Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные" | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Цели:
познакомить учащихся со словами, форма которых не меняется;
отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
обогащать устную и письменную речь учащихся;
развивать интерес к языку;
формировать умение самоконтроля.
Ход урока
Организационный момент
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне .
1. Девиз нашего урока «Хочу, потому что смогу»
Учитель: Что же нам пригодиться для успешной работы?
Дети: Внимание, усердие, уважение друг к другу.
Учитель: А теперь за дело!
Минутка каллиграфии.
Цель: формирование правильного письма, развитие логического мышления
м мм ммм
-какая буква записана?
-из каких элементов состоит?
-посмотрите внимательно на сочетания, установите закономерность и продолжите ряд.
2.Что мы проходим на уроках русского языка?
Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж.)
-Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?
-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. Что значит просклонять слово? (изменить слово по падежам)
-Что изменяется при склонении? (окончание)
По ходу оформляется кластер.
3. Постановка проблемы.
- А все ли имена существительные склоняются?
- Просклоняйте имена существительные бревно, пальто.
Выделите окончание и основу слова.
4. Решение проблемы.
1. Работа на доске.
И.п. бревно пальто
Р.п. бревна пальто
Д.п. бревну пальто
В.п. бревно пальто
Т.п. бревном пальто
П.п. о бревне пальто
- Что заметили? ( У слова пальто не изменилась никакая часть)
- Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей)
- Какой вывод вы бы сделали?
Вывод: Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту форму, называются несклоняемыми.
5. Назовите тему нашего урока.
Цель нашего урока.
Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, не мало: около 10 % от всех слов русского языка
Открытие нового знания.
Учитель: ребята, кто такой Незнайка? Он для вас написал письмо о своем выходном дне. Давайте прочитаем!
Как то рано по-утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре,
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафю зашел
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Интересное кино
Жаль что кончилось оно
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
Дети находят в письме ошибки.
Учитель: А как надо произносить эти слова, почему?
Учитель: важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?
Дети: да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.
6.Первичное закрепление
Запишите неизменяемые слова из письма Незнайки
Взаимопроверка
Учитель: Что можно сказать о форме этих слов?
Дети: У неизменяемых слов одна форма.
7. Физкультминутка (слайд11)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три- руками три хлопка, головою три кивка,
На четыре ноги шире ,
Пять руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
8.1. Маленькая лошадка, на которой катались многие из вас в нашем городе ( пони)
2. Самая маленькая птица в мире ( колибри)
3. Подземная железная дорога ( метро)
4. Собеседование ,опрос по определённой теме ( интервью)
5. Высокое стоячее зеркало ( трюмо)
6. Помещение в театре, кинотеатре, предназначенное для отдыха публики или для пребывания зрителей в ожидании киносеанса или представления ( фойе)
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактическая игра «Магазин»
Цель игры: проверить усвоение знаний по теме., расширить словарный запас.
Описание: дети по очереди отправляются в магазин и покупают только те предметы, которые имеют неизменяемую форму.
Карточки: шимпанзе, безе, конфета, пальто, кофе, ручка, пони, желе, какао, эскимо, пенсне, мячик, альбом, платье.
Во время игры учитель объясняет значение незнакомых слов.
10. Рефлексия деятельности( итог урока) (слайд 16)
Какую задачу ставили?
Что нового узнали?
Где можно применить новое знание?
Оцените свою работу
жили-были слова: кофе, какао, эскимо, желе, филе, кафе, пальто, домино, кино, пианино, кенгуру, какаду, шимпанзе и ещё многие другие. Собрались они все в путешествие. Взяли такси, поехали по шоссе. Приехали в аэропорт. Решили лететь на самолёте. Слова залезли в ящик с мороженым «эскимо». Ящик погрузили в морозильник. Было очень холодно и все слова сильно замёрзли. Когда они приземлились, их очень хорошо, тепло встретили русские слова и оставили жить иностранные слова в русском языке. Но иностранные слова настолько заморозились, что так и не смогли растаять. И остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли – неизменяемыми.
10. Домашнее задание.
Стр.64 упр.192; стр.65 вопросы.
11. Итог урока. Оценки.
- Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
- Что мы сегодня можем добавить в нашу схему? (В кластер добавляется ещё понятия: склоняемые и несклоняемые существительные под словом склонение)
- Как определить падеж несклоняемых имён существительных?
- В каком словаре можно узнать значение слова?
- Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?
12. Рефлексия.
Учащиеся должны продолжить фразы:
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались….
-Я сегодня понял, что…
-Мне было трудно…
-Завтра я хочу на уроке…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»
Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...
Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."
Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...
Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...
Конспект открытого урока "Падежные окончания имён существительных 2-го склонения".
Открытый урок по русскому языку....
Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного" 4 класс
Цель урока: формировать представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию....
Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Конспект открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного." Данный мате...
- Мне нравится (1)