Конспект урока по родному русскому языку для 1 класса по теме "Зачем людям имена?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по родному русскому языку. Тема "Зачем людям имена?". 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._rodnoy_yazyk._1_klass_zachem_lyudyam_imena.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Туровская Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Туровский филиал
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»,
2020г
Конспект урока родного русского языка
1 класс
Тема: Зачем людям имена?
Цель: расширять представления обучающихся о разнообразии имен и их форм.
Задачи: показать на примерах, зачем людям имена; познакомить с именами, которые могут носить и девочки, и мальчики, с полной и краткой формой имен; наблюдать за употреблением имен в пословицах, русских народных сказках; дать представление о древнерусских именах и современных именах; формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи, патриотические качества личности.
Планируемые результаты:
Предметные: узнать о происхождении имён на Руси; узнать значение своего имени; узнать о героях-земляках; уметь называть полную и краткую форму имени
Метапредметные
регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности, патриотических качеств личности).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: видеоролики, карточки для работы в паре, карточки для индивидуальной работы, портрет героя, карточки «Лист успеха».
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел звонок - начинается урок!
- Ребята, давайте начнём урок с загадки:
«Мне дано, а все пользуются»,
«Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть». (Имя)
- Актуализация знаний. Мотивационный момент
- Сейчас мы посмотрим мультфильм «Наши имена». Смотрите внимательно и посчитайте, сколько имён «нарисовано» в мультфильме.
- Что вы можете сказать о мультфильме, о чём он? (Об именах).
- Сколько имён встретилось нам? (8)
3. Сообщение темы урока, постановка цели
- Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно, тема сегодняшнего урока: «Зачем людям имена». А чему мы должны научиться на уроке? Давайте сформулируем цель урока.
- Познакомиться с именами людей.
- Работа по теме урока:
- Предлагаю вам, отправится в прошлое и узнать, откуда появились имена и зачем их стали давать людям. Но сначала — разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин.
- Сестрица ... (Аленушка).
- Братец ... (Иванушка).
- Как звали богатыря по прозванью Муромец?. (Илья)
- Как звали богатыря по отчеству Никитич? (Добрыня)
- Как звали богатыря по прозванию Попович. (Алеша)
- Какая героиня была ... Прекрасная? (Василиса)
- Как звали известную мастерицу … — искусницу. (Марья)
- Повелитель щуки. (Емеля)
- Как звали богатыря по прозванию — кожемяка. (Никита.)
Рассказ учителя о именах
- У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество. - Имя каждого человека – часть истории его народа. В имени, как в зеркале, отражаются верования, традиции, быт наших далеких предков. Невозможно даже предположить, сколько имен, фамилий существует на земном шаре. Образовалась даже специальная наука, которая занимается этим вопросом.
- Ребята, давайте посмотрим отрывок из видеоролика «Происхождение имён и фамилий». Смотрите внимательно. После просмотра скажите, кто такой Шурок?
Просмотр фрагмента видеоролика «Происхождение имён и фамилий».
- Какое имя вам запомнилось, показалось самым интересным?
- Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было некрасивым, непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых людей. Второго имя давалось человеку в подростковом возрасте, когда сформировались основные черты характера. Древние славянские имена были очень разнообразны.
Существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен – двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
- Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена?
- Возьмите «солнышки» с именами и прочитайте о значении своего имени.
- Прочитайте вслух по очереди значения вашего имени.
- Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свое имя так, чтобы оно засверкало в лучах солнышка.
4. Физкультминутка.
«Рассуждали три подружки:
Чем бы им заняться?
Предложила всем Танюшка
Куклами меняться.
Но сказала ей Наташа:
- Ни за что на свете!
Мы ведь мамы куклам нашим,
Куклы – наши дети.
И подруг спросила строго:
- Ну, скажите сами:
Разве наши мамы могут
Обменяться нами?»
Г.А. Попов
- Какие имена встретились в физкультминутке?
5. Продолжение работы по тебе урока.
1) Игра «Назови правильно»
- Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.
«Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Тема (Артем), Стасик (Станислав), Паша (Павел), Рома (Роман), Витя (Виктор), Андрюша (Андрей), Коля (Николай), Дима (Дмитрий)...
Валя (Валентина), Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Оля (Ольга), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).»
- Скажите, можно ли давать одинаковые имена девочкам и мальчикам? Какие? (Валя, Саша, Женя, ….)
2) Работа с пословицами
- Ребята, давайте вспомним пословицы, в которых встречаются имена. Послушайте внимательно, как вы понимаете эти выражения?
- Не всяк Наум наставит на ум.
- Едет Емеля – ждать его неделю.
- Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
- Каков Савва, такова ему и слава.
- Какие имена вам встретились в пословица?
3) Работа с народными сказками и былинами (работа в паре)
КАРТОЧКА: «Прочитайте, в каких сказках живут герои с такими именами, и расскажите какие основные черты характера.
- Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали? Объясните».
- Елена Прекрасная
- Илья Муромец
- Иван-Царевич
- Варвара-Краса
4) Отгадывание загадок про имена
«Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки - кашу.
Всё умеет...»
(Даша).
«Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут...»
(Ире)
«Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась...»
(Настя)
«На ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В классе нет его мудрей –
Помогает всем...»
(Андрей)
6. Проверочная работа
(по карточкам «Впиши пропущенные буквы»)
- Ребята, а вы знаете, что все имена пишутся с большой буквы и называются именами собственными? Давайте проверим. Впишите пропущенные Буквы в имена на карточках.
КАРТОЧКА: « …лёна, …астя, …имофей, …льяна, …ля, …нис, …риллл.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
- Запишите эти имена на строчках ниже.
6. Из истории родного края
- Ребята, в этом году наша страна отмечает знаменательную дату 75 лет Великой Победы. Мы с вами живём в Тамбовской области. Наш край война не обошла стороной. Многие наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны, воевали в партизанских отрядах, работали в тылу. На сегодняшнем уроке я хочу рассказать вам о юной героине, нашей землячке Зое Космодемьянской. Послушайте рассказ, который называется «Имя, ставшее легендой»
«Юная героиня советского народа Зоя Космодемьянская прожила короткую, но замечательную жизнь. С детства она отличалась серьёзностью, любознательностью, правдивостью и честностью. Она была необыкновенно настойчива, начатое дело всегда доводила до конца. Зоя горячо любила русскую литературу и наш народ, свою Родину и её героическую историю.
20 июня Зоя сдала последний экзамен и перешла в десятый класс. 22 июня началась война.
Зоя попала в партизанский отряд Она отважно боролась с врагами. Но однажды фашисты захватили Зою в плен. И требовали рассказать, где прячутся партизаны. Зоя не выдала своих товарищей. И погибла…. О подвиге Зои узнала вся страна. И этот подвиг поднимал на борьбу с врагом миллионы людей».
- О каком имени вы узнали из рассказа?
- Как вы считаете, имя Зоя можно назвать героическим?
- Предлагаю почтить имя Зои Космодемьянской минутой молчания.
7. Итоги урока.
-Какие старославянские имена запомнили на уроке?
-Какие одинаковые имена можно давать девочкам и мальчикам?
- С именем какого героя познакомились на уроке?
-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?
8. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Что вызвало затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте смайлик на «Листе успеха»
- Закончить урок я хотела бы такими словами:
Будь же всегда достоин
Имени своего.
Будь прям, и правдив, и спокоен,
И с честью носи его!
-Какое бы имя не было у нас, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
«Не имя красит человека, а человек имя»
Список использованных источников:
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе: Метод.рекомендации /Сост. Кравцова С.А., Лунёва О.А., Митропольская А.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2009
- Тамбовские писатели в детском чтении: Сборник биографических и художественных материалов/ Составитель и редактор Г.М. Первова. – Тамбов: ТОПКРО, 2006
Ресурсы системы Интернет:
https://infourok.ru/ - Инфоурок;
https://www.art-talant.org - Арт-талант;
https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования;
https://uchitelya.com – Учителя сom учительский портал;
https://uchitelya.com – Конспекты уроков, международный каталог для учителей, преподавателей и студентов
https://kladraz.ru – Кладовая развлечений
https://ped-kopilka.ru – Учебно-методический кабинет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по родному(русскому) языку, 1 класс
2020 -2021 учебный годДанный конспект участвовал в конкурсе ИРО РБ....
Конспект урока по Родному (русскому) языку "Учимся общаться"
Формировать интерес к предмету родной (русский) язык. Формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения; Развивать навык сотрудничества с учителем и св...
Конспект урока по родному русскому языку 2 класс
Устанавливаем связь предложений в тексте.Практическое овладение средствами связи:лексический повтор,местоименный повтор....
Разработка урока по родному русскому языку 1 класс "Зачем людям имена"
Разработка урока по родному русскому языку 1 классТема "Зачем людям имена"...
Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.
Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...
Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...