ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Филатова Наталья Валентиновна

 ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДОКЛАД36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

Филатова Наталья Валентиновна   

учитель начальных классов  

МБОУ «Арх-Голицинская СОШ»

Рузаевского муниципального района

Формирование у младших школьников интереса к национальной

культуре – важнейшая задача современной начальной школы.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования направлен на обеспечение сохранения и развития

культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.

          Перед школой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие должно осуществляться на традициях народной культуры.

         Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому.

Наблюдения  указывают на плачевную ситуацию относительно осознанного формирования национальной культуры и соблюдения национальных традиций, дети не умеют использовать имеющиеся представления о традициях народной культуры в собственной деятельности.

         С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. 

          Если мы будем, с уважением относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, то мы оценим то, что предки оставили нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

          Поэтому одной из основных задач в моей  работе, как учителя является приобщение младших школьников к народной культуре в системе учебно-воспитательного процесса. Цель - показать учащимся значимость народных произведений, пробудить в них идеалы о национальном, духовном и культурном наследии, воздействовать на детей всем комплексом фольклорных средств. Младший школьный возраст – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

        На своих  уроках литературного чтение я знакомлю  детей с устным народным творчеством своего народа. В этом разделе широко использую все виды фольклора  (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

      Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

      Формирование  культурных традиций возможны так же через уроки музыки, физической культуры, технологии и ИЗО (приобщение детей к народной игрушке, знакомство детей с декоративно– прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой.)

         Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры для детей несут и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор.

       Дело в том, что народ создавал игры,  наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, дети очень любят и сами проводят такие игры как: «Салки – пятнашки», «Гуси–лебеди», «У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Жмурки», «Прятки», «Ручеек», «Пятнашки» и многие другие.

       Приобщать школьников к народной культуре можно не только на уроках, но и во внеурочное время.

           Большое место в приобщении детей к национальной культуре  занимают народные праздники и традиции, посещение музеев.  

       Детям нравится участвовать  в таких праздниках как «Масленица», «Колядование накануне Рождества», «Крещение», «Пасха».

       Эти народные праздники очень ждут дети,  с  удовольствием готовятся к ним, выступают и узнают очень многое о жизни своего  народа.

       Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что цель, которую учитель ставит, перед собой в своей деятельности состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое так же творит традиции будущего.

Литература:

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М: Просвещение, 1990 г.
  2. Куприянова Л. Фольклор в школе. М: Просвещение, 1993 г.

3. Богданович  Н.  У чистых истоков. 2003 г.

      4.  Князева О.Л.,  Маханева  М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной   культуры. Санкт Петербург, 2004 г.

5 Лазарева  Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2010- 251  

        6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987

        7. Песенные узоры.  Русские народные песни и игры. – М., 1990 Вып. 4

       8.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла

Творческий доклад на МО "Формирование  основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...

Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...

доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".

В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...

Доклад Формирование экологической культуры

Доклад Формирование экологической культуры...