Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ
материал на тему
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важнейший принцип государственной политики сегодня. Большая роль при этом, должна отводиться изучению русской народной культуры, которая как ничто иное способствует формированию основ гражданской идентичности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важнейший принцип государственной политики сегодня. Большая роль при этом, должна отводиться изучению русской народной культуры, которая как ничто иное способствует формированию основ гражданской идентичности личности.
Как правило, изучение национальной культуры осуществляется в рамках предметов гуманитарного цикла: русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д. либо на занятиях внеурочной деятельности. Отсутствует чётко определённая система. Но формирование гражданской идентичности личности эффективно лишь тогда, когда такая работа сопровождает всю жизнедеятельность ребёнка: урочную, внеурочную.
Исходя из этого, создан педагогический проект, цель которого – создание системы межпредметных связей при изучении национальной культуры.
В процессе реализации проекта решаются следующие задачи:
- Изучение национальной культуры
- Приобщение к национальной культуре
- Создание собственной модели изучения национальной культуры
- Создание условий для обеспечения межпредметных и метапредметных связей.
Изучение любого предмета эффективно лишь в том случае, если происходит системно, в процессе деятельности. Национальная культура не исключение, поэтому основным принципом является системно-деятельностный подход.
Реализация проекта ведётся по 5 направлениям: «Моя семья», «Мой класс, моя школа», «Мой город», «Экология», «Моя страна»
Все направления проекта взаимосвязаны, однако имеют свои задачи.
Направление «Семья» нацелено на формирование потребности в изучении истории своей семьи, создание условий для осмысления своей роли в семье, ценности семьи в жизни человека.
В рамках направления «Мой класс, моя школа» решаются задачи, направленные на создание условий для адаптации учащихся к новым социальным условиям, идентификации себя как члена коллектива, определение своей роли в коллективе.
Направление «Экология» решает задачи, направленные на создание условий для осознания необходимости в охране окружающей среды, потребности в бережном отношении к природе, в изучении факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на окружающую среду.
В рамках направления «Мой город» создаются условия для воспитания любви к своей малой родине.
Его продолжением является направление «Моя страна», которое ставит перед собой задачи формирования гражданской позиции через изучение национального культурного наследия.
Решение поставленных задач решаю в урочной и внеурочной деятельности учащихся, обеспечивая её взаимосвязь таким образом, чтобы знания и умения, полученные на уроках, были востребованы, использованы, углублены детьми на занятиях внеурочной деятельностью, внеклассных мероприятиях, занятиях дополнительным образованием и повседневной жизни. Результатом такой работы являются проекты, чаще межпредметные.
Например: При изучении на уроках математики текстовых задач предлагаю детям составить задачу на заданную тему: Семья, природа и т.д. Так родился групповой проект: Задачник «Секреты природы»: Дети составляли задачи, на материале природы, погодных явлений.
В ноябре было 7 солнечных дней и 9 дождливых. На сколько дождливых дней было больше, чем солнечных? В задаче использованы данные из дневника наблюдений за погодой. На уроках технологии изготовлена книжка. На уроках изобразительного искусства в рамках изучения темы «Мастер украшения» книга оформлена.
При изучении буквы на уроках обучения грамоте, учащиеся продолжают с ней работу на уроках изобразительного искусства, оформляя её с использованием различных техник русской росписи.
На мой взгляд, такая работа имеет не только воспитательный эффект, но и позволяет отработать предметные умения и навыки, формирует эмоционально-волевую сферу, познавательный интерес.
Данный проект рассчитан на 4 года и состоит из трёх этапов.
На Iэтапе происходит изучение и принятия чужого опыта, формирование умения принимать информацию, работать по алгоритму, образцу. Исходя из этого, деятельность в этот промежуток времени носит репродуктивный характер.
Дети учатся выполнять информационный и творческий проекты.
Таким образом, в рамках I этапа учащиеся обучаются работе с информационными источниками
II этап педагогического проекта направлен на формирование умения использовать полученную информацию, на обучение логическим операциям: обобщению, сравнению, анализу. Это происходит в процессе создания практико-ориентированного проекта.
Например:
На уроках окружающего мира при изучении тем: «Что общего у разных растений?», «Что это за листья?» в процессе логических операций с полученной информаций, применения полученных знаний могут быть созданы практико-ориентирванные проекты: «Атлас растений нашей местности» - гербарий, «То берёзка, то рябина» - природная энциклопедия растений нашего региона и т.д.
Таким образом, на II этапе учащиеся учатся практическому использованию, применению полученной информации. Деятельность приобретает элементы продуктивности. Предпочтение по-прежнему отдаётся групповым проектам
IIIэтап педагогического проекта направлен на формирование поисковых и исследовательских умений обучающихся. Это будет осуществляться в процессе создания информационно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов, использования исследовательского и поискового метода в организации урочной и внеурочной деятельности.
Деятельность постепенно становится продуктивной. Предпочтение отдаётся групповому проекту, но с постепенным сокращением количества человек в группе и более чётким распределением ролей в малой группе.
Временные рамки этапов индивидуальны для каждого, но ориентировочно распределяются следующим образом: 1 этап – 1 класс, 2 этап – 2 класс, 3 этап – 3 и 4 класс.
Сейчас мы находимся на 1 этапе реализации педагогического проекта, где, как уже говорилось выше, происходит формирование умения принимать информацию, работать по алгоритму, ознакомление с национальной культурой. Для обеспечения эффективности решения задач, поставленных на данном этапе, использую деятельностный подход с опорой на ведущую деятельность учащихся – игровую с переходом на межличностное общение.
Одной из важнейших задач, как первого этапа, так и последующих является создание условий для осмысления понятия «Родина», понимания её значения в жизни каждого человека, формирования гражданской позиции. С целью эффективного её решения мы с первоклассниками строим дом, в котором 5 окон, названия которых отражают задачи и содержания каждого направления: Семья – «Папа, мама, я – дружная семья», Мой класс, моя школа – «Вместе весело шагать…», Экология – «Природа – наш зелёный друг», Мой город – «Край родной, навек любимый», Моя страна – «Россия – что может быть сердцу любимей».Как хорошие хозяева мы благоустраиваем своё жилище, заботимся о нём, постепенно наполняя содержанием каждое направление, которое отражается в окнах. Прежде всего, это проекты, информационные, творческие и уже приобретающие практическую направленность.
Например:
На уроке окружающего мира в рамках изучения тем «Что такое Родина?», «Что мы знаем о разных народах?», «Как живёт семья?» Учащиеся знакомились с традициями обычаями семьи, находили их место в истории, культуре страны. На этом материале созданы проекты: «Моя семья», «Моё имя», «Страна, в которой я живу», «Дерево дружбы», которые использованы в общешкольном творческом проекте «Фестиваль Дружбы народов». Деятельность на данном этапе носит, в большинстве своём, репродуктивный характер, форма взаимодействия – групповая.
Наш дом является своеобразным портфолио класса, играет роль мониторинга. Нельзя измерить любовь к Родине, природе, но постоянно возрастающее стремление ребят "благоустроить" своё жилище говорит о том, что такая работа является эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...
Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования
Доклад на тему: Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования...
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель исследования: изучить и научно обосновать формирование познавательных УУД в процессе создания словаря иностранных слов на уроках русского языка.Объектом исследования является образовательный...
Формирование национальной культуры младших школьников
доклад на ШМО...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Данная статья основана на личном опыте работы в данном направлении...
ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДОКЛАД: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...