Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"
опыты и эксперименты (2 класс)

Новожилова Надежда Александровна

Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окружением, обусловленным поликультурной средой современных классных коллективов..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnogo_otnosheniya.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новожилова Надежда Александровна УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Слайд 2

Актуальность исследования Россия является многонациональной страной с большим многообразием культур и традиций различных народов. Благоприятным периодом для формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур является детство (Л.И. Божович ). В младшем школьном возрасте происходит овладение социокультурным опытом (А.Г. Асмолов , Я.А. Батрак, А.А. Леонтьев), обретение этнокультурной компетентности (Л.И. Ванеева, Е.В. Клименко, Г.У. Солдатова). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» приоритетом воспитания определена направленность на освоение социокультурных, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства В ФГОС НОО определены результаты воспитания: развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии; умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки; готовность к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающими людьми

Слайд 3

Противоречия между возросшей потребностью государства в воспитании личности в поликультурном обществе, обладающей толерантной культурой, и отсутствием готовности субъектов образовательного процесса к решению данной задачи; между требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью педагогических условий для воспитания основ толерантности у детей младшего школьного возраста; между возможностями младшего школьного возраста к формированию толерантности в поликультурной образовательной среде и сохраняющимся отношением значительной части младших школьников к людям других национальных культур, обусловленным негативным влиянием общедоступной информационной среды на школьников.

Слайд 4

Толерантное отношение к людям разных национальных культур понимаем как внутреннюю позицию личности, представляющую положительную оценочную реакцию на человека другой культуры. Она обеспечивает принятие человека как ценности независимо от его этнической принадлежности и определяет способы взаимодействия с людьми разных национальностей, стремление общаться с позиции непредвзятости, расположенности и готовности к пониманию. Толерантное отношение к людям разных национальных культур выражается в знании различий между представителями разных групп, общностей, культур; в эмоциональном принятии убеждений, поведения, обычаев и пр., отличных от собственных; в проявлении уважения к чужому образу жизни, мнению, поведению; в готовности вступить в диалог с ними. Общение – Оценка – Отношение – Поведение (намерение)

Слайд 5

Структурные компоненты формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур Компоненты когнитивный аффективный поведенческий Содержание компонентов Знания о своей и других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях. Эмоционально-положительная оценочная реакция на этнические группы и их представителей, открытость и готовность к толерантному общению. Проявление уважения к людям разных национальных культур, оценка действий и поступков

Слайд 6

все, что формируется на ранних ступенях онтогенеза, составляет базовую платформу для развития личности, т.к. этот возрастной период позволяет гибко реагировать на различные социальные воздействия; младший школьник изначально толерантен, потому что он только вступает в систему социальных отношений, и еще не усвоил отрицательных социальных стереотипов и клише, которые препятствуют развитию толерантного отношения; психика ребенка пластична и чувствительна к усвоению вариативных форм поведения; именно в этом возрасте закладываются основы нравственного поведения и усваиваются моральные нормы и правила поведения. Младший школьный возраст сензитивен для формирования толерантного отношения

Слайд 7

Теоретическая модель

Слайд 8

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ЗАЩИТУ Педагогическими условиями формирования толерантного отношения младших школьников к людям других национальных культур выступают: организация работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окружением; использование при отборе содержания занятий традиций народов ближайшего социокультурного окружения, которые отражают национальный характер народов, проживающих на территории Российской Федерации и позволяют выделить общечеловеческие ценности, способствующие сближению народов (любовь к родителям, родной природе, ценность знаний и т.п.).

Слайд 9

реализация программы формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур, в которой учтены структурные компоненты данного процесса, этапы педагогической деятельности и предусмотрены возможности для проявления младшими школьниками личностных отношений на разных социальных уровнях; когнитивный компонент аффективный компонент поведенческий компонент самоотношение межличностное отношение межгрупповое отношение Про меня Про тебя Про нас Программа когнитивный компонент аффективный компонент поведенческий компонент совместная деятельность при организации праздников с элементами национальных традиций и обычаев, игр, конкурсов диалоговая рефлексия, игровые упражнения, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.п. рассказ, беседа, дискуссия, чтение и обсуждение художественной литературы и т.п. Толерантное отношение

Слайд 10

Планируемые результаты Результаты первого уровня (когнитивный компонент) – приобретение школьниками знаний и представлений о других этнических группах, их культуре и традициях, межэтнических отношениях. Результаты второго уровня (аффективный компонент) – положительная оценочная реакция на представителей другой культуры. Результаты третьего уровня ( поведенческий компонент) – проявление уважения при взаимодействии с людьми других национальностей.

Слайд 11

– Говоря о традициях, можно вспомнить и традиционные народные праздники, которые принято встречать в кругу семьи. Мы уже знаем, что в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, таджики, буряты, украинцы. У каждого народа есть свои семейные традиции. Какие праздники отмечают в вашей семье, Муслим? – У нас есть Сабантуй и Навруз . – А у нас Сагаалган ! Дети рисуют семейные праздники. Затем представляют свои рисунки. – Мы сегодня познакомились с национальными традициями семей наших одноклассников. Какие из них вам особенно понравились? Что хотели бы перенять для своей семьи? – Ребята, вы сейчас рассказали о традициях, принятых в вашей семье. Что заметили? – Они у всех похожи. – Да. В основе семейных традиций и обычаев лежат такие вечные ценности как забота о ближнем, верность, любовь, уважение друг к другу, поэтому очень многие традиции в разных странах похожи. Это совместные ужины, семейные игры, прогулки, чтение сказок на ночь. Фрагмент занятия на тему «Традиции моей семьи»

Слайд 12

– Наше занятие мы сегодня начинаем стихотворе­нием О. Высотской «Давайте играть!». Ребята подрастают на Севере, на Юге. Поют они, играют и помнят друг о друге. Украинцы и русские, давайте играть! В Эстонии и Грузии, давайте играть! Ребята на Кубани, на Днепре голубом, Играйте вместе с нами, а мы вам споем! – Уже догадались, что сегодня узнаем? – Старинные русские игры! – Верно. Только сегодня мы с вами поговорим не только о русских играх, как вы думаете, почему? – Потому что Муслим, Эля, Омина , Эмилия и Алина не русские. – Ну, это не главная причина. Вы играете вместе с ребятами других национальностей, и кто-то из них предложил поиграть в свою игру. Может такое быть? Если вам понравится игра, вы будете потом в нее играть? – Конечно! – Правильно. Когда разные народы живут вместе, они перенимают друг у друга разные обычаи, слова, игры. Фрагмент занятия на тему «Во что играли в старину»

Слайд 13

– Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание «дружба народов»? – Это когда все страны дружат, нет войн. – А в чём проявляется дружба между народами? – Страны помогают друг другу в беде. Например, когда было землетрясение в Турции, им все помогали. – Да. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, взглядам и ценностям, но, невзирая на все эти различия, они обладают одинаковым правом жить на Земле и сохранять свою индивидуальность. Среди многочисленных групп людей, живущих на нашей планете, не может быть единого мировоззрения, но общечеловеческие ценности приемлемы и обязательны для всех. Назовите известные вам общечеловеческие ценности. Фрагмент занятия на тему «К чему приводят конфликты» – Доброта, милосердие, помощь, любовь. – Мирное сосуществование народов возможно при соблюдении следующих принципов: равноправия; равенства; взаимопомощи; терпимости; согласия. Об этом сказано и в основном законе нашей страны – Конституции РФ. К сожалению, иногда случаются конфликты между странами, между народами, которые могут привести к самым трагическим результатам. Беседа о геноциде.

Слайд 14

Экспериментальный класс – 25 учащихся 2 Е класса; контрольный класс – 25 учащихся 2 Ж. В каждом классе присутствуют разные этнические группы: русские, таджики, буряты, украинцы и армяне.

Слайд 15

Уровни сформированности толерантного отношения к людям разных национальных культур на констатирующем и контрольном этапах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...

Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....

Экологическое образование как условие формирования у младших школьников ответственного отношения к природе

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средства и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью бе...

Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование у младших школьников табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»

Актуальность данной темы велика в рамках начальной школы, так как она имеет большое значение во всём начальном курсе математики....