Методы формирования новых знаний у обучающегося с РАС на надомной форме обучения
методическая разработка (1 класс)

Методы  формирования новых знаний у обучающегося с РАС на надомной форме обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Шаховская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Доклад

«Методы  формирования новых знаний у обучающегося с РАС на надомной форме обучения»

                                              Подготовила:

Енина В.И.

Учитель начальных классов

Шаховская 2022г.

      На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA.

     АВАтерапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

      Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром и его коллегами из Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

      При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

       Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

    Поэтому обучение данными методами наиболее эффективно при обучении ребенка на надомной форме обучения.

     Существует несколько методов работы с новыми навыками. Иногда сам того не замечая, педагог, не включенный в работу по АВА, используем методы работы по данной технологии.

  1. Метод случайного обучения

     Методика, при которой используется любая подходящая для обучения ситуация. Либо такая ситуация создается специально.

     Необходимо четко определить то, чему мы хотим учить и с этой точки зрения рассматривать пригодность ситуации для обучения. Создавая ситуацию (н-р, депривируя стимул при обучении вербальному поведению), также надо понимать чего мы ждем от Ребенка (качество реакции). Определить уровень подсказки и критерии подачи поощрения. Случайное обучение показало себя эффективным в обучении детей новым речевым навыкам при использовании тех ситуаций, когда ребенок сам начинает общение, в тех ситуациях, которые случаются часто в естественных для ребенка условиях.

    Одним из самых эффективных примеров обучение неречевого  ребенка средству невербальной коммуникации (PECS).

Пример стратегии:

* Выясняем предпочтения ребенка в еде, игрушках;

*Блокируем доступ;

*Улавливаем инициативу ребенка (потянулся в игрушке, к шкафу с едой) или может искусственно воссоздать ситуацию. Для этого побуждаем ребенка обратить внимание на игрушку (крутим в руках, выполняем игровые действия, прячем игрушку под платок и др);

*Просим дать карточку, изначально пустую, затем с изображением предмета;

*Меняем карточку на предмет ( речевого ребенка просим назвать словом).

    Примеры: 

    -Если ребенок предпочитает совершать некоторую определенную последовательность действий, одиночные элементы могут быть удалены из набора так, чтобы ребенку пришлось спросить: «Где...?», тем самым побудив инструктора отправиться на поиски недостающих частей для завершения привычной процедуры.

     - Следующим этапом данной методики является скрытие тех предметов, в которых ребенок нуждается на протяжении дня (например, можно спрятать пальто или обувь ребенка перед тем, как выходить с ним на улицу, или спрятать столовые приборы, когда приходит время приема пищи, и т.д.)

       -Дождитесь, пока ребенок попросит о предмете или игровой деятельности. Когда он сделает это, возьмите необходимые ему предметы, но затем, уже по пути к ребенку, остановитесь или начните убегать от него. Используйте данную возможность, чтобы научить его исправить такую ситуацию путем повторения своего запроса, или обучите его новым фразам, таким как «Вернись», «Поторопись» и т.д.

    Приведем еще примеры: Учим ребенка здороваться, прощаться, закрывать рот при чихании и др.

  1. Шейпинг-это один из методов обучения, когда поведение ассоциативно привязывают к поощрению, основанный на отборе нужного поведения.

     В процессе применения мы видоизменяем одну реакцию. Мы поощряем то поведение, которое более приближается к желаемому нами и не поощряем то, которое менее похоже на желаемое.

     Самое главное в применении данного метода, чтобы ребенок находился именно в процессе, не стоял на том же уровне, что был в прошлый раз. В противном случае, мы не добьемся результата.

     Особенностью шейпинга является разделение одного навыка на несколько этапов и поступательное поощрение каждого из этих этапов.

     Примеры :  Имитация мелкой и крупной моторики, надеть очки, самостоятельно есть, прыгать через линию и др

Рассмотрим подробнее формирование навыка самостоятельно есть.

    Поощряем реакцию начинаем с малого и казалось бы незначительного успеха ребёнка.

0 шаг Дотронуться до ложки с полной физической подсказкой

1 шаг Поощряем самостоятельно дотронуться до ложки

2 шаг Взять ложку

3 шаг Зачерпнуть еду

4 шаг Поднести ложку с едой ко рту

5 шаг Положить еду в рот

  1. Метод цепочки

     Подходит для обучения такого поведения которое состоит не из одной реакции (приготовление питья, умывание, одевание, чистка зубов).     

     Цепочка состоит из нескольких отдельных звеньев, каждое звено является для предыдущего последствием и стимулом, запускающим следующее звено.

    При обучении данным методом мы помогаем и подсказываем, как выполнять все звенья, кроме одного, при выполнении которого подсказка уменьшается.

     При обучении данным методом существует несколько типов:

  1. Обратная цепочка. Все звенья, кроме последнего выполняются с подсказкой. При работе с последним звеном подсказка уменьшается. Когда последнее звено выполняется самостоятельно, мы переходим к предпоследнему.

2. Прямая цепочка. Все звенья, кроме первого выполняются с подсказкой и поддержкой. На первом звене подсказка постепенно уменьшается, пока мы не доходим до самостоятельной реакции. Когда самостоятельная реакция достигается, мы переходим к следующей.

Пример: Аппликация. Разобьем действие на шаги

1 шаг. Отрыть клей (на начальном этапе отмечается реакция ребенка открыть крышку клея)

2. Выкрутить клей (с помощью)

3. Взять деталь

4. Перевернуть деталь

5.Намазать деталь

6. Соединить  деталь и шаблон

7. Прихлопнуть деталь

8.Закрутить клей

9.Закрыть клей (есть обратная цепочка, то поощрим данную реакцию)

При работе данным методом, нам необходимо четко представить себе все звенья цепочки. И то, как мы будем уменьшать подсказку. Нужно также определить имеет ли ребенок физическую способность сделать то, что мы планируем, чтобы избежать нежелательных реакций.

Приведем совместный пример Новый навык « Будет чистить зубы»

1 шаг взять пасту и открыть

2 шаг взять и намочить щетку

3 шаг выдавить пасту на щетку

4 шаг чистить зубы

5 шаг промыть щетку и положить

6 закрыть пасту и положить

Создавая цепочку всегда опираемся на умения и навыки конкретного ребёнка!

Максимально конкретно хочу остановиться на :

  1. Метод отдельных блоков

      Многие люди думают, Обучение отдельными блоками и АВА-терапия являются синонимами, а деятельность ABA-терапистов заключается лишь в том, что они сидят за столом с карточками и небольшими кусочками конфет. Это распространенное заблуждение, DTT представляет собой лишь одну из ветвей на древе ABA.

      На сегодняшний день метод Обучения отдельными блоками получил широкое применение, и он, возможно, представляет собой наилучший из известных подходов в АВА.

    Блок/ Проба это единица обучения ( при работе для достоверности результата используется от 10 проб в день).

    При использовании данного метода

- пишется специальный протокол.

-Заводиться целевой лист, в котором отмечается дата начала ввода поведенческого протокола, дата усвоения шага и перехода на новый шаг. Дата обобщения.

-Чек-лист в него переносятся все данные из черновика. Здесь мы можем отслеживать динамику ребенка не только в цифрах и графике, но и то, как уменьшается действие подсказки, от полной физической к самостоятельной пробе.

-Черновик в котором быстро обозначаются подсказки требуемые ребенку.

Переходить с шага на шаг мы может только если в чек-листе 3 дня подряд ребенок показывает результат более 70-80%.

 Отдельные блоки

четко структурированный метод обучения новым навыкам.

· Инструкция.

-Подсказка (при необходимости)

Существуют несколько видов подсказок, которые при ведении поведенческих протоколов обозначаются следующими способами

I-самостоятельная проба

FP-Полная физическая подсказка

PP-частичная физическая подсказка

E-жестовая

V-вербальная

PV-частичная вербальная

· Реакция ребенка.

· Подкрепление \ нет, нет, подсказка -- коррекция ошибки

4-х шаговая коррекция ошибки

1.Смоделируйте правильный ответ

2.Дайте инструкцию +ПОДСКАЗКА

3.Переключите внимание

4.Снова дайте инструкцию

Покажи А -реакция ребенка- Берем карточку ЭТО А- кладём карточку на место ГДЕ А (безошибочная проба рука в руке)-ТОЧНО,ЭТО А-ПОХЛОПАЙ- ГДЕ ТЕПЕРЬ А-ВЕРНО!

· Перерыв до 10 сек.

Компоненты техники отдельных блоков:

Инструкция/определенный стимул/сигнал для поведения.

1. Каждый блок имеет конкретное начало. Часто это вербальная инструкция, но это также может быть и другой отдельный стимул или событие, визуальный стимул, например. Событие, происходящее в начале блока (инструкция) должно показывать ученику какой именно верный ответ от него ожидается и даст в качестве результата позитивное усиление. Именно этот стимул- событие называется определенным стимулом СД.

2. На начальном уровне, когда ученик имеет проблемы с некоторыми навыками, инструкция должна быть очень четкой, простой и конкретной. Это поможет избежать путаницы. Бывает, нужно выделить лишь значимое слово голосом, сказать «сок» вместо того, чтобы говорить «покажи мне, пожалуйста, сок»

3. Будьте уверенны, что ваша инструкция соответствует самому заданию. Тщательно продумывайте, что именно в соответствии с заданием должен сделать ученик и какая именно инструкция покажет ему точно, что именно он должен сделать.

4. Дайте ученику примерно 3-5 секунд для ответа, это обеспечить ему возможность обработать информацию. Вообще учитель должен очень чутко улавливать темп работы конкретного ученика.

5. Наилучший вариант проведения обучения - когда ученик показывает хорошее внимание. Если ученик не демонстрирует хорошего внимания, тогда вначале терапии надо сфокусироваться исключительно на развитии навыков произвольного внимания.

Подсказки

1.При работе с новыми навыками использование подсказок очень важно, так как очень часто ребенок не понимает, что от него требуется, возможно, он никогда еще не видел, как это надо делать.

2.Мы добавляем подсказку, чтобы запустить новое поведение. Это на какое- то время заменитель инструкции. Подсказка дается до реакции ребенка и до того, как произойдет ошибочный ответ.

Подсказка используется сразу после инструкции или одновременно с нею, иногда даже до инструкции. Если подсказка была дана слишком поздно или была неэффективна и ученик сделал ошибку, закончите блок. Дайте более удачную подсказку уже в следующем блоке.

3.Использование подсказки ускоряет процесс обучения, уменьшает чувство фрустрации, делает обучение «безошибочным»

4. подсказки также используются для того, чтобы избежать неудачи, обеспечивая необходимую поддержку.

5. Если первая подсказка неуспешна и не работает, следует сдвинуться по иерархии подсказок и взять более сильную. Например, вместо подсказки месторасположением взять жест.

6. есть часто используемое правило: если происходят два последовательно неверных ответа, обязательно должна быть предоставлена подсказка в следующем блоке. Это правило работает в ситуации, когда ученик точно владеет базовым пониманием концепции задания.

7.Когда ученик ошибается в первый раз, предполагается, что он поймет ошибку с помощью последствия. Таким образом во втором блоке предоставляется ученику возможность дать верный ответ.

Два неверных ответа подряд, говорят о том, что ученик не умеет учится с помощью негативной обратной связи.

10.Но помните о том, что если у ребенка существует сложность с пониманием задачи, задания в целом, лучше просто сместиться на другой уровень подсказки в других обучающих блоках.

Если ребенок сделал ошибку вследствие отсутствия внимания или нежелательного поведения, подача корректирующей обратной связи намного важнее подачи подсказки. В этом случае подсказка может стать только усилением нежелательного поведения. Нужно скорректировать поведение и повторить блок без подсказки.

11. верный ответ без подсказки заслуживает сильного подкрепления и похвалы одновременно.

12. блоки с подсказкой не получают сильного подкрепления в последствии – средняя похвала.

Но тем не менее мы предоставляем подкрепление в боках с подсказками, чтобы

·Чтобы обозначить, что ответы были верны

·Усилить верный ответ

·Избежать ощущения неудачи

13. четко соблюдайте правило постепенного исчезновения подсказки. С помощью этого вы обеспечите независимость от дополнительных стимулов и высокий уровень мастерства навыка.

14.один и з вариантов уменьшения подсказки – это систематическое увеличение времени между инструкцией и подсказкой, это дает ученику возможность инициировать ответ до появления подсказки. Но при этом помните, что если более, чем три секунды времени пройдет перед тем, как будет дана подсказка, вряд ли ребенок запомнит четко, какая была инструкция

15. всегда, когда это возможно используйте подсказку с помощью стимулов (позиция на столе материала, например) такие подсказки легче исчезают и привлекают внимание ученика непосредственно к самому материалу задания, что очень важно.

Виды подсказок:

1. Массовая подсказка.

2. Вербальная подсказка.

• Звуки

• Слова

• Инструкции, предложения

3. Моделирование (нужно, чтобы ребенок имел навык имитации)

4. Физическая подсказка.

• Полные (физическое сопровождение рукой)

• Частичные (направлять руку прикосновением)

5. Визуальные

• Знаки

• Картинки

  1. Жесты (движения рук, головы, взгляда)

Ответ ученика.

1. Вы всегда должны точно заранее знать, какой ответ и какого уровня качества вы ожидаете получить от ученика. Используйте постепенно меняющиеся критерии.

2. Обладание четко определенным критерием способствует:

·Согласованности в работе всех терапевтов и родителей

·Увеличению вероятности появления верного поведения

·Увеличения объективности в оценке результатов.

Критерий мы меняем в зависимости от того как меняется ответ ученика, по мере возрастания его успешности.

3. Остерегайтесь появления во время работы с навыками нежелательного поведения. Если вы поощряете верный ответ, который сопровождается нежелательным поведением, будьте готовы к тому, что уровень нежелательного поведения может возрасти.

4. Обязательно поощряйте появляющееся желательное поведение во время работы, такое как глазной контакт, правильное спокойное сидение на стуле и спонтанная речь.

5. Если нет ответа в течение 5 секунд – этот блок считается ошибочным – в некоторых случаях вероятно потребуется произвести замер времени реакции, для того, чтобы конкретно работать с поведением медленно отвечать.

Обратная связь /последствие.

·Ответ немедленно должен сопровождаться последствием. Подкрепление обеспечивает понимание того, что этот ответ был верный и увеличивает вероятность повторения верного ответа в будущем. Негативная обратная связь и отсутствие подкрепления, обеспечивают понимание того, что ответ был неверен и уменьшают вероятность того, что такой ответ повторится.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ - похвала и подкрепление, которое выбрано заранее в соответствии со шкалой подкреплений. Правильный ответ и отличное внимание – заслуживают наивысшего подкрепления. Правильный ответ и плохое внимание – среднее по силе подкрепление.

НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ - информирующая обратная связь о том, что ответ неверен. Неверный ответ, но хорошее внимание – высказывание поддержки (например, «да ты очень стараешься»). Неверный ответ и плохой уровень внимания – сильная корректирующая обратная связь – «нет», «посмотри внимательно» , « попробуй лучше», « ты можешь сделать лучше»

ОТСУТСТВИЕ ОТВЕТА - когда после пяти секунд ответ не последовал, дайте обратную связь и завершите блок. Если ученик при этом внимателен и хорошо сидит и не показывает не учебного поведения – мы можем просто не предоставить подкрепление в качестве последствия. Здесь необязательно делать выраженный интервал между блоками. Иногда достаточно быстро и демонстративно убрать материал со стола, чтобы обозначить окончание блока и приступить к следующему.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ- если ребенок демонстрирует неуместное поведение (вскакивает со стула, хватает предметы, делает стим движения)- немедленно дайте ему обратную связь, скорректируйте поведение и закончите блок. Не ждите, какой ребенок даст вам ответ.

Правила подачи последствий.

1. Обратная связь должна быть недвусмысленной. Не улыбайтесь, произнося «нет». Не хмурьтесь, говоря «хорошо».

2. Последствие должно быть предварительно запланировано и, применяться, согласно установленному заранее критерию.

3. Будьте готовы, однако, дать спонтанно сильное подкрепление для выдающегося самостоятельного ответа или поведения.

4. Подкрепление должно быть выбрано, с основой на индивидуальных предпочтениях ребенка. Эффективность каждого подкрепления должна постоянно отслеживаться и корректироваться при необходимости.

5. Со временем подкрепление должно постепенно смещаться в сторону натуральных последствий и их частоты, с задержкой и интенсивностью натуральных же подкреплений. в начале же за каждым верным ответом должно следовать подкрепление. С достижением прогресса количество подкреплений должно снизиться и подаваться по прерывистому режиму, что поможет:

·Уменьшить зависимость.

·Уменьшить внешний контроль

·Обеспечить генерализацию (приблизить ситуацию к тому, что встречается во внешней среде).

·Снизить возможный беспорядок (большое количество подкрепления иногда обостряет разрушительное поведение ребенка.

6. Используйте выборочное последствие, это помогает донести до ребенка информацию о желательно виде ответа.

·Наилучший результат – наиболее сильное подкрепление

·Ответ с подсказкой или более низкого качества- сразу изменяет уровень подкрепления.

·Неверный ответ, но хорошее внимание – влечет за собой спокойную реплику» нет» или «попробуй еще»

·Агрессия или нежелательное поведение влечет за собой негативную и корректирующую обратную связь.

7. Используйте обратную связь в качестве информирования ученика о чем – либо. Например, «положи руки на колени», «посмотри на меня», «слишком медленно», «скажи лучше» и т.п.

Интервал между блоками.

1.Сделайте интервал между блоками в несколько секунд. Что дает эта пауза:

·Даст время ученику обработать полученную ранее информацию (был ли сделан ответ правильно или же он требует изменения)

·Позволит терапевту обработать информацию о том, что сейчас произошло и о том, что будет происходить (какое взять подкрепление к следующему заданию, какую дать подсказку и когда, какую дать следующую инструкцию)

·Обучает ученика ждать, что в общем предполагает обучение в натуральной среде.

·Дает время заполнить чек-листы.

·Делает начало следующего блока более определенным.

Межблочный интервал должен соответствовать общему темпу обучения

1. Слишком быстрый темп может способствовать путанице и результатом будет плохая демонстрация навыка и перевозбуждение ребенка.

2. Низкий темп может способствовать снижению внимания.

3. Убедитесь, что именно терапевт контролирует темп работы, а не ученик.

Обобщение

Тренинг на обобщение человек научился чему-то в одной обстановке, но ему надо перенести свои знания и умения в другие условия

      Тренинг на обобщение заключается в том, что одно поведение усиливается в разных условиях, пока не произойдет переноса этого поведения на другие схожие ситуации

      Задача тренинга - поведение должно начать происходить при наличии “новых” стимулов. “Новые” стимулы - это представители того же стимульного класса, но которые не участвовали в тренинге на обобщение.

Обобщение бывает по:

1. по людям

2. по месту

3. по стимулу

4. по поведению

В своей работе с учеником на надомной форме обучения, я преимущественно использую метод формирования нового навыка методом отдельных блоков, что помогает мне контролировать динамику ученика и выявлять предположительные негативные факторы влияющие на увеличение количества эпизодов нежелательного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения. (урок открытия нового знания)

Планируемые результаты:Предметные ·        Формируем знания о том, что в зависимости от рода и падежных окончаний имена существительные делятся на 3 типа склоне...

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ

Здоровьесберегающие  технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу....

Тема урока математики во 2 классе « Вычитание вида 12 – 3» Форма урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательные цели:познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить вы...

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

Пример характеристики обучающегося с РАС, надомная форма обучения.

Приведен пример характеристики ученика с растройством аутистического спектра, занимающегося на дому. Вариант 9.1....

Урок открытия нового знания. неопределенная форма глагола. 3 класс

Урок открытия нового знания. неопределенная форма глагола. 3 класс...