ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Филатова Наталья Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ «Арх-Голицинская СОШ»
Рузаевского муниципального района
Формирование у младших школьников интереса к национальной
культуре – важнейшая задача современной начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования направлен на обеспечение сохранения и развития
культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Перед школой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие должно осуществляться на традициях народной культуры.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому.
Наблюдения указывают на плачевную ситуацию относительно осознанного формирования национальной культуры и соблюдения национальных традиций, дети не умеют использовать имеющиеся представления о традициях народной культуры в собственной деятельности.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Если мы будем, с уважением относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, то мы оценим то, что предки оставили нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Поэтому одной из основных задач в моей работе, как учителя является приобщение младших школьников к народной культуре в системе учебно-воспитательного процесса. Цель - показать учащимся значимость народных произведений, пробудить в них идеалы о национальном, духовном и культурном наследии, воздействовать на детей всем комплексом фольклорных средств. Младший школьный возраст – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
На своих уроках литературного чтение я знакомлю детей с устным народным творчеством своего народа. В этом разделе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Формирование культурных традиций возможны так же через уроки музыки, физической культуры, технологии и ИЗО (приобщение детей к народной игрушке, знакомство детей с декоративно– прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой.)
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры для детей несут и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор.
Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, дети очень любят и сами проводят такие игры как: «Салки – пятнашки», «Гуси–лебеди», «У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Жмурки», «Прятки», «Ручеек», «Пятнашки» и многие другие.
Приобщать школьников к народной культуре можно не только на уроках, но и во внеурочное время.
Большое место в приобщении детей к национальной культуре занимают народные праздники и традиции, посещение музеев.
Детям нравится участвовать в таких праздниках как «Масленица», «Колядование накануне Рождества», «Крещение», «Пасха».
Эти народные праздники очень ждут дети, с удовольствием готовятся к ним, выступают и узнают очень многое о жизни своего народа.
Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что цель, которую учитель ставит, перед собой в своей деятельности состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое так же творит традиции будущего.
Литература:
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М: Просвещение, 1990 г.
- Куприянова Л. Фольклор в школе. М: Просвещение, 1993 г.
3. Богданович Н. У чистых истоков. 2003 г.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт Петербург, 2004 г.
5 Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2010- 251
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987
7. Песенные узоры. Русские народные песни и игры. – М., 1990 Вып. 4
8.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла
Творческий доклад на МО "Формирование основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...
Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"
Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...
Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...
Формирование национальной культуры младших школьников
доклад на ШМО...
доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".
В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...
Доклад Формирование экологической культуры
Доклад Формирование экологической культуры...