Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Праздник азбуки.
Конспект нестандартного урока по обучению грамоте
«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_raz-_v_1_klass_prezentaciya_1.ppt | 1.54 МБ |
prazdnik_azbuki_urok-prezentaciya.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект
нестандартного урока по обучению грамоте.
«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Учитель высшей квалификационной категории
Тазиева Гульсара Шавкатовна.
Конспект урока.
«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Содержание: В подготовке праздника участвуют ребята- первоклассники, их родители, ученики- шефы 5 класса.
Действующие лица:
Ведущий-учитель
Азбука-старшеклассник
Алфавит- старшеклассник
Словарь- старшеклассник
Русский язык-старшеклассник
Буквы алфавита - первоклассники
Декорации и костюмы:
Азбука, Алфавит, Словарь, Русский язык - бутафорские книги,
Буквы-короны.
Дидактический материал: Интерактивная доска, компьютер, видеофильм «День знаний», презентация - «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв».
Выставка книг и словарей:
Словарь С.И. Ожегова,
Словарь В.И.Даля,
Словарь Д.И. Розенталя
Фонотека:
Песни:
«Чему учат в школе», сл. М.Пляцковского, муз. М.Шаинского
«Настоящий друг», сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
«И туган тел», сл. Г.Тукай,
«Азбука»
Музыка:
П.И.Чайковского, В.А. Моцарта, С.Сайдашева.
Танец:
Хореографическая постановка.
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе».
Дети входят в класс.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой- «Русской Азбукой». Вспомним первый учебный день. Каким же был день 1 сентября?
На экране: слайд «Торжественная линейка -1 сентября».
На сцене:
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел-
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет-
Подарю учительнице первой.
(Дарит цветы)
На сцену выходит «Азбука» - девочка в русском народном костюме с бутафорской книгой и обращается к первокласснику.
Азбука:
Ждет с волненьем и девчонок, и мальчишек
Книга скромная - «Русская Азбука»
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она,
Хочешь многое узнать - научись, малыш, читать!
Первоклассник:
И зачем было в школу идти?
Я читаю уже лет с пяти,
Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас!
Попрошу купить компьютер, буду целый день играть.
В Интернет письмо писать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к классу приглядись
А уйти всегда успеешь, и включиться в Интернет
Грамотой не овладеешь - подключаться толку нет!
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник:
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю
Азбука:
Ну, а эту?
Первоклассник:
Как же, как же?
Скажет каждый во дворе
Перед нами буква « РЭ».
Буква «Р»:
Я- не рэ, не рэ, не рэ
Хоть пишусь я во двоРе
Ты меня найдешь в гоРах, тундРе, Речке, беРегах,
Рокочу я гРомом гРомким
И Реву звеРиным Ревом-
Вот тигРиным, например-
Моё имя – буква «ЭР»!
Первоклассник:
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Учитель:
Поверьте, ребята,
Единственный раз
Приходим когда-то
Мы в первый свой класс.
Навеки запомним
И первый урок, и первый учебник
И первый звонок.
Демонстрация видео-урока «День знаний».
Учитель:
Обернуты тетрадки
Как снег воротнички.
Мы знаем все порядки
Хотя и новички.
Учитель:
Боялись, что учиться сложно,
И было на душе тревожно.
Азбука:
Вам в школе нечего бояться,
Учиться надо и стараться,
На все вопросы отвечать
Одни пятерки получать.
Ученик:
Ну что ж, мы так и поступили,
В тетрадках буквы выводили,
Примеры разные решали, и
«Азбуку» до корки прочитали.
Ученик:
Мы учили в Азбуке
Как писать и «а» и «рэ»
И узнали, например,
Говорят не «рэ» ,а «эр».
Научились мы писать и большие фразы,
Можем мы теперь читать сказки и рассказы.
Наизусть стихотворенье можем выучить,
смеясь,
И расскажем с выраженьем,
Это всё- пустяк для нас.
Мы так старались от души,
Ведь мы уже не малыши.
И вот у нас сегодня праздник
Вы разделите с нами радость.
Азбука:
На праздник наш со мной пришли любимые друзья
Вот всем известный Алфавит, любимый для ребят.
Ученик в русском костюме с бутафорской книгой «Алфавит».
Алфавит:
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова,
И напевна, и стройна
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям
И пусть будет знаменит
Наш славянский Алфавит!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Слава русской старине!
Фонограмма: (Звучат колокола)
Слайд: «Памятник Кириллу и Мефодию»
Алфавит:
По широкой Руси- нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии
Славят братьев мудрых в Болгарии, Украине, Хорватии, Сербии
Все народы, что пишут кириллицей, славят подвиг первоучителей.
Слайд: «Какие бывают слова»
Учитель:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые
Упрямые, суровые
Но непременно дело стоит за каждым словом!
Человек без дела, человек без слова.
Слайд: Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно…
Алфавит:
Книжек много вы читали,
Я хочу вам предложить
О своих любимых книжках
Здесь сейчас поговорить.
Начинаем парад букв
Буквы по порядку читают тексты, стихи.
Слайд: «Портрет Г.Х.Андерсена. Список его произведений».
«А»
Андерсен, Аксаков, Аксёнов, Айтматов - известные писатели.
Андерсен - мой любимый писатель.
Кто не знает сказку «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная королева».
Раньше мне их читали, а теперь я могу прочитать их сама.
Слайд: «Портрет Агнии Барто и её книги».
«Б»
Буква «Б» похожа на ключик. С этим ключиком связаны имена великих детских
писателей и поэтов: Бианки, Берестов, Благинина, а стихи Агнии Барто - самые любимые.
Вот, послушайте отрывок:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки
С книжками, тетрадками
Идут ученики
Полны веселья шумного
Бульвары и сады.
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.
Слайд. Художник Врубель и его картины.
«В»
А теперь по Алфавиту
Буква «В» стоит, смотрите.
В-Высоцкий
Он поэт и музыкант,
Или одним словом бард.
Врубель - известный художник, друзья, шедевры Врубеля стыдно не знать!
Слайд. Портрет Гайдара А.П. и список его книг.
«Г»
Встал по струнке уголок – это я про букву Г
«Г» - Гагарин – космонавт, знаете, надеюсь, я
А ещё, Голиков-Гайдар — писатель
Написал он «Голубую чашку», «РВС», «Поход».
А про Чука и про Гека, как шалили эти детки,
Познакомимся потом, когда «Родную речь» прочтём.
Слайд «:М.Джалиль. Памятник».
«Д»
Буква «Д» с добром дружна, дарит песню нам она
(Песня «Доброта»)
Добрым словом вспомним мы
Джалиля, защищал он Родину свою.
И в плену слагал стихи и песни,
Мы сейчас послушаем одну. (Ученик исполняет на курае татарский напев)
Слайд: «Портреты Заходера и Евтушенко».
«З» и «Е»
З и Е зеркально схожи
Заходер и Евтушенко.
Кто они?
Они поэты тоже.
«Птичья школа»
На старой липе во дворе
Большое оживление
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!»
Занятия с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!
Слайд «Портрет В.Жуковского»
«Ж»
Буква «Ж» похожа на жука,
Ну, а с кем знакомит нас она?
Посмотрите на портрет Василия Жуковского,
Сколько лирических стихотворений им сложено.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить.
Жизнь души, весны приход?
Слайды с видами города Казани, его достопримечательностей.
«И-К»
Я две палочки, дружок,
Соединил наискосок.
Ты внимательно смотри,
Получилась буква «И»
Для чего она нужна?
Мне - для соединения .
Сколько театров в Казани на « К»
И Камала, и Качалова, и КГУ на «К»
И Кремль, и Кул-Гали, и Корстон
Но, я если честно сказать, нигде ни разу ещё не была.
Слайд: «Портрет Лобачевского».
«Л»
Наши палочки устали
Ровненько стоять не стали
Вот к друг дружке наклонились
В букву «Л» оборотились
Вы слыхали о Лобачевском?
Так знайте, он как и я
Любил математику в детстве.
Чтоб как Лобачевский стать
Надо всё на свете знать.
Слайды: «Портрет Моцарта .Моцарт за инструментом. Моцарт в кругу друзей».
«М»
А вот эта буква «М»
Вы подумали «Метро» Н-е-т!
Это – Моцарт, Мусоргский, Мустафин- композиторы
Они и дарят праздник для души.
А одну из пьес послушаем и мы.
(хореографическая постановка)
Слайд: «Н.Носову-100 лет».
«Н»
Знает Настя и Наиль, их имена
На букву «эн»
Но хочу я вам поведать о прошедшем юбилее
Носову Николаю Николаевичу-100 лет!
Ура! А как его любит детвора!
«О»
Слайд: «Портрет В.Осеевой».
Буква «О»:
Вера Осеева так писала о себе:
«Когда я была маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла их читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
-Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
-Не знаю. Я о нём не думала.
Мама огорчилась и сказала:
-Мало уметь читать, надо уметь думать!
Рассказы Веры Осеевой учат честности и дружбе.
Наш класс очень дружный и мы споём песню о дружбе.
(Песня «Дружба»)
Слайд: Постник – кто он? Собор В.Блаженного. Благовещенский собор
«П»
Что за буква? Посмотрите и её мне назовите.
Много слов на букву «П».
Пушкин, Пришвин, Полежаев, Пермяк, Паганини-
Ну, кто их не знает?
На ум мне пришло словечко одно
Вот оно- Постник.
Вы знали его?
(Разъяснение на слайде)
Слайд: «Портрет Репина. Его произведения».
«Р»
Буква «Р» на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
Это Рерих- великий художник
Картины его сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Это Репин- русский художник
Мы видим, приятель, картины в руках
Они нам расскажут о давних делах:
Где много случалось историй,
Тут были и радость, и горе.
Слайд. Портрет С. Сайдашева.
«С»
Сегодня, друзья, мы сюда собрались
Чтоб славное слово сказать
Салиху Сайдашеву, что воспевает
В музыке нашу Родину-мать
Бу Шопен да, Бетховен да түгел
Уйный Идел дулкынында
Кояш нурлары
Кояш нурларыннан җылы
Сәйдәш моңнары.
Исполняется пьеса.
Слайд: « Портреты Тукая, Толстого. Памятники писателям.»
«Т»
Т-Тукай, Толстой, Тинчурин.
Ну, а это кто?
С ними связаны слова: детский мир, родное слово, и Отечество, и Родина.
И туган тел,и матур тел…(стих, песня)
Туган телем син- йөрәк җылысы,
Туган телем син- күңел тойгысы,
Туган телем син- сүнмәс йолдызым
Син Туган телем, күңелем назлыйсың!
Слайд: «Портрет Успенского».
«У»
Я по правде вам скажу
С буквой «У» всегда дружу
Я слыхал, что есть такой талант- Успенский
Правда, книг его ещё я не читал
Но мечтаю тоже стать известным
Чтоб с Успенским рядом и Усланов постоял
Это шутка, а если всерьез
У-учитель, учёба, успех…
А если б не было учителя?..
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен,
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.
Слайд: «Портрет Файзи».
«Ф»
Все мы знаем без подсказки-
Буква «Ф» как ключ от сказки.
Вот Файзи- поэт татарский
Фукс и Фучик–иностранцы.
Слайд: «Бегающая буква «Х».
«Х»
Буква «Х» всё ходит, ходит…
Места словно не находит.
Слайды: « г.Елабуга. Музей Марины Цветаевой».
«Ц»
На качели мы присели,
Что за странные качели?
Не качаются никак,
Это буква «Ц», чудак!
(О Марине Цветаевой рассказывает учитель.)
Слайд: «Портрет П.И.Чайковского».
Звучат его пьесы.
«Ч»
Да, вы правильно решили
«Ч» похожа на 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Чарушин, Чехов, Чайковский…
О ком бы ты хотел узнать?
Чайковский, знайте, не Чуковский,
О нём и надо рассказать.
За него говорит его музыка!
Слайд: «Портреты И.И.Шишкина, А.В. Щусева».
«Ш-Щ»
Буква Ш и буква Щ, правда, ведь похожи?
И для них мы знаем, есть
Правила очень строгие.
Шишкин – пишем с буквы «и»
Он художник, знаешь ты.
Щусев – пишем через «у»,
Он политик, не забудь!
Слайд. Объявленье.
«Ъ и Ь»
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки (Ъ, Ь) нам найти.
И после размышленья
В печать решили мы послать такое объявленье:
Пропали два печатных знака
Найти их рядом мудрено.
Но может быть, однако,
Словцо отыщите одно,
Где будут оба знака.
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
«Э»
Эх, кончаем алфавит,
а за мною «Ю» стоит.
Слайд: «Слова-исключения.»
«Ю»
Ю – опасна, так и знай,
пишем мы слова вот так!
жЮри,
брошЮра,
парашЮт
с буквы Ю всегда пишут.
Слайд: «Портрет Языкова-учёного»
«Я»
Я- особый из значков.
Я может быть буквой, а может быть словом.
Я- ученица, а Языков –учёный.
Слайды с фразеологизмами и рисунками к ним.
Пойдет сегодня разговор
О языке у нас.
По свету ходит с давних пор
О нём немало фраз.
А мы сейчас с тобою здесь
Их попробуем прочесть.
Дети читают стихи к фразеологизмам и объяснения к ним (приложение)
Фразеологизм
Почему мы так говорим
Язык без костей
Алеша пригласил ребят,
Но был гостям потом не рад.
Как принялись они болтать
И слова не дают сказать.
Проходит час, проходят два,
У Леши кругом голова,
Как видно, у его гостей
Язык, и, правда, без костей.
«Язык без костей» скажут о болтливом человеке. А еще есть похожая пословица «Язык без костей – что хочешь плети».
ЯЗЫК КАК БРИТВА
Не страшна любая битва
Петуховой Насте,
У нее язык как бритва,
Это просто счастье!
Если Настин рот открыт,
Всех девчонка победит:
Скажет – как отрежет,
И зубов лишь скрежет
Полетит за словом вслед,
А врагов простыл и след.
«Язык как бритва» говорят о резком человеке, который не лезет за словом в карман.
ЯЗЫК ПРОГЛОТИШЬ
Юра из школы пришел –
Сразу обедать за стол.
Бабушкин борщ и котлеты –
Просто фантастика это!
А пирожки – объеденье,
Есть их – одно наслажденье.
Юра к обедам бабули привык,
Вкусно – проглотить язык.
«Язык проглотишь» говорят о чем-то очень-очень, просто необыкновенно, вкусном.
ЯЗЫК ЗАСЕРЕБРИТЬ
Наташка ябеда у нас,
Ее боится целый класс.
Но как-то раз сказал Степан:
«Есть у меня, ребята, план:
Чтобы Наташка всякий раз
Не доносила на всех нас,
Нам надо ей конфет купить,
Ее язык засеребрить.
«Язык засеребрить» означает заставить кого-то молчать, подкупив его.
ЯЗЫК ТОЧИТЬ
Светка не спешит учить
Вечером уроки.
Ей бы все язык точить,
Раздувая щеки.
Хватит попусту болтать,
Лучше книжку почитать.
«Язык точить» говорят о тех, кто любит подолгу болтать без толку, ни о чем.
ЯЗЫК ПРОГЛОТИЛ
Максима вызывать к доске –
Лишь время зря терять,
Ведь только мел крошить в руке
Начнет Максим опять.
Он будто все слова забыл,
Язык свой взял и проглотил.
«Язык проглотил» скажут о человеке, от которого и слова не добьешься.
ЯЗЫК ЧЕШЕТСЯ
Лида секреты не может хранить,
И все равно ей про что говорить.
Если уж Лида кого-то поймает,
Мигом любого она заболтает.
Ребята на Лиду махнули рукой:
«Что же поделать? Характер такой!
Мы потерпим, пусть потешится,
Ведь у Лиды язык чешется.
«Язык чешется» означает, что кому-то хочется поговорить, иногда даже когда говорить не следует.
ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ
Как-то к Славику попал
В руки классный наш журнал.
Он тот час в журнале этом
Стал оценки рисовать,
И себе по всем предметам
Он везде поставил пять.
Но как пришла пора расплачиваться,
За эту шутку отвечать,
Его язык не поворачивается.
А что же может он сказать?
«Язык не поворачивается» скажут о том, кто затрудняется сказать что-либо.
ЯЗЫК ХОРОШО ПОДВЕШЕН
Если отвечает Саша,
Все спокойны в классе нашем.
Пусть к уроку не готов,
Он от недостатка слов
Совершенно не страдает,
Вмиг любого заболтает,
Увлечется – так и чешет,
Хорошо язык подвешен!
«Язык хорошо подвешен» скажут о человеке, который за словом в карман не полезет.
Последний слайд: «Язык хорошо подвешен».
Учитель:
На мой взгляд, интересно выражение «Язык хорошо подвешен».
Чтобы речь ваша была красивой, надо много знать слов.
В какой книге собраны все слова?
(Выставка словарей).
Слайд: «Изображение словарей».
Ученик-Словарь:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми заселена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И тебе всегда, как другу
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь.
Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским неохватным языком.
(Дарит в подарок школьные словари)
Слайд: «Цитата о русском языке и его значении»
Ученик-Русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова-
Выучи русский язык!
(Торжественно вручает учебники русского языка).
Ученик-Алфавит:
Вот настал момент прощанья
Будет кратка наша речь:
Поздравляем грамотеев,
До счастливых новых встреч!
Азбука:
Книг прекрасных очень много,
Постарайтесь их беречь!
Слайд: «Спасибо, Азбука»
Учитель:
В середине февраля
В школе праздник «Спасибо, Азбука!»
Ученик:
Да, отныне уже
Не прожить нам никак
Без историй, романов и саг.
Ученик:
Значит, был он, друзья,-
Совершенно не зря - «Праздник Азбуки»
Исполняется песня «Азбука»
Как всегда в сентябре
Стало тихо во дворе
Мы букварь открыли новый
Кто живёт там в букваре?
Там живут слова и слоги,
Алфавит от А до Я,
Вы не стойте на пороге,
Заходите в класс, друзья!
Ах, какой светлый дом!
И жильцов так много в нём.
Вместе с ними по страницам
В путешествие пойдем.
Мы ходили не зря
По страницам букваря.
Нам сказал котёнок: «Мяу!»
Нам сказал утёнок «Кря!»
О событьях жизни нашей
Пусть узнает каждый гость.
Мама кормит Машу кашей,
Костя дал Сереже гвоздь.
Да-да-да, да-да, да-да!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...
Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"
Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»
Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т» Цель: формирование понятия о согласных звуках [т] [т’], букве &laqu...