Рабочая программа по литературному чтению. Индивидуальное обучение для учащихся 3 классов
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
На учебный предмет «Литературное чтение» в федеральном компоненте базисного учебного плана определено в 3 классе– 1 час в неделю. Всего – 34 часов в год (34 учебные недели)Для индивидуального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_litcht.-3kl.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению индивидуальное обучение
для учащихся 3 классов
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. УМК «Школа России»
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
На учебный предмет «Литературное чтение» в федеральном компоненте базисного учебного плана определено в 3 классе– 1 час в неделю. Всего – 34 часов в год (34 учебные недели)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся третьего класса
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса,заложенных в ФГОС.
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно и выразительно текст целыми словами вслух (темп чтения - не менее 60 слов в минуту)и про себя (темп чтения — не менее 80 слов в минуту);
знать 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст
произведения (подробно и кратко);
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011 г.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч./ Сост. Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова – М.: Просвещение, 2010 г.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ Сост. С.В.Кутявина – М.: ВАКО, 2012 г
Универсальные поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Кутявина С. В. – М.: ВАКО, 2012 г..
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
Компьютер
Мультимедийный проектор и интерактивная доска
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
CD-диск. Литературное чтение.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Вид контроля | ||||||||||
план | факт | Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||||||||||||||
Самое великое чудо на свете (1 час.) | |||||||||||||||||
1 | Рукописные книги Древней Руси. О первопечатнике Иване Фёдорове. | Урок изучения нового материала. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. | Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись». Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | фронтальный | |||||||||||
Устное народное творчество (6 часов) | |||||||||||||||||
2 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Урок-исследование. | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. | Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | фронтальный | |||||||||||
3 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Урок-драматизация. | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | Понимать значение выражений «драматизация», «волшебная сказка». Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | фронтальный | |||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (3 часов) | |||||||||||||||||
4 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Ф.И. Тютчев «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | Урок изучения нового материала. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Понимать художественно-выразительное значение звукописи. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
5 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». И.С. Никитин «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство». И.З. Суриков «Зима». | Комбинированный урок. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть картины природы, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). | Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
6 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | Комбинированный урок. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать выразительно стихотворные произведения. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). | Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста. | фронтальный | |||||||||||
Великие русские писатели ( 6 часов) | |||||||||||||||||
7 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». А.С. Пушкин «Зимний вечер». | Урок изучения нового материала. | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. | Называть произведения А.С. Пушкина. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
8 |
.АС. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | Комбинированный урок. | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Называть произведения А.С. Пушкина. | Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста. | фронтальный | |||||||||||
9 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | Урок изучения нового материала. | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Знать содержание сказки А.С. Пушкина. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
10 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». М.Ю. Лермонтов «Утёс». М.Ю. Лермонтов «Осень». | Урок развития умений и навыков. | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | Понимать значение слова «басня». Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
11 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | Урок развития умений и навыков. | Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. | Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Подбирать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
12 | Н.А. Некра-сов «Славная осень!» Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | Урок изучения нового материала. | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. | Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | фронтальный | |||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (2 часа) | |||||||||||||||||
13 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | Урок изучения нового материала. . | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
14 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | Комбинированный урок. | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Смысловое чтение литературных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения. | фронтальный | |||||||||||
Литературные сказки (2 часа) | фронтальный | ||||||||||||||||
15 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Урок изучения нового материала. | Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка». Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. | Понимать особенности присказки. Участвовать в анализе содержания. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||||||||||
16 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Урок изучения нового материала. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. | Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. | Смысловое чтение литературных текстов, выделение существенной информации из текста. Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | фронтальный | |||||||||||
Были-небылицы (1 час) | |||||||||||||||||
17 | М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон». | Комбинированный урок. | Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Сочинять продолжение сказки. Давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Работа с вопросами по содержанию литературного текста. Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | фронтальный | |||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (4 часа) | |||||||||||||||||
18 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» С. Чёрный «Воробей», «Слон». | Урок изучения нового материала. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
19 | А.А. Блок «Ветхая избушка». А.А. Блок «Сны», «Ворона». | Урок изучения нового материала. | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Читать стихотворения наизусть. | Заучивание стихотворений наизусть и декламирование их. Определение эмоционального характера текста. Работа с вопросами по содержанию литературного текста. | фронтальный | |||||||||||
20 | С.А. Есенин «Черёмуха». М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | Урок формирования умений и навыков. | Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. | Называть произведения русских поэтов. Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. | Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логического рассуждения, аналогии. | фронтальный | |||||||||||
21 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась». В.И. Белов «Ещё про Мальку». | Урок развития умений и навыков. | Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) для создания картин цветущей черёмухи. Определять тему и главную мысль произведения. | Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декларирование произведения. Определение эмоционального характера текста. | фронтальный | |||||||||||
Люби живое (2 часа) | |||||||||||||||||
22 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». | Урок изучения нового материала. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности. | Называть произведения М.М. Пришвина. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
23 | В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Комбинированный урок. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. | Называть произведения И.С. Соколова-Микитова. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | фронтальный | |||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (2 часов) | |||||||||||||||||
24 | А.Л. Барто «Разлука». А.Л. Барто «В театре». С.В. Михалков «Если». | Урок развития умений и навыков. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
25 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Комбинированный урок. | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. | Определение эмоционального характера текста. Работа с вопросами по содержанию литературного текста. | фронтальный | |||||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4 часа) | |||||||||||||||||
26 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле». А.П. Платонов «Ещё мама». | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. | Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | фронтальный | |||||||||||
27 | М.М. Зощенко «Золотые слова». М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Урок-дискуссия. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. | Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. | фронтальный | |||||||||||
28 | Н.Н. Носов «Федина задача». | Урок-игра. | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения. | Называть произведения Н.Н. Носова. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Рассмотрение разных способов выполнения заданий. | фронтальный | |||||||||||
29 | Н.Н. Носов «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства». | Урок развития умений и навыков. | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. | Определять тему и находить главных героев. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
По страницам детских журналов (3 часа) | |||||||||||||||||
30 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | Урок введения в новую тему. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. | Называть детские журналы. Устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | фронтальный | |||||||||||
31 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | Урок изучения нового материала. | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. | Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | фронтальный | |||||||||||
32 | Г.Б. Остер «Вредные советы». Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | Комбинированный урок. | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. | Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику; находить отличия книги и журнала; уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию. | Смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. | фронтальный | |||||||||||
Зарубежная литература (2 часа) | |||||||||||||||||
33 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Урок развития умений и навыков. | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст. | фронтальный | |||||||||||
34 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Урок изучения нового материала. | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. | Смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | фронтальный |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
– наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;
– детские книги разных типов из круга детского чтения;
– портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– ксерокс;
– аудиомагнитофон;
– CD/DVD-проигрыватель;
– телевизор с диагональю не менее 72 см;
– проектор для демонстрации слайдов;
– мультимедийный проектор;
– экспозиционный экран размером 150х150 см;
– фотокамера цифровая (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала;
– подставки для книг, держатели для схем и таблиц;
– полки для «Уголка книг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по литературному чтению (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте...
Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте в 1 классе по системе Л. В. Занкова
Рабочая программа предназначена для обучения грамоте, развитию речи и литературному чтению на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературного чтения выделено 2 ча...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащихся с ОВЗ
Индивидуальная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом по авторской программе Л.А. Ефросининой, М.И Омороковой «Литературное чтение 1-4 классы», соответствующей федеральному г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...