Конспект к уроку родного(русского)языка "Зачем людям имена"
план-конспект урока (1 класс)
На примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_lyudyam_imena.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект составила учитель начальных классов:
Гареева Светлана Владимировна 2019 год
Родной (русский) язык
Тема урока: Зачем людям имена
Цель: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
Формируемые УУД:
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: загадки, карточки для работы в паре, карточки для индивидуальной работы, презентация.
Ход урока:
- Орг.момент.
– Здравствуйте! Прозвенел звонок - начинается урок!
- Отгадайте загадку: Нас не было — оно было, Нас не будет — оно будет; Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть. (Имя)(1 слайд)
2. Актуализация знаний: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась привычка давать имена людям, для чего нам нужно имя.
- Догадались, о чем сегодня будем говорить? (Об именах)(2 слайд)
- Ребята случилась, беда имена рассыпались, давайте попробуем собрать. (3 слайд)
- Предлагаю вам, отправится в прошлое и узнать, откуда появились имена и зачем их стали давать людям.
3. Сообщение темы урока, постановка цели:
- Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь. «Зачем людям имена»
Давайте сформулируем цель нашего урока.
4. Работа по теме урока:
1) Рассказ учителя о именах;
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех,Борщ)
2)Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3)Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4)Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). - А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)
НАПРИМЕР:
БОГДАН – ребенок, данный богом.(запись на доске)
Тоже значение имеет имя: БОЖКО. От этих имен возникли фамилии:
БОГДАНОВ, БОГДАНИН, БОГДАШКИН, БОЖКОВ.
БОГДАНА – женская форма имени БОГДАН. Сокращённое имя БОЖЕНА.(запись на доске).
ВЛАДИМИР – владеющий миром. (запись на доске)Тоже значение имеет имя ВОЛОДИМЕР. От этого имени произошли фамилии: ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ, ВОЛОДИН, ВОЛОДИЧЕВ.
Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.
2) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми можно назвать и девочек, и мальчиков.
- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?
(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)
Физ.мин.
5. Продолжение работы по тебе урока:
1) Мудрость в пословицах:
- Как вы понимаете эти вырвжения:
- ХОРОША ДОЧЬ АННУШКА, КОЛИ ХВАЛИТ МАТЬ ДА БАБУШКА.
- КАЖДАЯ АЛЕНКА ХВАЛИТ СВОЮ БУРЕНКУ.
- НЕ ХВАСТАЙ, НАСТЯ: НЕМНОГО НАПРЯЛА, ДА И ТО ПОТЕРЯДА.
-Какие имена вам встретились? Назовите полную форму.
2) Работа с именами народных сказок (работа в паре):
КАРТОЧКА:
- Прочитайте, в каких сказках живут герои с такими именами, и расскажите какие основные черты характера.
-Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали. Объясни.
- ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
- ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ
- ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
- ИВАН-ЦАРЕВИЧ
- ВАРВАРА-КРАСА
-Василиса, Елена, Илья, Иван, Варвара – это полные имена. Как звучат краткие варианты этих имен?
- А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)
- Это полные или краткие формы имен?
– А как звучит краткая форма этих имен?
3) Отгадывание загадок про имена:
Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки - кашу.
Всё умеет...
(Даша).
Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут...
(Ире)
Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую...
(Зину)
Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась...
(Настя)
На ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В классе нет его мудрей –
Помогает всем...
(Андрей)
Ходил по улице герой,
Без шапки зимнюю порой.
И вот простыл на горе –
Теперь болеет...
(Боря)
- Ребята, а вы знаете, что все имена пишутся с большой буквы и называются именами собственными?
- Давайте проверим(5 слайд)
6. Рефлексия
-Какие старославянские имена запомнили на уроке?
-Какие одинаковые имена можно давать и девочкам и мальчикам?
-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?
7.Домашнее задание.
- Узнать вместе с родителями, что значит ваше имя.
8. Итоги урока.
-Оцените свою работу на уроке.
-Что понравилось? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"
Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения. Форма урока - цирковое...
Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...
План-конспект урока с ЭОР. Изо 1 класс. Тема урока:"Узоры, которые создали люди"
План-конспект урока с ЭОР. ИЗО 1 класс. Учебник "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского. Тема: "Узоры, которые создали люди. 6 урок по плану."...
конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)
Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...
Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"...
Разработка урока по родному русскому языку 1 класс "Зачем людям имена"
Разработка урока по родному русскому языку 1 классТема "Зачем людям имена"...
Конспект урока по родному русскому языку для 1 класса по теме "Зачем людям имена?"
Конспект урока по родному русскому языку. Тема "Зачем людям имена?". 1 класс...