Формирование национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона
статья на тему
Статья, посвященная проблеме формирования национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона.
Если человек ценит свой народ, его язык, традиции, культуру, а также с уважением относится к языку, культуре других народов, умеет жить в дружбе и согласии - значит, есть у него будущее, и оно должно быть светлым.
Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе миру. Этнокультурное воспитание и образование начинается с раннего дошкольного возраста. Это происходит, в основном, в семье. С молоком матери малыш впитывает все то ценное, что связывает его с родным языком, культурой, традициями, накопленными его предками за долгие века. В детском дошкольном учреждении продолжается этнокультурное образование малышей, знакомство с народным фольклором: педагоги рассказывают сказки, легенды, знакомят с традициями, национальными узорами, песнями, танцами, праздниками.
Работая уже много лет учителем начальных классов, вижу, как много меняется в работе над развитием национального самосознания среди младших школьников. Постепенно исчезает грань между людьми разных народностей, которую стирает "жизнь по соседству": общая группа детского сада, общая школьная парта, команда спортсменов, стремящихся к общей победе. Кроме того, постоянное стремительное развитие информационных технологий, Интернета, социальных и новостных сетей в большом объеме способствует культурному обмену между разными этническими группами, народами, странами.
Горжусь тем, что и я, и мои коллеги, работая с учениками младших классов, немало делаем для воспитания у детей любви к нашей родной стране, России, и уважения к этническим особенностям народов-соседей, проживающих на одной территории, территории нашей малой Родины - Хакасии.
В ходе многолетней практики, преподавая основы этнокультурного воспитания, мне удалось сформировать некоторые основные принципы, которые, как я считаю, следует соблюдать для создания эффективных программ обучения толерантности у младших школьников.
На самом первом этапе я использую принцип обобщения имеющихся знаний. Уже в первом классе на уроке мира мы проводим с детьми беседы, выясняя, что знают первоклассники об истории своей семьи, своего села, республики, ее природных особенностях, народностях, проживающих по соседству. Затем мы выстраиваем свою работу шаг за шагом, расширяя их знания, воспитывая гордость за свой народ, желание трудиться во имя процветания своей страны. Учебный процесс строю на признании своей национальной культуры, включающий воспитание и уважение к культуре и традициям народов, живущих рядом, к достижениям мировой культуры.
Второй, не менее важный принцип, заключается в ознакомлении с особенностями различных культур через литературу. Так во втором классе на уроках литературного чтения я знакомлю своих учеников не только с русскими народными сказками, а так же с хакасскими сказками, и сказками народов мира. Важно научить детей находить в этих сказках повторяющиеся сюжетные линии: например, уход из дома в поисках счастья, героические мотивы спасения членов семьи, близких, своих земляков от чудовищ и бед, мотив испытаний и следующих за ними преображений, поучительные сюжеты, восхваляющие честность, храбрость, благородство. Разбирая структуру сюжета сказок, мы как бы подводим детей к выводу: хотя у каждого народа свой этнос, своя культура, но есть много схожего, общего, объединяющего.
Третий принцип заключается в исследовании верований и религий разных этнических групп. В третьем классе изучаем мифы славянских народов, также обязательно знакомство детей с легендами хакасов. Мораль и нравственность формируется, в основном, из верований, исповедуемой народом, и закрепляется веками. Нельзя понять чужие традиции и особенности поведения, если не вникать в то, какие идеалы и табу проповедуются легендами этого народа.
Не менее важным я вижу и четвертый принцип, принцип наглядности. Очень интересно прошли музейные уроки. Дети побывали в районном музее, где познакомились со старинными вещами, узнали об их происхождении и применении. Вместе с родителями расспросили своих бабушек и дедушек о старинных вещах, сохранившихся в их доме, о том, как эта вещь попала к ним. Материал усваивается лучше, если в гармонии сочетаются теория и практика. Как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Пятый принцип - это вовлечение детей в процесс, побуждение к проявлению инициативности. Очень важно вовлечь ребенка в активное изучение родного края. Поэтому, например, на уроках окружающего мира мы, изучая тему "степь", говорим о том, что в Хакасии большую часть территории занимает эта природная зона. Дети готовят сообщения о растениях и животных степи, сами выбирают темы и составляю кроссворды, доклады и другие творческие задания - в этом им помогают родители. Когда мы о сезонных изменениях погоды, просим их узнать народные приметы у бабушек и дедушек. Так у детей появляется это важное чувство, когда он САМ добывает интересную информацию, исследует интересующий вопрос, как настоящий ученый-краевед, и делится ей с одноклассниками.
Мне нравится искать неожиданные способы преподносить информацию о родном крае. Так она лучше запоминается детьми. Даже на уроках математики, знакомя детей с единицей изменения "километр", рассчитываем длину реки Абакан и Енисей, площадь Алтайского района и других районов Хакасии, численность населения городов и сел. На уроках ИЗО и технологии мы рисуем, мастерим поделки, включающие в себя народные хакасские узоры: женское нагрудное украшение "пого", варежки с орнаментом, национальное жилище хакасов - юрты.
Шестой принцип - принцип личного участия. Этнокультурное воспитание осуществляю через проведение классных часов, куда мы приглашаем ветеранов войны, свидетелей важных событий в жизни республики и села, местных выдающихся, почетных жителей. Интересно для детей и участие в школьных и сельских праздниках. Обязательным является посещение школьного музея, где ребят знакомят с экспонатами , свидетельствующими об исторических событиях и просто предметами старины, дающие представления об укладе жизни наших предков, их быте и культуре. Все это воспитывает гордость за своих земляков, стремление преумножать богатство и славу предков.
Наработки по теме воспитания этнокультуры привели к мысли создания банка, в который входят мини-проекты ,сообщения, легенды, кроссворды, сообщения, которые готовят сами дети, чтобы пришедшие на смену четвероклассникам первоклашки могли пользоваться этой информацией и пополнять ее.
Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами, так как язык насилия и борьбы может привести к полной ее гибели. Обучаю и воспитываю своих учеников так, чтобы выросли они умными, образованными, полезными не только для себя - для своей семьи, своего села, для своего народа и своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»
В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...
Пути формирования экологического самосознания и культурного самосознания и культурного поведения младших школьников в учебно- воспитательном процессе
работа по формированию экологического сознания детей в учебном процессе...
"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...
Влияние формы урока на его эмоциональный тонус и познавательную деятельность обучающихся при изучении Всемирного природного и культурного наследия.
Виды уроков.Изучение родного края, его истории....
Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как насто...