Формирование национальной культуры младших школьников
статья

Асеева Евгения Ивановна

доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_oktyabr_2019_nats._kultura.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа

Поныровского района Курской области»

ДОКЛАД

«Формирование национальной культуры

младших школьников»

Подготовила:

учитель начальных классов

Асеева Евгения Ивановна

Поныри, октябрь, 2019г.

Тема: «Формирование национальной культуры младших школьников»

 В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей  поднимаются в настоящее время в сфере образования.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ совершенно прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные и младшие школьные годы. Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Особенности развития детей этого возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-девяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников и младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольнику и младшему школьнику, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Мы живем в крае, который, на данный момент, процветает и несет за собой определенный смысл. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Жизнь у нашего народа была очень тяжелой. Курская область состоит из множества городов, посёлков и сёл. Посёлок Поныри – героическая земля, это место, в котором традиции и обычаи стоят на первом месте. Все стараются соблюдать их и приобщают к этому своих детей, подрастающее поколение. В нашем посёлке работает Дом культуры и библиотека, которые любят посещать все дети. Им нравится посещать музей, рассматривать картинки, слушать разнообразные истории и песни о своей малой Родине. Благодаря этому, у детей формируется понимание и представление национальной культуры края.

         Сегодня все более ярко выявляется возрождение национального духа, национальной культуры и  традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким институтом является семья, а потом уже школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.

Наблюдая за детьми, мы понимаем, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривания иллюстраций, чтения книг и др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»

В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...

Формирование национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона

Статья, посвященная проблеме формирования национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона (из опыта работы)...

Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности

В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...

Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...

ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ...

Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"

Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...