Формирование национальной культуры младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа
Поныровского района Курской области»
ДОКЛАД
«Формирование национальной культуры
младших школьников»
Подготовила:
учитель начальных классов
Асеева Евгения Ивановна
Поныри, октябрь, 2019г.
Тема: «Формирование национальной культуры младших школьников»
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в настоящее время в сфере образования.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ совершенно прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные и младшие школьные годы. Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Особенности развития детей этого возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-девяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников и младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольнику и младшему школьнику, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Мы живем в крае, который, на данный момент, процветает и несет за собой определенный смысл. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Жизнь у нашего народа была очень тяжелой. Курская область состоит из множества городов, посёлков и сёл. Посёлок Поныри – героическая земля, это место, в котором традиции и обычаи стоят на первом месте. Все стараются соблюдать их и приобщают к этому своих детей, подрастающее поколение. В нашем посёлке работает Дом культуры и библиотека, которые любят посещать все дети. Им нравится посещать музей, рассматривать картинки, слушать разнообразные истории и песни о своей малой Родине. Благодаря этому, у детей формируется понимание и представление национальной культуры края.
Сегодня все более ярко выявляется возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким институтом является семья, а потом уже школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.
Наблюдая за детьми, мы понимаем, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривания иллюстраций, чтения книг и др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»
В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...
Формирование национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона
Статья, посвященная проблеме формирования национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона (из опыта работы)...
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...
Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...
ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"
Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...