Рабочая программа и КТП по индивидуальным интегративным дефектологическим занятиям в 1 классе для детей с УО
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа и КТП по индивидуальным интегративным дефектологическим занятиям в 1 классе для детей с УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
def_1_kl.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальное (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида»
г. Москва, г.о. Троицк, ул. Пушковых, д. 5, тел.: 8(495) 8515001 e-mail: school7zr@mail.ru
Рабочая программа
индивидуальных интегративных дефектологических занятий
на 2014-2015 учебный год
Учитель-дефектолог: Тюлькина Е.В.
Пояснительная записка
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Основная цель рабочей программы – формирование у школьников знаний об окружающем мире, развитие математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.
Принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами СКОШ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Планирование составлено с опорой на следующую литературу, адаптированное для обучения ребенка:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
- Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» изд. Весна Дизайн, Киров 2005
- Папка дошкольника «Найди по схеме», изд. Весна Дизайн, Киров, 2010
- Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
- Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
- Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб., 2003.
- Комплексная абилитация детей с нарушениями движений в специальных образовательных учреждениях: программно-методические материалы/И.А.Смирнова и др. - СПб., 2008.
- Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – М., 2007.
Приоритетные направления педагогической работы:
1.Коммуникативные навыки.
2. Навыки самообслуживания.
3.Учебное поведение
4. Познавательная деятельность
5. Пополнение пассивного словаря.
6. Математические представления.
8. Развитие мелкой моторики.
9. Работа с материалами
10. Расширение знаний об окружающем мире.
11. Социальное поведение
Данная программа предназначается для учащихся 1 "Б" класса Петровой К., Сидоровой А., Микеладзе Л., Ярцева Д.
Календарно-тематическое планирование
Тема | |||
Внимание Память Мышление | Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация | Развитие элементарных математических представлений | Дата |
Обследование, составление индивидуального образовательного маршрута и поурочного планирования | 09.14 | ||
Дидактические игры: «Чего не стало» [22] Установление логической последовательности действий «Разложи и расскажи 1» - «Гнездо»[20] | Пальчиковая гимнастика Узнавание предметов в условиях шума Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги Обводка и штриховка геометрических фигур | Сравнение предметов по величине. | |
Дидактические игры: «Что изменилось» тренировка наблюдательности [1] «Найди и вычеркни» [34] | Пальчиковая гимнастика Ориентировка в схеме собственного тела (по вертикали) Штриховка геометрических фигур | Длинный – короткий. | |
Установление логической последовательности действий «Разложи и расскажи 2» [20] д/и «Кто за кем» - восстановление по памяти заданной последовательности игрушек. [32] д/и « Назовем одним словом» [7] | Пальчиковая гимнастика Составление целого из частей Ориентировка в схеме собственного тела по горизонтали: правая-левая рука) | Сравнение двух предметов разной длины. | |
Развитие слухового внимания Игра «Поймай звук» (произношение слов со звуками «а, у, о») д/и «Запомни и скажи правильно» (вверху была парта – внизу книга) «Четвертый лишний и почему» | Пальчиковая гимнастика Закрепление «правая-левая рука» (повязывание красной ленточки на ведущую руку) Обводка, расположение геометрических фигур на листе бумаги (вверху- внизу) | Свойства предметов (цвет) | |
Развитие зрительного внимания и концентрации д/и «Найди отличия» [15] д/и «Нелепицы» [5] д/и «Парочки» [33] упр. «Найди и вычеркни» [34] | Пальчиковая гимнастика Закрепление представлений «правая- левая рука» д/и «Правый глаз» усвоение или автоматизация понятий справа-слева. [39] | Свойства предметов (форма) | |
Выкладывание цветных полосок по образцу Различения звуков, которые издают музыкальные инструменты (слух. внимание) «Хлопни, если услышишь» разв. устойчивости и переключения внимания [35] | Пальчиковая гимнастика д/и «Обезьянка» усвоение или автоматизация понятий справа-слева. [8] Составление целого из частей | Сравнение предметов по высоте. | |
Выполнение заданного действия по звуковому сигналу д\и «Запомни и скажи правильно» (в холодильнике варится суп) [36] Упр. «Раскрась вторую половину» разв. концентрации внимания [16] Установление лог. связей «Что было сначала, а что потом» [37] | Пальчиковая гимнастика д/и «Кого загадали.» [9] «Продолжи ряд» (ритмический рисунок) | Сравнение предметов по длине и высоте. | |
«Кто как голос подает» (разв. слух. вним. СD «Учимся правильно говорить» д/и «Парочки» [33] «Лото» (подбор по геом.форме, цвету) упр. «Где чей домик» разв. устойчивости внимания [14] | Пальчиковая гимнастика д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя» д/и «Кого загадали» усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева. [9] | Сравнение предметов по длине и высоте (по памяти). | |
Развитие зрительного гнозиса «Нахождение и узнавание букв» «Кто лишний и почему» Упр. «Цифровая таблица» [17] | Пальчиковая гимнастика «Перечисли все, что находится слева от тебя» Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра. | Геометрические фигуры – круг. | |
«Что изменилось» Вариант-2 [1] «Цепочка действий» [3] упр. «Нелепицы» [5] | Пальчиковая гимнастика д/и «Кого загадали» усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева. [9] Разложи фрукты и животных справа и слева от себя | Геометрические фигуры – квадрат. | |
«Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2] «Игра в слова» [4 ] «Хлопни, если услышишь…»[40]
| Пальчиковая гимнастика Составление целого из частей «Перечисли, все что ты видишь слева от себя» | Геометрические фигуры – треугольник. | |
«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2] упр. на простейшие умозаключения [6] «Назовем все предметы одним словом» [7] операции обобщения упр. «Птица - не птица» развитие внимания [18] | Пальчиковая гимнастика «Лабиринт» с речевым сопровождением направлений д/и «Что под ладошкой» усвоение или автоматизация понятий справа- слева. [10] | Сравнение круга, квадрата, треугольника. | |
«Запомни и воспроизведи» В-3 упр. на установление логических связей [2] д/и «Чего не стало» д/и «Топ-Хлоп» развитие внимания, памяти [19] | Пальчиковая гимнастика д/и «На параде» усвоение или автоматизация ориентировочно-пространственных понятий. [11] Продолжи ритм. рисунок | Ориентировка на плоскости листа. | |
«Запомни и воспроизведи» В-2 [2] «Игра в слова» [4] Упр. «Нелепицы» [5] Упр. на распределение внимания Вариант-1 [38] | Пальчиковая гимнастика д/и «Кто справа, а кто слева» [12] | Ориентировка на плоскости листа. | |
Дидактические игры: Перепутанные линии» [40- зрит. внимание, концентрация внимания «Порисуем» зрит. память[41 «Простые аналогии» [43]- мышление | Пальчиковая гимнастика «Найди по схеме» [42 «Шнуровка» работа с пособием, завязываем шнурки Графические задания | Сравнение групп предметов. | |
Игры и забавы детей зимой. Дидактические игры: «Парочки» [33] память и внимание «Простые аналогии» [43 ] мышление «Где чей домик» [ 40] устойчивость внимания | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 1 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 2 | Счёт до трёх. Итоговое число. | |
Транспорт. Наземный. Дидактические игры: «Что изменилось» [1] наблюдательность «Запомни слова» [45] слуховая память «Загадки» мышление | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 2 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 3 | ||
Транспорт. Воздушный Дидактические игры: «Найди отличия» [15] внимание « Порисуем» [ 41 ] Память «На что это похоже?» [ 46 ] Визуализация, ассоциации | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 3 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 4 | Счёт на ощупь, на слух, счёт движений. | |
Транспорт. Водный Дидактические игры: «Имена» [47] Слуховая память «Раскрась вторую половинку» [16] Концентрация внимания «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48] мышление | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 4 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 5 | Счёт до четырёх. | |
Транспорт. Подземный. Дидактические игры: «Найди совпадения» [47] Память, внимание «Запомни слова» [45] Слуховая память «Парочки» [33] память и внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 5 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 6 | Счёт до пяти. | |
Обобщающий урок. Транспорт. Дидактические игры: Упражнение на распределение внимания [38] «Вспомни картинку» [49] Память «Классификация» [50] мышление | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 7 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 8 | Счёт до шести. | |
“Прощай, зимушка-зима”. Дидактические игры: «Цифровая таблица» [17] внимание «Найди закономерность» [51] мышление «Вспомни картинку» [49] память | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 8 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 9 | Счёт до семи. | |
Семья. Дидактические игры: «Простые аналогии» [43] мышление «Порисуем» [41] память «Перепутанные линии» [40] внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 9 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 10 | Счёт до восьми. | |
Комнатные растения. Дидактические игры: «Лишний» [52] мышление «Имена и настроения детей» [53] память Упражнение на распределение внимания [38] | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 10 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 11 | Счёт до девяти. | |
Птицы Дидактические игры: «Классификация» [54] мышление «Порисуем» [41] память «Топ-Хлоп» [ 19 ] внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 11 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 12 | Счёт до десяти. | |
Одежда и уход за ней. Дидактические игры: «Систематизация» [54] мышление «Парочки» [33] Память «Цифровая таблица» [17] внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 12 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 13 | Уравнивание групп предметов (разница равна одному). | |
Обувь. Уход за обувью. Дидактические игры: «Парочки» [33] память и внимание «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [ 48] мышление «Имена» [ 47] слуховая память | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 13 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 14 | Понятие "пара". | |
“Так приходит весна”. Дидактические игры: «Что изменилось» [1] наблюдательность «Загадки» мышление «Перепутанные линии» [40] внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 14 Папка дошкольника « Найди по схеме» - задание на стр. 15 | Части суток. | |
Первые весенние цветы. Дидактические игры: «Цифровая таблица» [17] внимание «Парочки» [33] память « Классификация» [54] | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на стр. 15 | Прямой и обратный счёт в пределах 5. | |
“Весна идёт, весне дорогу!” Дидактические игры: «Орнамент» [55] зрительное внимание «Вспомни картинку» [49] память «Лишний» [52] мышление | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вратарь» [56] | Повторение и обобщение. | |
Труд людей весной. Дидактические игры: «Загадки» мышление «Парочки» [33] память «Перепутанные линии» [40] внимание | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра « Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» [57] | Повторение и обобщение. | |
Обобщающий урок. Времена года Дидактические игры: «Парочки» [33] память и внимание «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48] мышление «Запомни и воспроизведи» [ 2 ] слуховая память | Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» [58] | Повторение и обобщение. | |
Обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Индивидуальное обучение для учащихся 3 классов
На учебный предмет «Литературное чтение» в федеральном компоненте базисного учебного плана определено в 3 классе– 1 час в неделю. Всего – 34 часов в год (34 учебные...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Живой мир" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по математике разработана для учащихся 2 класса находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе Примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 1 класс
УМК "Школа России" В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4...
Рабочая программа по технологии для индивидуального обучения на дому, 1 класс
Рабочая программа по технологии разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Технология. 1 – 4 классы»...
Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия (2 класс, обучающиеся с расстройством аутистического спектра). Тема занятия: Развитие мышления.
Способствовать формированию интеллектуальных способностей обучающегося....