конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).
ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.7 КБ |
Предварительный просмотр:
10.10.2018 РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК №6 1-Б
ТЕМА УРОКА: ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА.
ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: загадки, карточки для работы в паре.
ХОД УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась привычка давать имена людям.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
1) Рассказ учителя о старославянских именах;
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех,Борщ)
2)Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3)Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4)Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри).
НАПРИМЕР:
БОГДАН –ребенок, данный богом.(запись на доске)
Тоже значение имеет имя: БОЖКО. От этих имен возникли фамилии:
БОГДАНОВ, БОГДАНИН, БОГДАШКИН, БОЖКОВ.
БОГДАНА – женская форма имени БОГДАН. Сокращённое имя БОЖЕНА.(запись на доске).
ВЛАДИМИР – владеющий миром. (запись на доске)Тоже значение имеет имя ВОЛОДИМЕР. От этого имени произошли фамилии: ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ, ВОЛОДИН, ВОЛОДИЧЕВ.
Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.
2) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми можно назвать и девочек, и мальчиков.
- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?
(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)
Ф ИЗ К У Л Ь Т М И Н У Т К А
5. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫПО ТЕМЕ УРОКА:
1) МУДРОСТЬ В ПОСЛОВИЦАХ:
-КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ:
* ХОРОША ДОЧЬ АННУШКА, КОЛИ ХВАЛИТ МАТЬ ДА БАБУШКА.
*КАЖДАЯ АЛЕНКА ХВАЛИТ СВОЮ БУРЕНКУ.
*НЕ ХВАСТАЙ, НАСТЯ: НЕМНОГО НАПРЯЛА, ДА И ТО ПОТЕРЯДА.
- КАКИЕ ИМЕНА ВАМ ВСТРЕТИЛИСЬ? НАЗОВИТЕ ИХ ПОЛНУЮ ФОРМУ.
СЛОВАРЬ:
ПРЯСТЬ- скручивая волокна, превращать их в нити.
2) РАБОТА С ИМЕНАМИ ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК (работа в паре):
КАРТОЧКА:
ПРОЧИТАЙТЕ.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИВАН-ЦАРЕВИЧ ВАРВАРА-КРАСА
-Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали. Объясни.
-Василиса, Елена, Илья, Иван, Варвара – это полные имена. Как звучат краткие варианты этих имен?
3) Отгадывание загадок про имена:
Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки - кашу.
Всё умеет...
(Даша).
Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут...
(Ире)
Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую...
(Зину)
Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась...
(Настя)
На ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В классе нет его мудрей –
Помогает всем...
(Андрей)
Ходил по улице герой,
Без шапки зимнюю порой.
И вот простыл на горе –
Теперь болеет...
(Боря)
6. РЕФЛЕКСИЯ
-Какие старославянские имена запомнили на уроке?
-Какие одинаковые имена можно давать и девочкам и мальчикам?
-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?
7. ИТОГИ УРОКА.
-Оцените свою работу на уроке.
-Что понравилось? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:• формировать умение писать с заглавно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:• формировать...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-946769-1513621096.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему: " Одушевленные имена существительные " (2 класс , УМК "Школа России"
Вашему вниманию представляю конспект урока по русскому языку на тему: " Одушевленные имена существительные " (2 класс , УМК "Школа России")...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1100617-1548701963.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему: «Неодушевленные имена существительные», 2 класс
Цели деятельности учителя:познакомить с неодушевленными именами существительного;формировать умение отличать одушевленные существительные от неодушевленных.Планируемые результаты:Предметные:знать, что...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...