Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

     Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
  • формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
  • формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 66 часов,2часа в неделю, 33 учебные недели.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

Планируемые предметные результаты коррекционной работы:

- Называет (показывает) конструкцию.

- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

- Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — куб.

- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.

- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),

- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).

– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.

-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

-Переносит с одного места на другое разных предметов.

-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.

     Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • «Представления о форме»
  • «Представления о величине»
  • «Пространственные представления»
  • «Временные представления»
  • «Количественные представления»

Принципы организации учебного процесса:

  • Принципы государственной политики РФ в области образования. 
  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
  • Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
  • Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
  • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.  
  • Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип психолого-педагогического изучения детей.
  • Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
  • Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
  • Принцип интегрированного подхода к отбору содержания  (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
  • Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
  • Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
  • Принцип соблюдения линейности и концентричности.
  • Принцип вариативности программного материала.
  • Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  • Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  •  Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.        

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

 Математические представления. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Формирование представлений о форме.

10

1

«Круг». ИОТ и ТБ.

1

04.09

2

«Квадрат».

1

06.09

3

«Маленькие квадраты».

1

11.09

4

«Большие квадраты».

1

13.09

5

«Предметы похожие на круг».

1

18.09

6

«Предметы похожие на квадрат».

1

20.09

7

«Раскрашивание круга».

1

25.09

8

«Раскрашивание квадрата».

1

27.09

9

«Обведение круга по контуру».

1

02.10

10

«Обведение квадрата по контуру».

1

04.10

2 модуль. Формирование представлений о величине.

10

11

«Штриховка круга». ИОТ и ТБ.

1

16.10

12

«Штриховка  квадрата».

1

18.10

13

 «Большой - маленький».

1

23.10

14

«Длинный - короткий».

1

25.10

15

«Большие и маленькие игрушки».

1

30.10

16

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и приложения».

1

01.11

17

18

«Я большая,а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

08.11

19

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы».

1

13.11

20

«Подбери ленты для кукол».

1

15.11

3 модуль. Формирование пространственных представлений.

10

21

«Постройка башни». ИОТ и ТБ.

1

27.11

22

«Длинный мост, короткий мостик»

1

29.11

23

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях,  в конструктивной деятельности».

1

04.12

24

 «Вверху-середина-внизу»

1

06.12

25

«Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине».

1

11.12

26

«Разложи игрушки по полкам».

1

13.12

27

«Разложи игрушки по полкам».

1

18.12

28

«Разложи одежду по полкам».

1

20.12

29

«Разложи одежду по полкам».

1

25.12

30

«Ориентация на листе бумаги».

1

27.12

4 модуль. Формирование временных представлений

31

32

«Вверх-середина». «Середина – низ».ИОТ и ТБ.

1

15.01

Уплотнение за короткую неделю

33

34

«Ориентация в классе»

1

17.01

Уплотнение за короткую неделю

35

«Середина класса»

1

22.01

36

 «День-вечер-ночь».

1

24.01

37

 «День-вечер-ночь».

1

29.01

38

«Части суток».

1

31.01

39

«День-вечер-ночь».

1

05.02

40

«Режим дня».

1

07.02

41

«Режим дня».

1

12.02

42

«Режим дня».

1

14.02

43

«Ночной режим».

1

19.02

44

«Ночной режим».

1

21.02

5 модуль. Формирование количественных представлений

14

45

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». ИОТ и ТБ.

1

05.03

46

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью».

1

07.03

47

«Знакомство с понятием «один» и «много».

1

12.03

48

«Знакомство с цифрой 1».

1

14.03

49

«Один-много».

1

19.03

50

«Цифра 1».

1

21.03

51

«Много».

1

26.03

52

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

1

28.03

53

«Мои игрушки».

1

02.04

54

«Мои игрушки».

1

04.04

55

«В гостях  у лесовика в лесу».

1

09.04

56

«Посчитай сколько шишек, найди цифру 1». ИОТ и ТБ.

1

11.04

6 модуль. Формирование пространственных представлений.

10

57

«Поровну-больше».

1

23.04

58

«Разложи игрушки»

1

25.04

59

60

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от».

1

02.05

Уплотнение за 30.04

61

62

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

1

07.05

Уплотнение за 09.05

63

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

1

14.05

64

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

1

16.05

65

 Закрепление тем: «Короткий – длинный»,

«вверху – середина – внизу»

1

21.05

66

Закрепление темы: «поровну-больше». Итоги года.

1

23.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мячи разного диаметра, цвета;;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • сухой (шариковый) бассейн;
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • игрушки разных размеров;
  • мозаики;
  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
  • шнуровки;
  • пирамидки разные по величине, высоте;
  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
  • цветные карандаши;
  • листы бумаги;
  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
  • презентации по темам;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс для детей с умственной отсталостью

Рабочая прграмма по математике 3 (3ч в неделю)  по учебнику В.В.Эк содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...