Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1_klass.docx | 65.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.
Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе – формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
.
Основные задачи:
— формирование положительного отношения детей к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям класса. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти виды работ целиком отдельные уроки не отводятся; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, направленные на развитие данной ВПФ. Сенсорное развитие детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, дидактических играх.
Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активным действиям и речи. Учебная работа на уроках изобразительной деятельности строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты освоения предмета:
- принимает предлагаемую помощь;
- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
- определяет состояние своего здоровья;
- проявляет собственные чувства;
- проявляет уважение к людям старшего возраста;
- учится избегать конфликтных ситуаций;
- проявляет собственные чувства;
- осознает, что определённые его действия несут опасность для него;
- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
Предметные результаты освоения программы по предмету:
- фиксирует взгляд на предмете
- берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;
- берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;
- проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;
Базовые учебные действии. БУД:
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;
- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;
- выполняет действие «рука в руке»;
- берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;
- ориентироваться в пространстве класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
ИЗО. 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. Развитие мелкой моторики | 16 | |||
1 | Россия, устремлённая в будущее. Давайте познакомимся. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Игра с цветными карандашами. | 1 | 05.09 | |
3 | Исследование свойств бумаги. Манипуляция с бумагой (рвём, сминаем). | 1 | 07.09 | |
4 | Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Знакомство со школой. | 1 | 08.09 | |
5 | Знакомство с классом. | 1 | 12.09 | |
6 | Знакомство с учебными принадлежностями. | 1 | 14.09 | |
7 | Исследование различных образцов бумаги. Газета. | 1 | 15.09 | |
8 | Исследование различных образцов бумаги. Цветная бумага. | 1 | 19.09 | |
9 | Исследование различных образцов бумаги. Картон. | 1 | 21.09 | |
10 | Исследование различных образцов бумаги. Белая бумага различного назначения. | 1 | 22.09 | |
11 | Я и моё тело. Учимся работать руками. Манипуляция с бумагой (учимся рвать бумагу самостоятельно ). | 1 | 26.09 | |
12 | Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура). | 1 | 28.09 | |
13 | Рисование красками (заливка контура). | 1 | 29.09 | |
14 | Самостоятельные манипуляции с кисточкой, мытьё. | 1 | 03.10 | |
15 | Действия с простым карандашом, ластиком. | 1 | 05.10 | |
16 | Явления природы. Смешивание акварельных красок. | 1 | 06.10 | |
2 модуль. Развитие мелкой моторики. | 15 | |||
17 | Смешивание акварельных красок. ИОТ и ТБ. | 1 | 17.10 | |
18 | Игры с разноцветной водой. | 1 | 19.10 | |
19 | Рисование по мокрому листу. Явления природы. | 1 | 20.10 | |
20 | Рисование по мокрому листу. Осень. | 1 | 24.10 | |
21 | Аппликация «Осень» (любой удобной техникой). | 1 | 26.10 | |
22 | Растительный мир. Знакомство с природным материалом. | 1 | 27.10 | |
23 | Манипуляции с бумагой. Мозаика. | 1 | 31.10 | |
24 | Рисование красками. | 1 | 02.11 | |
25 | Фрукты и ягоды. Игра с гуашевыми красками. | 1 | 03.11 | |
26 | Игра с гуашевыми красками. | 1 | 07.11 | |
27 | Исследование свойства пластилина. Яблоко. Ягода. | 1 | 09.11 | |
28 | Исследование свойства пластилина. Лимон. Слива. | 1 | 10.11 | |
29 | Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе. | 1 | 14.11 | |
30 | Аппликация «Фруктово-ягодная корзинка». | 1 | 16.11 | |
31 | Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи. | 1 | 17.11 | |
3 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 15 | |||
32 | Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ. | 1 | 28.11 | |
33 | Лепка из пластилина. Колбаски разной длины. | 1 | 30.11 | |
34 | Аппликация «Фруктовые деревья». | 1 | 01.12 | |
35 | Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. | 1 | 05.12 | |
36 | Рисование акварельными красками: пятна. Мяч. | 1 | 07.12 | |
37 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик. | 1 | 08.12 | |
38 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка. | 1 | 12.12 | |
39 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки. | 1 | 14.12 | |
40 | Лепка из пластилина. Мяч. | 1 | 15.12 | |
41 | Лепка из пластилина. Снеговик. | 1 | 19.12 | |
42 | Аппликация «Мяч». | 1 | 21.12 | |
43 | Аппликация «Снеговик.». | 1 | 22.12 | |
44 | Аппликация «Флажки». | 1 | 26.12 | |
45 | Домашние животные. Выкладывание изображения по контуру. | 1 | 28.12 | |
46 | Лепка из пластилина. Шарики ( котёнок). | 1 | 29.12 | |
4 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 20 | |||
47 | Рисование мелками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ. | 1 | 11.01 | |
48 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. | 1 | 12.01 | |
49 | Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом. | 1 | 16.01 | |
50 | Рисование красками «Кошки-мышки». | 1 | 18.01 | |
51 | Лепка из пластилина: «Мышка». | 1 | 19.01 | |
52 | Явления природы. Рисуем мелками. | 1 | 23.01 | |
53 | Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами». | 1 | 25.01 | |
54 | Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками». | 1 | 26.01 | |
55 | Выкладывание аппликации «Снежок». | 1 | 30.01 | |
56 | Посуда. Декоративное рисование. | 1 | 01.02 | |
57 | Декоративное рисование. «Тарелочка» рисование и раскрашивание кругов на картонных тарелках. | 1 | 02.02 | |
58 | Аппликация из рваной бумаги.«Украсим посуду». | 1 | 06.02 | |
59 | Аппликация из рваной бумаги. «Украсим посуду» | 1 | 08.02 | |
60 | Рисование красками. «Деревянная ложка» раскрашивание ложки по готовому контуру. | 1 | 09.02 | |
61 | Рисование карандашами. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру. | 1 | 13.02 | |
62 | Одежда. Декоративное рисование. «Украшаем полоску». | 1 | 15.02 | |
63 | Аппликация из рваной бумаги. «Украшаем полоску». | 1 | 16.02 | |
64 | Рисование красками. «Раскрашиваем варежку» (заготовка). | 1 | 20.02 | |
65 66 | Рисование карандашами. «Украсим одежду». Работа по раскрашиванию шаблонов одежды. | 1 | 22.02 | Уплотнение за 23.02 |
5 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 18 | |||
67 | Одежда (продолжение). Декоративное рисование и аппликация. «Оденем мишку на улицу». ИОТ и ТБ. | 1 | 06.03 | |
68 69 | Мебель. Проведение линии не отрывая карандаш. «Стол» рисуем стол по шаблону. | 1 | 09.03 | Уплотнение за 08.03 |
70 | «Красивый стол». Раскрашивание изображения по готовому контуру. | 1 | 13.03 | |
71 | «Стул». Раскрашивание изображения по готовому контуру. | 1 | 15.03 | |
72 | «Шкаф». Раскрашивание изображения по готовому контуру. | 1 | 16.03 | |
73 | Овощи. Рисование акварельными красками. «Помидор». | 1 | 20.03 | |
74 | Освоение приемов работы с пластилином. «Помидоры». | 1 | 22.03 | |
75 | Рисование акварельными красками. «Зелёный огурец». | 1 | 23.03 | |
76 | Освоение приемов работы с пластилином. «Зелёный огурец». | 1 | 27.03 | |
77 | Аппликация. «Зелёный огурец и красный помидор». | 1 | 29.03 | |
78 | Рисование гуашевыми красками. «Морковка». | 1 | 30.03 | |
79 | Освоение приемов работы с пластилином. «Морковка». | 1 | 03.04 | |
80 | Аппликация. «Грядка с морковью». | 1 | 05.04 | |
81 | Рисование гуашевыми красками. «Лук». | 1 | 06.04 | |
82 | Освоение приемов работы с пластилином. «Связка лука». | 1 | 10.04 | |
83 | Аппликация. «Грядка с луком». | 1 | 12.04 | |
84 | Аппликация. «Корзинка с овощами». | 1 | 13.04 | |
6 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 15 | |||
85 | Явления природы. Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур. ИОТ и ТБ. | 1 | 24.04 | |
86 | Рисование по мокрому листу. «Аквариум». | 1 | 26.04 | |
87 | Аппликация «Рыбки в аквариуме». | 1 | 27.04 | |
88 89 | Птицы. «Ворона». Рисование мелками, карандашами. | 1 | 03.05 | Уплотнение за 01.05 |
90 | Аппликация «Цыплята на травке». | 1 | 04.05 | |
91 | Растительный мир. Рисование акварельными красками. «Трава». | 1 | 08.05 | |
92 | Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами». | 1 | 10.05 | |
93 | Рисование гуашевыми красками. «Первоцветы». | 1 | 11.05 | |
94 | Рисование гуашевыми красками. «Расцвела мать-и-мачеха». | 1 | 15.05 | |
95 | Освоение приемов работы с пластилином. «Одуванчик». | 1 | 17.05 | |
96 | Освоение приемов работы с пластилином. «Цветочек». | 1 | 18.05 | |
97 | Аппликация. «Цветик - семицветик». | 1 | 22.05 | |
98 | Аппликация. «Тюльпаны». | 1 | 24.05 | |
99 | Аппликация. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок . Итоги года. | 1 | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
2. учебно-методическая литература
- Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001
3. Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.).
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения;
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин;
- мольберт, стулья, стол, доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.
Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....
Рабочая программа "Человек" 1 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...