методическом объединении

сложных классов

Протокол № 1 от 29. 08.2016г.

                                                               

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий социальный мир»

  1 «Б» класс

для обучающихся с ТМНР

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

составитель:

Попова Ксения Николаевна,

 учитель начальных классов

                                                  Новокузнецк, 2016

Пояснительная записка

  Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП, программы формирования БУД с учетом:

  1.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

  2. Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

 

Цели предмета: 

 1.Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность). 

 2. Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними), 

 3.Формирование умения соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. 

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы «Окружающий социальный мир» предусматривает включение следующих разделов:

  1. Школа. Школьные принадлежности.
  2. Это-я.
  3. Моя семья.
  4. Мои игрушки.
  5. Квартира, дом, двор.
  6. Предметы быта.

 Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Необходимо сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.

 Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности.              Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

     В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:

1.Экскурсии

2.Наглядно-практические работы

3.Игровые упражнения

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКС(К)ОУ «СКОШ №78» общий объем учебного времени составляет 33 часа в год, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные возможные (примерные) результаты:

1. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

2. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Предметные возможные (примерные) результаты:

1. Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. Соблюдение правил учебного поведения.

2. Умение ориентироваться в собственных частях тела и лица.

3. Представление о составе семьи, обязанности членов семьи.

4. Представление об игрушках, умение правильно обращаться с ними.

5.Умение ориентироваться в помещениях своего дома (квартиры), территории двора.

7. Умение правильно пользоваться мебелью, посудой, электроприборами, часами, электронными устройствами.

                             

Содержание учебного предмета

 1.Школа.

 Представление о помещениях школы (класс, столовая, туалет, коридор); о распорядке школьного дня (звонок, урок, перемена); бережное отношение к школьным принадлежностям (школьная доска, парта, мел, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования).

2. Это-я.

Представление о собственных частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) и лица (глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы).

3. Моя семья.

Представление о составе семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат), об обязанностях членов семьи.

4. Мои игрушки.

Представление об игрушках (кукла, машинки, пирамидка, мяч), умение правильно обращаться с ними.

5.Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором).

6.Предметы быта.

Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник). Представление о часах и их частях (стрелки, циферблат). Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

Тематическое планирование

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

 Школа. Школьные принадлежности.

4ч.

 Определяют(различают) помещения школы. назначения помещений школы. Находят помещения школы. Понимают (соблюдают) правила поведения на территории школы. Соблюдают распорядок школьного дня. Различают школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Понимают назначения школьных принадлежностей. Представляют о себе как члене коллектива класса. 

Это-я.

4ч.

Показывают части тела, ориентируются в собственном теле, сравнивают свои части тела и лицо с частями тела и лица дидактической куклы.

Моя семья.

4ч.

Определяют состав семьи, обязанности членов семьи.

Мои игрушки.

3ч.

Определяют названия игрушек, умеют правильно обращаться  с ними.

Дом, квартира, двор.

8ч.

Различают части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Различают типы домов (одноэтажный ,многоэтажный, каменный, деревянный, городской дом) .
Различают помещения квартиры: комната (спальня, детская, гостиная),прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. Определяют территорию двора (игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для отдыха, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором). Соблюдают правила безопасности и поведения во дворе.

Предметы быта.

10ч.

Различают электробытовые приборы (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Понимают назначения электроприборов. Соблюдают правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Различают предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кровать, комод). Определяют назначения предметов мебели. Различают виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Различают предметы посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Понимают назначение предметов посуды. Различают кухонный инвентарь (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Понимают назначение кухонного инвентаря. Различают предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Различают часы (наручные, настенные, механические, электронные часы). Определяют (различают) части часов: стрелки, циферблат. Понимают назначения часов (частей часов).

Итого:

33ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Окружающий социальный мир

1 класс

Дата

урока

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Примечания

1. Школа. Учебные вещи.

1.

Школа. Школьное здание.

1

2.

Классная комната.

1

3.

Учебные вещи и их назначение.

1

4.

Поддерживание порядка в классе.

1

2.Это-я.

5.

Части лица: глаза, уши.

1

6.

Части лица: нос, рот.

1

7.

Части тела: голова, шея, туловище.

1

8.

Части тела: руки, ноги.

1

3.Моя семья.

9.

Семья: мама, папа, брат, сестра.

1

10.

Семья: бабушка, дедушка

1

11.

Профессии мамы, папы.

1

12.

Распределение обязанностей в семье.

1

4. Игрушки.

13.

Игрушки: кукла, машина.

1

14.

Игрушки: пирамидка, мяч и другие.

1

15.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

1

5. Дом, квартира, двор.

16.

Дом. Части дома.

1

17.

Какие бывают дома?

1

18.

Квартира. Помещения квартиры. 

1

19.

Ориентация в помещениях своего дома.

1

20.

Двор. Территория двора.

1

21.

Ориентация во дворе.

1

22.

Чрезвычайные ситуации дома.

1

23.

Опасности во дворе и на улице.

1

6. Предметы быта.

24.

Электроприборы (телевизор, утюг и др.)

1

25.

Правильное пользование электроприборами

1

26.

Убранство дома. Мебель.

1

27.

Для чего нужна мебель?

1

28.

Посуда. Какая посуда бывает?

1

29.

Правильное пользование посудой.

1

30.

Предметы интерьера.

1

31.

Часы. Виды часов.

1

32.

Из чего состоят часы? Назначение часов.

1

33.

Повторение.

1

Учебно-методическое материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств

 материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

 Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] /Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлева –Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011. -480с.; Воронкова, В.В. Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В. В. Воронкова. – М.: Просвещение,2011г. –192с.

 

Учебники

 

 

Рабочие тетради

 Баряева, Л.Б. Рабочая тетрадь: Я - говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами [Текст] / Л.Б. Баряева, Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. – М: Дрофа, 2008г. -32с. Баряева, Л.Б. Рабочая тетрадь: Я- говорю! : Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами / Л.Б. Баряева, Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. – М: Дрофа, 2007г. -32с. Баряева, Л.Б. Рабочая тетрадь: Я - говорю! Я - ребенок! Упражнения с пиктограммами / Л.Б. Баряева, Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. – М: Дрофа, 2008г. -32с. Баряева, Л.Б. Рабочая тетрадь: Я - говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами /Л.Б. Баряева, Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. – М: Дрофа, 2008г. -32с.

 

Дидактические материалы

 Предметные(школьные принадлежности, игрушки, дом, электробытовые приборы) и сюжетные картинки(школа, семья, во дворе, квартира) видео(мультфильмы), пиктограммы (ребенок и его дом, игрушки, в школе) , фотографии (человек, бабушка, дедушка, мама, папа).

 

Дополнительная литература для учащихся

 

 

Методические пособия для учителя

 

 

Печатные пособия

 таблицы и иллюстрации по разделам; плакаты по разделам.

 

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

 ноутбук; мультимедийный проектор, магнитофон.

 

Интернет-ресурсы

 социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету "Окружающий мир", с характеристикой КИМов, с описанием НРК....

Рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 3  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендация...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....

рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател

рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...