Рабочая программа по технологии для индивидуального обучения на дому, 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс)
Рабочая программа по технологии разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Технология. 1 – 4 классы» Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tehnologiya.doc | 303.09 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана для учащихся 1 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Технология. 1 – 4 классы» Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. (Москва, Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, Положения об организации индивидуального обучения на дому; Письма Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цели и задачи
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельно сти на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
В качестве основных задач, решаемых при изучении курса «Технология» выделяются:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональ ном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
1) внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
- умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своими; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
- первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации, её передачи, преобразования, хранения информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятелычостный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внеш них, материальных (материализованных) действий.
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций уча щегося, но и как процесса развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Место курса «Технология»
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение технологии в 1 классе отводится 16 часов 0,5 ч в неделю. (33 учебные недели).
По учебному плану 1 класса индивидуального обучения на дому на предмет технология отводится 0,5 час в неделю, 1 ч. в две недели.
Рабочая программа корректируется, корректировка продиктована уменьшением количества часов (по сравнению с учебным планом) и увеличением доли самостоятельной работы.
II. Результаты освоения учебного предмета в 1 классе
Требования к уровню подготовки учащихся I класса
В результате изучения курса «Технологии» первоклассник научится:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
- выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную „технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений.
Основы культуры труда, самообслуживания:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность;
- анализ предлагаемой информации, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Конструирование и моделирование:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаим ное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведётся безотметочное обучение.
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия.
Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче ства образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
III. Содержание программы
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон.
В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.
В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполне ния при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
- Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
- При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, со зидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
- В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительно сти, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
- Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
- В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
- Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
- Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укреплений психического и физического здоровья учащихся.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по РП |
1 | Давайте познакомимся | 1 | 1 |
2 | Человек и земля | 21 | 12 |
3 | Человек и вода | 3 | 1 |
4 | Человек и воздух | 3 | 1 |
5 | Человек и информация | 3 | 1 |
ИТОГО | 33 ч. | 16 ч. |
IV. Календарно- тематическое планирование по технологии
УМК «Школа России»
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Давайте познакомимся. – 1ч. Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология. | 1 | |
2 | Человек и земля (12 ч) Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев» | 1 | |
3 | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна» | 1 | |
4 | Пластилин. Изделие «Мудрая сова». | 1 | |
5 | Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». | 1 | |
6 | Бумага. Изделие «Закладка из бумаги. | 1 | |
7 | Различные материалы. Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». | 1 | |
8 | Работа с бумагой. Дикие животные. Проект «Дикие животные». | 1 | |
9 | Работа с бумагой. Новый год. Украшение на елку. Изделие: «Украшение на елку». | 1 | |
10 | Домашние животные. Изделие: «Котенок». | 1 | |
11 | Пластилин. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия: «чашка» | 1 | |
12 | Работа с картоном. Мебель. Изделие: «Стул» | 1 | |
13 | Одежда. Ткань, Нитки. Учимся шить. «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями» | 1 | |
14 | «Человек и вода», 1 час Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 | |
15 | «Человек и воздух», 1 час Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» | 1 | |
16 | «Человек и информация», 1 час Передача информации. | 1 | |
Итого: | 16ч. |
V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение, 2018.
- Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А. Мотылева.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь:1 класс. - М.: Просвещение, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа по коррекционной программе...
Рабочая программа по предмету "Математика" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Математика" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя....
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение
Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...
Индивидуальная рабочая программа по английскому языку для обучения на дому
УМК Spotlight English, 2 класс...
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по математике разработана для учащихся 2 класса находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе Примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 1 класс
УМК "Школа России" В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4...