сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
план-конспект урока (3 класс)
Учебный предмет: ритмика
Учитель: Очеретова О.А.
Класс: 3- «В»
Тема: «Характер музыки и характер движения».
Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом и характером музыкального сопровождения.
Задачи:
- закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение музыки в движении;
-развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;
-развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;
-развивать коммуникативные навыки в процессе выполнения упражнений;
-развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству музыки и танца.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Технологии построения урока:
-технология коллективного взаимодействия,
-здоровье сберегающие технологии,
-игровые технологии,
-ИКТ.
Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika_3_klass.docx | 47.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: ритмика
Учитель: Очеретова О.А.
Класс: 3- «В»
Тема: «Характер музыки и характер движения».
Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом и характером музыкального сопровождения.
Задачи:
- закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение музыки в движении;
-развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;
-развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;
-развивать коммуникативные навыки в процессе выполнения упражнений;
-развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству музыки и танца.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Технологии построения урока:
-технология коллективного взаимодействия,
-здоровье сберегающие технологии,
-игровые технологии,
-ИКТ.
Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Универсальные учебные действия | |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные | ||
I. Орг. момент (вход в зал, поклон-приветствие, 2 мин.) | Вход в зал шагом с носка, под маршевую музыку, сначала мальчики, затем девочки, построение в 2 линии в шахматном порядке: девочки впереди, мальчики сзади. Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня урок ритмики проведу у вас я. Итак, улыбнитесь, и мы начинаем наш урок с поклона-приветствия: -Здравствуйте девочки….. -Здравствуйте мальчики… (Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, обращает внимание на внешний вид, после чего вместе с детьми делает поклон-приветствие). | Активизация внимания учащихся. | Слушают учителя. Улыбаются друг другу и учителю, настраиваются на позитивную и продуктивную работу на уроке. | Входят в зал для занятий под маршевую музыку, используя навыки ориентации в пространстве, выполняют построение в две линии в шахматном порядке. находят оптимально удобное и правильное положение относительно друг друга при построении и выполняют поклон-приветствие. | Понимание необходимости дисциплинированного поведения на уроке, соблюдения культуры внешнего вида и культуры общения. |
II. Мотивация к учебной деятельности (подготовительная часть – разминка) (8 мин.) | -Ребята, послушайте пожалуйста музыкальные фрагменты и в нескольких словах дайте им описание. (небольшую характеристику, какая музыка?) Обратите внимание на слайд, здесь вам предложены слова – помощники, которыми вы можете воспользоваться при анализе предложенных музыкальных фрагментов. 1. Георгий Свиридов – романс из сюиты «Метель», музыка: -медленная, -грустная, -задумчивая. 2. Иоганн Штраус – «Трик-трак-полька», музыка: -быстрая, -веселая, игривая, -задорная. 3. Николай Андреевич Римский-Корсаков – «Полонез», музыка: -средний темп, умеренный, -спокойная, -торжественная -Как вы думаете, движения под все эти музыкальные фрагменты будут одинаковыми? (нет). -А от чего будет зависеть то, какие движения будут исполняться под ту или иную музыку? (от темпа и настроения или, по-другому сказать – от характера музыки). Да, совершенно верно. -И тема нашего урока так и звучит – «Характер музыки и характер движения». -Сегодня мы будем с вами продолжать учиться двигаться в соответствии с настроением, образом и характером музыкального сопровождения. - Но прежде чем начать активную работу на уроке нужно подготовиться. -Эта подготовка называется… (ученики отвечают – разминка) -Итак, внимание на меня, я включаю музыку: все движения делаем в соответствии с ритмом и темпом музыки. (кинезиологические упражнения). -Молодцы. -А теперь приступаем к упражнениям по кругу. -Хочу напомнить вам о необходимости соблюдения техники безопасности, а так же о культуре поведения и общения на уроке, обращаю ваше внимание: -все движения начинаются после вступления и заканчиваются вместе с окончанием музыки, -выполнение упражнений бега начинается с отскока и заканчивается соскоком – приземление идет через полупальцы на всю стопу. А первое упражнение разминки – «полупальцы – пятки»… | Слушают музыку, рассуждение и вопросы учителя. | Отвечают на вопросы. | Построение из линии в одну колонну, выполнение разминки по кругу за ведущим. Выполняя упражнения, контролируют правильность выполняемых действий. выполняют движения разминки: 1- кинезиологические упражнения: -вдох-выдох -колечко -цепочка -дом, ежик, замок -сжимание и разжимание кистей -восьмерка -шевеление пальцами -вдох-выдох 2- полупальцы-пятки. 3-высокий марш. 4 – бег с поджатыми ногами (захлест) и бег с поднятием колена и бедра. | Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений. |
III. Актуализация и систематизация знаний. (5 мин.) | -Мы с вами уже знаем, что музыка может передавать разное настроение и соответственно вызывать различные чувства и эмоции. -Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Театр эмоций», а для этого нам нужно образовать полукруг. Итак, внимание на экран: Здесь показаны наиболее распространенные выражения лица и характерные им проявления чувств и эмоций. Например: радость, грусть… -Ребята, назовите, какие еще эмоции вы видите на рисунке? -Давайте с помощью мимики и жестов попробуем выразить разные чувства и эмоции: - Когда мы удивлены – как мы это показываем? - Когда мы устали – мы делаем вот так…. Очень хорошо! А теперь покажите: - «Я обиделся» - «Мне скучно» - «Я стесняюсь» Отлично! -Я думаю, что теперь вам будет намного легче выражать настроение, о котором рассказывает музыка. Да ребята? -Ну, тогда давайте пробовать! Встаем, проверяем расстояние в полукругу. | Слушают рассуждение и вопросы учителя. | Отвечают на вопросы, учителя. | Выполняют задания учителя. | |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. (10 мин.) | -Я приглашаю вас совершить танцевальное путешествие. А помогут нам в этом разные страны и континенты нашей огромной земли. Посмотрите на экран, что же это за континенты? Назовите их… -И мы начинаем наш «Танцевальный калейдоскоп» - с Северной Америки, где нас уже встречает ковбой, который потерял свою лошадку: 1-ковбойский танец (сначала на месте, а затем по кругу: ковбой выглядывает по сторонам, но нигде не видно его лошадки, он очень расстроен, рассердился ковбой, взял свое лассо и пошел ее искать…) -А вот – Южная Америка – встречает нас зажигательным Бразильским карнавалом, а карнавал это что? Какие эмоции? Это радость и веселье! 2-бразильский карнавал. (берем помпоны с подоконника и выстраиваемся в одну колонну, боком к зрителю, включаю музыку и становлюсь ведущим, дети двигаются с помпонами «змейкой» за ведущим-учителем). - После такого зажигательного танца нужно немного охладиться и мы отправляемся в гости к пингвинам. Куда? (Где живут пингвины?) – в Антарктиду: даю инструкцию и комментирую движения: одновременно с проговариванием истории показываю движения и вместе с детьми прорабатываем схему движений, которые будем делать под музыку: Представьте, что пингвины никогда не видели людей, они очень удивились и немного испугались, но освоившись, даже немного задрали свои носики, ведь они – королевские пингвины! 3-танец пингвинов. - Спасибо, замечательные получились пингвины! Ну, а нам пора отправляться дальше. -Ребята, а вы знаете кто такие аборигены? А я вам сейчас расскажу. -Аборигенами называют племена коренных жителей Африки и Австралиии. Итак, перевоплощаемся в африканско-австралийских аборигенов! Они сели у костра и с удовольствием танцуют свой ритуальный танец. 4-танец аборигенов. (сидя на полу, рисунок построения – в рассыпную). -И мы приближаемся к самому большому материку, который называется… (ответы детей) Правильно – Евразия! Здесь располагается очень много стран и живет огромное количество народов. Ведь Евразия – это территория стран Европы и Азии, которые соединяет между собой – наша с вами Родина – (дети отвечают хором) – Россия. А визитная карточка нашей страны – это танец – Калинка.
5-танец «Калинка». Даю инструкцию и объясняю порядок движений: -Сначала мальчики (сильные, удалые русские молодцы, веселые и задорные) идут по кругу и строятся в линию, -а затем идут девочки (русские девицы-красавицы, стройные, величавые и немного кокетливые, воображают перед мальчишками) с платочками и строятся в линию перед мальчиками, -девочки начинают танцевать с платочками, а мальчики сзади смотрят на девчонок и помогают им, хлопками на сильную долю в такте, а сильная доля – это счет – раз. -Затем девочки с мальчиками меняются линиями «топотушками», - и теперь девочки хлопают, а мальчики танцуют, -на конец музыки девочки и мальчики соединяются в одну линию «топотушками» и кланяются зрителю). -Наше путешествие подошло к концу, вы все проявили себя просто замечательно! И я с гордостью могу сказать: «Вы хоть и маленькие, но уже – звезды!» А завершить наш «Танцевальный калейдоскоп» предлагаю – флэш-мобом, который так и называется – «Маленькие звезды». Итак, я включаю музыку, движения очень простые, поэтому я буду говорить и показывать их в процессе танца. Не волнуйтесь, у вас все получится! | Слушают пояснения учителя. | Отвечают на вопросы, учителя. | Выполняют задания учителя, проявляют свои творческие и индивидуаль-ные способности в процессе работы над заданиями. | Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений. |
V. Рефлексивно- оценочный этап (итог урока, 5 мин.) | -Ребята, вы все сегодня работали на отлично, были активными и внимательными, молодцы! -Скажите, а что вы узнали о характере музыки и о характере движения? (Музыка имеет разный характер и передает разное настроение и движения должны соответствовать тому образу, тому настроению, о котором нам рассказывает музыка). -А кроме характерных движений, с помощью чего еще ярко и понятно можно передать музыкальный образ? (с помощью разных эмоций, мимики и жестов). -Что было интересно? - Что больше всего запомнилось? -Что было трудно? (ничего страшного, если вы будете продолжать работу в этом направлении у вас все получится!) -С каким настроением мы заканчиваем урок? -Я попрошу вас помочь выразить это настроение. Поможете? -Тогда приготовили свои ладошки: -начинается маленький и тихий дождик, первые капельки падают на землю … -дождик усиливается…. -дождик пошел еще сильнее… -и вот на землю обрушился ливень, который превратился в «бурю аплодисментов!» - Здорово! -Эти аплодисменты звучали сейчас для вас, вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке! -А сейчас приготовились к поклону-прощанию. Наш урок окончен, спасибо, до свидания! -Девочки… -Мальчики.. Ребятки, те, кого я отметила сегодня в процессе работы на уроке, можете приготовить свои дневники, а я приду к вам чуть позже в класс и поставлю отметки. Под маршевую музыку выходят из зала. | Слушают учителя. | Отвечают на вопросы учителя и с помощью рассуждения оценивают свою работу на уроке. | Выполняют заключитель-ные упражнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»
Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»Цель: Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...
Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)
Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...
Технологическая карта урока технологии по теме "Картонные фигурки с элементами движения для театра" 3 класс "ПНШ"
Технологическая карта урока технологии....
технологическая карта урока ритмики на тему: Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс» (4 класс)
Урок ритмики 4 класс. Учитель: Очеретова Оксана Александровна.Тема: Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс».Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: Из...
Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...
Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактическ...
Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Д...