Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
материал на тему
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личности
Духовно-нравственное воспитание невозможно без изучения национальной культуры и народного искусства. К тому же Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личности
Духовно-нравственное воспитание невозможно без изучения национальной культуры и народного искусства. К тому же Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества.
Ведущая деятельность ученика начальной школы – игровая. Переступая порог школы, дети не перестают играть. Воспитательная роль игрушки огромна. Игрушка для ребёнка друг и советчик: ей он доверяет свои секреты, садится с ней обедать, ложится спать.
Давайте посмотрим, с какими игрушками играют наши дети (слайд) , ими буквально забиты прилавки магазинов, так как они имеют большой спрос.
Как вы думаете, какой воспитательный эффект можно ожидать от таких кукол? Способствуют ли они формированию духовности? А ведь игрушка, это первое, что берёт ребёнок в руки, едва появившись на свет.
А теперь давайте посмотрим на русскую национальную куклу, незаслуженно забытую нашими детьми.
Комментарии здесь излишни.
Поэтому изучение национальной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания я реализую посредством изготовления народных обереговых кукол.
Представляю вашему вниманию м-к «Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»
-Я приглашаю фокус группу в количестве 4 человек.
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это (календарные праздники)
- Расскажите о них.
- На столе лежат тексты малых жанров русского народного фольклора. Выберете любую, прочитайте. О каком празднике идёт речь? Какие слова помогают вам узнать, что речь идёт о каком-то празднике? Какие т и о были у русского народа во время этого праздника? (участники берут текст песенок, читают, рассказывают)
-Давайте посмотрим на слайд. Что является элементом каждого праздника? (кукла)
- Почему именно эта кукла является элементом того или иного праздника?
(Показать готовые куклы, рассказать о них)
Куклу-масленицу мастерили в конце зимы. В течение всего года ее аккуратно хранили в избе, поместив на самое почетное место. Считалась, что именно находясь в этих местах, кукла-масленица сможет наилучшим образом влиять на процветание и благополучие семьи. А на следующую Масленицу ее сжигали.
Согласно верованиям, они приходят на Землю защитить человека не только от духов имеющих злой умысел, но и от злых людей, личных неудач и невзгод. Белый цвет символизирует – чистоту.
Шестиручка убережет руки от усталости, поможет правильно распределить работу, чтобы на все дела хватало сил и времени.
кукла "На Здоровье" делается из льняных ниток, потому что благодаря своим природным целебным свойствам лен забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться.
- хотели бы вы иметь такие куклы?
- Я предлагаю вам изготовить куклы-обереги своими руками.
- Давайте каждый будет делать куклу к тому празднику, о котором прочитал в песенке. Если хотите, можете поменяться друг с другом.
- Перед вами лежат элементы кукол из которых вы будите делать кукол.
- Выберете элементы для своей куклы. Подсказку вы найдёте в песенке, которую прочитали. Почему именно из этого материала будет изготовлена ваша кукла?
Хотя куклы разные, но принципы изготовления очень похожи. (демонстрация поэтапного выполнения, план) для помощи на столах у вас лежит технологические карты.
- Как вы думаете, почему обрядовая кукла выполняется без использования инструментов? (Обережные куклы во время изготовления не прокалываются иглами-булавками, все детали между собой не сшиваются, а перематываются нитями и связываются узелочками. За всеми этими запретами стоит смысл – не навредить, не разрезать жизнь, судьбу, не проколоть счастье.)
Выполнение работы
- Таким образом, в процессе изготовления куклы, учащиеся не только знакомятся с русскими обычаями и традициями, их значениями, но и учатся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, выдвигать гипотезу.
Идёт активное формирование коммуникативных УУД через речевую деятельность, сотрудничество
Регулятивных через целеполагание, планирование собственной деятельности, коррекцию
Познавательных через работу с различными информационными источниками: иллюстрацией, текстом, куклами, выполнение логических операций. Личностных – мотивации к деятельности.
Предметных через применение уже имеющихся знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии. Таким образом происходит реализация не только межпредметных, но и метапредметных связей, т.к. учащие обращаются к знаниям, умениям и навыкам, полученным во внеурочной деятельности, дополнительного образования.
- Ваши куклы готовы.
Я предлагаю рассказать о них по плану.
- Символом какого праздника является ваша кукла?
- Что символизирует?
Универсальность приёма
На Руси эти куклы дарили самым близким и дорогим людям. Кому бы вы хотели подарить свою куклу с пожеланием, связанным с этой куклой?
Такой прием универсален, он может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Изготовляя куклу, ребенок вкладывает в нее все свои знания, все свои эмоции. Мотивирует их к изучению национальных традиций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное о бщеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» Копейского городского округа Выполнила учитель начальных классов Кириллова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА Копейск, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»
Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...
Мастер класс по изготовлению куклы-оберега "Зайчик на пальчик" в художественном музее г.Комсомольска -на Амуре
Осенние каникулы школьников-как провести их с пользой...
Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...
мастер класс по изготовлению куклы - оберега
laquo;Мастер- класс по изготовлению куклы-оберега» Тема: Кукла- оберег из ткани своими руками Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре через из...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
Мастер-классТема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...
Мастер - класс по изготовлению куклы - оберега из ниток.
С древних времен в славянской культуре присутствовали куклы, сделанные из ткани и ниток. Их создавали без единого узелка и шва, делали наматыванием нити....