Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1.docx | 65.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы:
- формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
- формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 66 часов,2часа в неделю, 33 учебные недели.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — куб.
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»
- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
- «Количественные представления»
Принципы организации учебного процесса:
- Принципы государственной политики РФ в области образования.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
- Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип психолого-педагогического изучения детей.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
- Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
- Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
- Принцип соблюдения линейности и концентричности.
- Принцип вариативности программного материала.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Математические представления. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. Формирование представлений о форме. | 10 | |||
1 | «Круг». ИОТ и ТБ. | 1 | 04.09 | |
2 | «Квадрат». | 1 | 06.09 | |
3 | «Маленькие квадраты». | 1 | 11.09 | |
4 | «Большие квадраты». | 1 | 13.09 | |
5 | «Предметы похожие на круг». | 1 | 18.09 | |
6 | «Предметы похожие на квадрат». | 1 | 20.09 | |
7 | «Раскрашивание круга». | 1 | 25.09 | |
8 | «Раскрашивание квадрата». | 1 | 27.09 | |
9 | «Обведение круга по контуру». | 1 | 02.10 | |
10 | «Обведение квадрата по контуру». | 1 | 04.10 | |
2 модуль. Формирование представлений о величине. | 10 | |||
11 | «Штриховка круга». ИОТ и ТБ. | 1 | 16.10 | |
12 | «Штриховка квадрата». | 1 | 18.10 | |
13 | «Большой - маленький». | 1 | 23.10 | |
14 | «Длинный - короткий». | 1 | 25.10 | |
15 | «Большие и маленькие игрушки». | 1 | 30.10 | |
16 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и приложения». | 1 | 01.11 | |
17 18 | «Я большая,а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 1 | 08.11 | |
19 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы». | 1 | 13.11 | |
20 | «Подбери ленты для кукол». | 1 | 15.11 | |
3 модуль. Формирование пространственных представлений. | 10 | |||
21 | «Постройка башни». ИОТ и ТБ. | 1 | 27.11 | |
22 | «Длинный мост, короткий мостик» | 1 | 29.11 | |
23 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 | 04.12 | |
24 | «Вверху-середина-внизу» | 1 | 06.12 | |
25 | «Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине». | 1 | 11.12 | |
26 | «Разложи игрушки по полкам». | 1 | 13.12 | |
27 | «Разложи игрушки по полкам». | 1 | 18.12 | |
28 | «Разложи одежду по полкам». | 1 | 20.12 | |
29 | «Разложи одежду по полкам». | 1 | 25.12 | |
30 | «Ориентация на листе бумаги». | 1 | 27.12 | |
4 модуль. Формирование временных представлений | ||||
31 32 | «Вверх-середина». «Середина – низ».ИОТ и ТБ. | 1 | 15.01 | Уплотнение за короткую неделю |
33 34 | «Ориентация в классе» | 1 | 17.01 | Уплотнение за короткую неделю |
35 | «Середина класса» | 1 | 22.01 | |
36 | «День-вечер-ночь». | 1 | 24.01 | |
37 | «День-вечер-ночь». | 1 | 29.01 | |
38 | «Части суток». | 1 | 31.01 | |
39 | «День-вечер-ночь». | 1 | 05.02 | |
40 | «Режим дня». | 1 | 07.02 | |
41 | «Режим дня». | 1 | 12.02 | |
42 | «Режим дня». | 1 | 14.02 | |
43 | «Ночной режим». | 1 | 19.02 | |
44 | «Ночной режим». | 1 | 21.02 | |
5 модуль. Формирование количественных представлений | 14 | |||
45 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». ИОТ и ТБ. | 1 | 05.03 | |
46 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью». | 1 | 07.03 | |
47 | «Знакомство с понятием «один» и «много». | 1 | 12.03 | |
48 | «Знакомство с цифрой 1». | 1 | 14.03 | |
49 | «Один-много». | 1 | 19.03 | |
50 | «Цифра 1». | 1 | 21.03 | |
51 | «Много». | 1 | 26.03 | |
52 | «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 1 | 28.03 | |
53 | «Мои игрушки». | 1 | 02.04 | |
54 | «Мои игрушки». | 1 | 04.04 | |
55 | «В гостях у лесовика в лесу». | 1 | 09.04 | |
56 | «Посчитай сколько шишек, найди цифру 1». ИОТ и ТБ. | 1 | 11.04 | |
6 модуль. Формирование пространственных представлений. | 10 | |||
57 | «Поровну-больше». | 1 | 23.04 | |
58 | «Разложи игрушки» | 1 | 25.04 | |
59 60 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от». | 1 | 02.05 | Уплотнение за 30.04 |
61 62 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 1 | 07.05 | Уплотнение за 09.05 |
63 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 1 | 14.05 | |
64 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 1 | 16.05 | |
65 | Закрепление тем: «Короткий – длинный», «вверху – середина – внизу» | 1 | 21.05 | |
66 | Закрепление темы: «поровну-больше». Итоги года. | 1 | 23.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мячи разного диаметра, цвета;;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- сухой (шариковый) бассейн;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- игрушки разных размеров;
- мозаики;
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс для детей с умственной отсталостью
Рабочая прграмма по математике 3 (3ч в неделю) по учебнику В.В.Эк содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...