Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
статья на тему
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Асочакова Надежда Макаровна, учитель начальных классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
Проблема формирования национального самосознания у школьников обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства.
На школу ложится важнейшая задача реализации познавательной деятельности детей, в результате которой школьники больше узнают о своей национальной идентичности, о национальных праздниках, традициях, культуре своего народа.
«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [5].
Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится [9].
Служить средством может все, что окружает человека. За исключением самого человека. Поэтому все, что происходит вокруг, может рассматриваться педагогом как потенциальное средство воспитательного влияния, а это значит, что у педагога есть широчайший выбор средств воспитания ребенка, формирования у него национального самосознания. Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы [7].
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентировании в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.
Использование метода проектов в начальной школе способствует:
- формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
- формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализует принцип связи обучения с жизнью.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-3 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов, которые помогают достичь личностные и метапредметные результаты начального образования.
Цель проекта: привить интерес и любовь младших школьников к своей национальной культуре, изучение истории школы.
Задачи проекта:
- Пополнить знания детей о национальных традициях, обычаях, обрядах, национальных играх своего народа и изучение истории родной школы.
- Привлечь родителей в проектную деятельность.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний и умений.
1 этап (1 неделя)
- Определение проблемы (беседа), постановка цели и задач, сроков проектной деятельности. «Год культуры», «Юбилей школы»
- Создаем группы по темам.
- Учитель побуждает интерес к теме проекта (рассказ, презентация о разных национальностях, изучение истории своей школы).
- Поиск учащимися оптимального способа достижения поставленной цели (учитель помогает, советует, обсуждает).
- Консультация учащихся.
- Распределение проектной деятельности на 6 блоков:
- «Национальные праздники»,
- «Национальные традиции»,
- «Национальные игры»
- «История школы»
- «Известные люди – выпускники нашей школы»
- «Н.Ф.Катанов – человек и ученый»
- «Создаем «Копилку вопросов». (Что я могу узнать в ходе проекта?).
- этап (1 неделя)
- Дети в группах распределяют обязанности, обсуждают, как они в группах будут представлять свой блок.
- Поиск источников информации, способ сбора и анализа информации.
- Беседа с родителями. Помощь родителей в плане информации.
3 этап (2 неделя)
Осуществление деятельности.
- Рассказы об известных выпускниках школы, доклады, презентации детей о национальных праздниках, традициях, обрядах.
- Коллаж из семейных фотографий, выпускников школы, их родителей, родственников.
4 этап (3 неделя)
- Оформление проекта. «Моей школе 145 лет» и «Чыл пазы» (хакасский новый год)
- Защита лучших проектов на общешкольном уровне.
- Коллективный анализ проекта. Выводы (круглый стол).
Проведенное нами исследование подтвердило актуальность формирования национального самосознания школьников. Этот возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период интенсивно формируется его самосознание. Исследования показали, что круг образовательных задач уже на первых этапах чрезвычайно широк. Он включает познание истории страны, национальной культуры в ее разнообразных формах. Поэтому в учебной деятельности необходимо привлекать разнообразный материал, который способствовал бы более активной, эмоциональной реакции и глубокому познанию своей родины и народа.
Список литературы
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа.2005. №9.
3. Концепция духовно – нравственного развития.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-natsionalnogo-samosoznanmladshikh-shkolnikov#ixzz2MaTbfnOq.
6. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.30. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич.пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
7. Проект «Наша новая школа» .
8. ФГОС
9. Словарь терминов.
10. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизиов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...
«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»
В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....
Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую инфо...
доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...