Пример характеристики обучающегося с РАС, надомная форма обучения.
материал

Храмцова Марина Алексеевна

Приведен пример характеристики ученика с растройством аутистического спектра, занимающегося на дому. Вариант 9.1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_harakteristiki.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика

на ученика  4 класса

(надомное обучение)

________________________________

____________обучается в ГБОУ Школа ________ с сентября 20__ года по надомной форме обучения.  

Семья полная, состоит из 2-х человек.   Родители очень любят ребенка,  заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в его успешном развитии.    Находясь в городе, на улицу выходят редко, мальчика раздражают и пугают городские звуки, взгляды людей. Не выносит громких звуков,   его  раздражает телевизор, компьютер, телефон. Пугается звуков, раздающихся из соседних квартир, вздрагивает, замирает, может вскочить из-за стола..

Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме.  Редко болеет соматическими заболеваниями.

Эмоциональное состояние мальчика продолжает оставаться неустойчивым. Наблюдаются смены настроения, негативизм.  При наступлении аффективного приступа ребенок напрягается, может  закусывать зубами ручку или карандаш, начинает раскачиваться на стуле, издает монотонные звуки, начинает плакать.  В этом учебном году   подобных    поведенческих срывов на занятиях     было немного (два-три  за весь год). По внешним проявлениям их можно предугадать в   самом начале и предотвратить (не всегда), переключив ребенка на другой вид деятельности, обычно это физкультурные упражнения.   Спокойно реагирует на выключение и включение света.  

Не проявляет никакого интереса к игрушкам, играм.      Но может по собственной инициативе   раскрашивать, обводить буквы и цифры в прописях (действия механические).

Испытывает значительные трудности в общении с другими людьми. Общение  с учителем не отвергает.    Протягивает для приветствия руку, здоровается полной фразой,   говорит быстро и тихо.   Выполняет просьбу «Посмотри на меня», но останавливает взгляд на лице другого человека только на несколько секунд.     Спокойно реагирует на смену занятий, делает двигательные физкультминутки между уроками,  берет за руку, допускает ситуацию тактильного контакта, делает все упражнения по показу. Хорошо запоминает последовательность упражнений в комплексе.  

Поведение повторяющееся, ритуалистическое.  Четко выражено стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни. Очень зависим от организации учебного пространства.

 Ребенок  обладает речью, но  испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.  Понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего.  Активная речь сформирована на уровне фраз и коротких предложений. Отмечается наличие речевых штампов, эхолалий. Речь малосодержательная, не всегда соотносится с выполняемыми действиями. Звукопроизношение нарушено.   Высказывания интонационно маловыразительны. В спокойном состоянии голос слабо-модулированный, тихий, но в состоянии возбуждения начинает говорить громко, почти кричит.  Пассивный словарь значительно  преобладает над  активным.

 Уровень основных мыслительных операций  снижен.   Внимание неустойчивое, истощаемое.   Продуктивность    низкая.   Целенаправленная деятельность формируется слабо.     Самостоятельно работать не может.  Из-за отсутствия регуляции собственной деятельности, не может удержать даже простые задания. Слуховая и зрительная память относительно сохранны.  Хорошо запоминает небольшие по объему стихи, названия, стихи для пальчиковой гимнастики, может повторить ряд слов.  

Учебное поведение в основном  сформировано: принимает учебную позу (хотя долго её не удерживает), никогда не отказывается от выполнения  задания учителя, выполняет  знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу. Но вся учебная деятельность осуществляется только при непосредственной помощи и контроле учителя, при  условии пошагового контроля за выполнением задания.

Содержание индивидуальной учебной программы соответствует уровню учебного материала второго класса.

  Пройдены все буквы алфавита. На механическом уровне запоминает теоретический материал:   деление звуков на гласные и согласные, деление слова на слоги. Запомнил пары глухих и звонких согласных, знаком с понятиями «ударение», «мягкие и твердые согласные», знает некоторые орфографические правила,  но на практике любое действие выполняется с подсказкой учителя. С помощью учителя составляет схему предложения, выделяет предлоги, ставит вопрос к главным членам предложения.

        Чтение. Знает  все буквы. Но учебный навык не автоматизирован. В зависимости от состояния, может называть все буквы правильно, а может забывать и путать. Слоговое чтение немного улучшилось, но значительных качественных изменений нет. Сливает буквы в прямые и обратные слоги  (иногда самостоятельно, но в основном  с помощью учителя), может прочитать слоги со стечением согласных, пытается читать короткие простые слова слитно, но образ целого слова не видит.  Зрительное внимание на низком уровне, не видит строку, взгляд отводит, больше обращает внимание на действия учителя, его артикуляцию, а не на текст учебника, требуется постоянное привлечение внимание к тексту. Отвечает на вопросы по тексту (после чтения учителя), ответы не развернутые, может назвать основных действующих лиц, их действия, но логику сюжета не понимает, требуется помощь в виде наводящих вопросов.

                 Письмо. Навык самостоятельного письма не формируется. Забывает написание письменных букв. Трудности возникают  при соотнесении печатного и письменного образа буквы, самостоятельном написании письменных букв, соединении букв в слове.   Письменные  буквы пишет    по обводке, по образцу,  с минимальной помощью может писать отдельные буквы самостоятельно.   При обводке может нарушать последовательность написания элементов, письмо механическое. Под диктовку   пишет отдельные буквы.. В тетради не ориентируется.  

Но наблюдаются минимальные положительные продвижения: более уверенно списывает с печатного текста печатными буквами (буквы, слоги, слова, предложения). Более уверенно пишет самостоятельно некоторые письменные буквы, списывает даже короткие слова. Может прочитать слово, написанное не только печатными, но и письменными буквами. Хорошо воспринимает подсказку-показ написания буквы (движения руки учителя), названия элементов букв.  

Математика. Механический счет 1-20   прямой и обратный,  называет соседей чисел (с опорой на наглядность), определяет большее число.  Цифры 1-10 пишет по образцу и под диктовку.    Понимание состава числа не формируется. В течение года работали над механическим запоминанием  таблиц состава числа, есть положительная динамика, но навык не автоматизирован. Действия сложения и вычитания в пределах 20 выполняет на наглядном материале с помощью учителя (присчетом). Различает однозначное и двузначное число.  В двузначном числе может назвать количество десятков и единиц. Но запись двузначного числа под диктовку затруднена, начинает писать со второго знака (единицы). С помощью учителя решает сложные примеры. Понял принцип взаимозаменяемости действий сложения и вычитания. Выполняет примеры типа «14-4». Простые арифметические задачи решает только с помощью учителя, смысл задач не понимает.

Графическая деятельность сформирована слабо, требуется помощь учителя при выполнении графических работ в тетради. Но знает все геометрические фигуры, знает виды углов,  знает меры длины, измеряет длину отрезков.  Показывает части геометрических фигур (углы, стороны).

Но все учебные действия носят механический характер.  Действия и ответы носят ситуативный характер, может правильно ответить на вопрос или не ответить на него совсем. Очень зависим от формулировки вопроса или задания.

                Мотивационно-волевая сфера снижена. Ситуация успеха не вызывает у ребенка явных положительных эмоций. Реакция на одобрение и замечания равнодушная.

Учитель-дефектолог                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных   (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1 - 4 классыпод редакцией В.В.Воронко...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Подготовительный, 1 – 4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой...

Рабочая программа Адаптивная физкультура для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая программа "Адаптивная физкультура"для обучающегося 4 классанадомное обучение8 вид (вариант II)...

Рабочая программа Домоводство для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по предмету "Домоводство" 4 кл....

Рабочая программа Изобразительная деятельность для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая прогрпмма для детей с ОВЗ 8 вида по предмету "Изобразительная деятельность" 4 класс...

Рабочая программа по Изобразительной деятельности для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Адаптированная программа по Изобразительной деятельности для детей с ОВЗ II вид  (надомное обучение)....

Методы формирования новых знаний у обучающегося с РАС на надомной форме обучения

Методы  формирования новых знаний у обучающегося с РАС на надомной форме обучения...