Разработка урока по родному русскому языку 1 класс "Зачем людям имена"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Разработка урока по родному русскому языку 1 класс
Тема "Зачем людям имена"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_idey.banzarova.n.a.pdf.docx | 106.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Улан-Удэ»
Разработка урока
«Зачем людям имена?»
1 класс
г..Улан-Удэ
2022 г
Пояснительная записка
Настоящая разработка урока разработана с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Учебного плана МАОУ «СОШ №48» на 2021 – 2022 учебный год;
- календарного учебного графика МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2019 – 2020 учебный год;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Общая характеристика
Родной (русский) язык– один из основных предметов в системе начального образования. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка, а также сохранению языковой культуры народа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной язык». На уроках обучающиеся учатся не только писать и читать на родном (русском) языке, но и знакомятся с художественными произведениями своего народа, нравственный потенциал которых очень высок. Данный предмет знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Цели
Цель родного (русского) языка соотносится с главными задачами реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Целевыми установками являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
ЦЕЛЬ урока: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: загадки, карточки для работы в паре.
ТЕМА УРОКА: «ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА?»
Место проведения: МАОУ СОШ №48
Класс: 1 класс
Сведения об учителе: Банзарова Наталья Алексеевна, МАОУ СОШ №48 г.Улан-Удэ учитель начальных классов
ХОД УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась привычка давать имена людям.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный этап | - Доброе утро, ребята! Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы у нас было хорошее настроение на уроке. Проверим готовность к уроку. - Для начала мы проведем разминку нашего речевого аппарата. 1. Вдох, выдох; 2. Трубочка, рыбка, улыбка, крик, лошадка. 3.Скороговорка три сороки … 4. Кра кричит ворона … - Для чего нам нужна такая разминка? - А как вы думаете, какую речь приятно слушать? | Здороваются, улыбаются. Проверяют готовность к уроку.
Проводят речевую разминку. |
Этап актуализации знаний
| - Чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить и что мы будем делать на уроке родного языка и литературного чтения на родном языке, мы разгадаем ребус. Слово - Имена -Так о чём же пойдет речь на нашем занятии? - Да, тема нашего урока «Зачем людям имена?» - Как вы думаете, чему сегодня научитесь и что узнаете? | Дети разгадывают ребус. Совместно с учителем составляют план работы. Делают вывод об актуальности изучаемой темы урока.
|
Этап открытий новых знаний | Беседа с наводящими вопросами - Зачем людям нужны имена? - Когда даются имена? - Кто называет и придумывает ему это имя? - А какие имена у ваших членов семьи? - А вы знаете историю происхождения вашего имени? Когда рождается на свет человек, то мама и папа хотят видеть своих сыночка или дочку здоровыми, сильными, красивыми, добрыми, и дают имена. - Ребята, а вы знали, что имена существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить. Когда-то очень давно на Руси у людей было всего 2 имени. Существовала такая традиция: новорожденному давали имя, которое было настоящим, – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти. - Но эти имена не говорили, что человеку присущи эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел и не умер. Имя для каждого человека очень важно и нужно. Обращаясь к нему, мы называем его по имени. А при обращении ко взрослым, мы произносим его имя и отчество. - А как ваши родные называют ласково в семье? А как будет вас будут называть, когда вы вырастите? - Ребята, в родном языке есть краткая и полная форма имени. - А сейчас мы сыграем в одну интересную игру. - Запишите в свою тетрадь краткое и полное имя. - Как зовут ваших родителей сейчас, когда они взрослые и как звали их в детстве, когда они были маленькими? - Ко взрослым и незнакомым людям принято обращаться не просто по имени, а по имени и отчеству. Физминутка Раз, два, Три, четыре. Три, четыре, Раз, два. Мы шагаем дружно в ряд – Второклассников отряд. Алины, Артемы, Мараты и Саши, Степа, Гриша, Таня и Даши, Дима, Ксюша, Эльмира, Карина, Родион, Арсений и Аделина. Присядут те, кого мы назвали, А остальные своё имя сказали. Запомни, что имена Пишутся с большой буквы всегда! | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге. Рассказывают свои истории о том, почему имеют такие имена.
Работают в парах. Учатся слушать друг друга. Объясняют пословицы.
|
Включение в систему знаний
| Сейчас мы прослушаем колыбельную песню, а вы попробуйте объяснить, кому ее поют: мальчику или девочке? (аудио) Люлю, люлю, люленьки, Налетели гуленьки. Прямо Шуре в люленьку. Стали гуси гулевать. Стала Шура засыпать. Спи-ка, Шуренька, поспи. Ручки белые прижми. Глазки, милая сожми. Бай, бай, бай. - Как еще можно ласково назвать девочку с таким именем? - Назовите ее полное имя. - Могут ли Шурой звать мальчика? - Как будет звучать его полное имя? - Назовите имена, которыми можно назвать мальчика и девочку. Будет ли различаться полная форма имени у мальчика и у девочки? Пословицы и поговорки Предлагает в пословицах найти имена и подобрать полную форму. 1. Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку. 2. Не хватай, Настя: немного напряла, да и то потеряла. 3. Рад Яшка, что пирог с мяском. 4. Друг на дружку, а все на Петрушку. 5. Не по Сеньке и санки. 6. По Ивашке и рубашка. Сказочные герои - Имена каких героев из русских народных сказок вы знаете? - Как будет звучать краткое имя каждого героя? - В каких произведениях вам встречались герои с такими именами - Это полные имена, а как звучат кратко. | Участвуют в игре. Подбирают неполные и полные формы имен, из тех, что записаны на лепестках ромашки.
Слушают фонограмму колыбельной песни. Объясняют, доказывают.
Отвечаю на вопросы.
Вспоминают имена. Учатся аргументировать свои ответы.
Отгадывают ребусы. Называют полные имена.
Вспоминают и называют имена сказочных героев (Елена Прекрасная, Иван-царевич, Илья Муромец, Василиса Прекрасная и т.д.). Называют краткое имя сказочного героя. |
Итог урока. Рефлексия | Обобщение - Ребята, на самом деле какое бы имя нам не дали, мы всегда будем сами хозяевами судьбы и нашей жизни. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. С какими словами будет ассоциироваться ваше имя. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит вам только удачу! Рефлексия Карточка Девочка и мальчик придумать краткое и полное имя. Что нового узнали на уроке? Предлагает детям проанализировать свою работу на уроке при помощи игры «Карандаш». | Слушают вывод, дополняют, высказывают своё отношение к услышанному и увиденному.
Оценивают свой выбор цветными сигналами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока + презентация по русскому языку "Имена собственные"
Урок расчитан на 40 минут. В состав урока входят такие моменты как организационные моменты, физ. минутка, актуализация знаний и т.д....
Конспект к уроку родного(русского)языка "Зачем людям имена"
На примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказка...
Разработка урока по родному русскому языку. 3 класс. Тема:" Для чего нужны суффиксы"?
Подробный план урока с указанием этапов, целеполагия на каждом этапе урока, освещен деятельностный аспект урока по ФГОС...
Разработка урока по родному русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Тема урока: «Фразеологизмы».Место урока в изучении темы: Раздел: «Слово в языке и речи». УМК: «Школа России»Цель урока: актуализировать знания об устойчивых с...
Конспект урока по родному русскому языку для 1 класса по теме "Зачем людям имена?"
Конспект урока по родному русскому языку. Тема "Зачем людям имена?". 1 класс...
Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...